Психологическое поведение спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.
Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе духовного развития человечества, противоречия между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.

Файлы: 1 файл

Физ-ра.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Тренер - спортсмен.

Быть спортсменом очень  тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, спортсмен проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него спортивном мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у тренеров.

Мы должны разобраться  в одном важном вопросе, сложном и для тренеров, и для спортсменов. Тренерам необходимо создавать условия для раскрытия и развития личности в спорте, и делать это надо заботливо, учитывая психофизиологические особенности спортсмена. Тренеры должны понимать и внезапные перемены настроения спортсмена, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Спортивный клуб, стадион, зал - самые подходящие места для  манипуляции поведением спортсмена, и одна из основных причин постигающих тренеров неудач в том, что администраторы спортивных учреждений прежде всего настаивают на поддержании дисциплины. А контроль над другими, как мы уже знаем, низводит человеческие существа до положения вещей. И любые молодые спортсмены, родившиеся с нормальным запасом человеческих чувств, превращаются в элементы набора "спортсменов" спортивной школы.

Как только молодых спортсменов  начинают усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать им жесткие  правила, они немедленно начинают протестовать. Дети вообще склонны противостоять контролю, а на тренировках в зале - особенно. Многие из нас помнят таких "неподдающихся" - бунтарей, головорезов, непослушных со времен нашего детства. Как правило, они-то и запоминаются на всю жизнь. Мы даже помним их имена, а попробуйте-ка вспомнить имя какого-нибудь тихого, послушного воспитанника? Мы помним также их приемы, с помощью которых они пытались противостоять бесконечному контролю. Помним мы и приемы тренеров, с помощью которых они наводили порядки на тренировках и воздействовали на возмутителей спокойствия: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угрозы вызвать родителей, изоляция (выгнать из спортивной школы, на время отстранить от тренировок и т.д.).

Все эти приемы негативны  и носят приказной характер. Они направлены на насаждение конформизма, а отнюдь не творчества. Нельзя лишать подопечных эмоций. Они не должны чувствовать себя объектом воспитания. Общаясь - воспитываем, воспитывая - общаемся.

Молодые спортсмены, взрослея, вправе ожидать от тренеров мудрых советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Тренеры не должны переступать определенные границы в отношениях со спортсменами. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения.

Стереотипы  педагогического общения.

В общении очень мало нормативов, если это не этикет. Правила  строятся в процессе общения в  зависимости от партнера. В позиции  казаться, а не быть самим собой привык жить педагог. Демонстративное поведение, показное - это не то, что должен демонстрировать тренер. При таком поведении идет погружение в ложь: я себя переборю, но сделаю так, как надо. Чтобы выработать правильное поведение со своими подопечными, тренер должен быть готов к открытому общению, делиться своим внутренним миром, своим состоянием - вот что привлекает молодых спортсменов и располагает к открытому общению.

Формулы, которыми должен руководствоваться тренер:

- тренер не всегда прав;

- агрессивный путь  добывания уважения - ошибочен. Надо  учиться пристраиваться к партнеру  сверху. Спортсмен ждет репрессий,  а надо поступить по-другому.  Агрессивная манера тренера вызывает  агрессию (или депрессию) спортсмена - это проигрышный путь;

- поступайте со спортсменами  так, как вы хотели бы, чтобы  поступали с вами;

- надо быть открытым, чтобы не дать волю нагнетающей  атмосфере, надо обязательно прояснять  отношения;

- не надо культивировать  похожесть на себя;

- не осуждайте инокость, восторгайтесь ею;

- избегайте насильственного  обращения в собственную веру. Ты прав и я права - это  нормально;

- пытайтесь увидеть  в каждом ребенке все самое  хорошее, что есть вообще в  человеке.

Грамотность тренера  в вопросах общения заключается  в том, что он отдает отчет своему репертуару. В этом случае он берет на себя инициативу в продуцировании того поведения, которого он ждет от молодого спортсмена. В основе общения должна лежать психология. Ведь вся наша жизнь есть не что иное как общение. В Америке дети пишут сочинение на тему "Я лучший спортсмен в школе", где каждый ребенок рассказывает о своих достоинствах и отношении к себе. За что он себя любит, о своих личных достижениях в спорте. Надо освободить себя и своих подопечных от зажатости, закрепощенности, но не путать эти термины с развязностью и хамством.

Чтобы наладить отношения  со значимым партнером, надо работать прежде всего над собой. Для этого  надо дать отчет о своих трудностях, отнести трудности и на свой счет и на счет других, разработать план для их преодоления.

Структура профессионального  общения в прикладном построении и управлении коллективом.

Структура педагогического  общения делится на три стадии:

- первая - коммуникативная  - передача информации;

- вторая - установление  сотрудничества между спортсменами. Общение поддерживается объективной зависимостью его участников, их взаимозависимостью;

- третья - перцептивное  восприятие человека человеком.  Оно определяется социальными  эталонами, в которых воспитывается  ученик. На занятиях тренеру нельзя скопом предъявлять претензии спортсменам. Надо оценивать их деятельность, а не личностные качества. С точки зрения гуманистической психологии педагогическое общение рассматривается как система взаимоактивных отношений между тренером и спортсменом.

Обучение эффективно только тогда, когда оно строится с учетом внутренних законов психологии (целей, потребностей, интересов, смысла деятельности, эмоциональных состояний) спортсменов.

Нельзя губить эмоциональную  активность. Нельзя лишать спортсмена эмоций. Надо всегда давать возможность высказаться, самопроявиться.

Инновационная педагогика - это такое обучение и такое  использование средств, которые  позволяют выполнять поставленные задачи гуманным путем. Личность проявляется  в деятельности. Спортсмен никогда  не должен чувствовать себя только объектом воспитания. Обучение должно сводиться к созданию условий, а все остальное сделает сам спортсмен.

Спортивная команда - это группа людей, объединенных общей  целью, совместной деятельностью, имеющая  собственную организацию и управление. Что нужно, чтобы она заработала и зажила как команда и содружество личностей? Как минимум следующее:

а) тренеру надо поставить  цель;

б) надо раскрыть команде  эту цель так, чтобы все спортсмены понимали ее одинаково;

в) создать условия  для совместной деятельности тренирующихся. Надо стараться, чтобы спортсмены на тренировках, выполняя совместную работу, сотрудничали, а не соперничали друг с другом.

Как известно, перед тренером стоят сложные задачи, связанные  с тренировочным и соревновательным периодами. К чему здесь надо стремиться, что обеспечивать? Прежде всего:

1) самосовершенствование  и саморазвитие занимающихся  не только в межличностных  отношениях, но и в деловых;

2) распространение деятельности  спортсменов на время после  тренировок;

3) постоянное укрепление деловых отношений в команде.

Устранение и серьезных  и пустяковых проблем в команде  зависит от того, известны ли тренеру  подходящие алгоритмы их решений. Если да - значит половина дела уже сделана.

Конфликты в  спортивном коллективе.

Уменьшение количества конфликтных ситуаций - серьезная  практическая проблема, стоящая как  перед руководителями детских спортивных учреждений, так и перед тренерами  спортивных коллективов.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая следующее:

- противоречивые позиции  сторон по какому-либо поводу;

- противоположные цели  или средства их достижения  в данных обстоятельствах;

- несовпадение интересов,  желаний, влечений оппонентов.

Конфликтная ситуация, таким  образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт развивался, необходим  инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой. Готовность к разрешению конфликта - один из ключевых факторов, определяющих его исход. Фактически в некоторых случаях уже одного этого достаточно. Вместе с тем эта готовность достигается непросто, и вызывать ее у других также нелегко.

Важным качеством при общении является способность человека встать на позицию партнера. При ролевом общении (руководитель - подчиненный, тренер - спортсмен) принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что облегчает общение. Культура педагогического общения предполагает необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Эти знания крайне нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических знаниях. Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться. Практика показывает, что конфликты в спортивной школе обычно вызываются следующими причинами:

- во-первых, недостатками, связанными с организацией труда,  неполным и неправильным использованием  моральных и материальных стимулов и т.д.;

- во-вторых, недоработками  в сфере спортивной деятельности, подбора и расстановки кадров  в соответствии с квалификацией  и психологическими особенностями;  неправильным стилем руководства,  проявлением администрирования  и др.;

- в-третьих, трудностями и напряженностью, связанными с межличностными отношениями внутри спортивного коллектива.

При проведении беседы по разбору конфликта в спортивной школе необходимо:

- проанализировать и  довести до сознания каждого  из участников конфликта причины  его возникновения;

- выявить его возможные  последствия для выполнения коллективом  поставленных задач и качества  межличностных отношений;

- обосновать выводы, вытекающие  из условий возникновения конфликта,  и его возможные последствия  и предъявить их в качестве  контролируемых требований к поведению всех участвующих в нем;

- нейтрализовать антагонистический  эмоциональный настрой противников,  подчеркнув совместные цели спортивного  коллектива, и принять решение  о дальнейшей деятельности;

- объективно оценить  поведение виновников конфликта и реакцию окружающих.

При подготовке к беседе исходите из того, что участники  конфликта зачастую односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно). Перед беседой  необходимо уяснить для себя следующие  вопросы:

а) в чем заключается  существо конфликта, как он проявляется  в спортивной деятельности?

б) кто участвует в  конфликте, как следует оценить  его участие?

в) как влияет конфликт на выполнение коллективом спортивно-воспитательных задач, как можно избежать других негативных явлений?

Чтобы беседа по разбору  конфликта протекала в деловой  атмосфере, приводим примерный план ее построения:

- дайте вашу оценку  сложившейся ситуации, но только  после выяснения истинного положения  вещей с помощью конструктивных  вопросов;

- объясните участникам конфликта внутреннюю логику развития конфликтных ситуаций;

- особо подчеркните,  какие последствия может иметь  конфликт для выполнения спортивным  коллективом поставленных перед  ним задач;

- предоставьте всем  участникам конфликта возможность изложить свою точку зрения о путях разрешения конфликтной ситуации;

- соответственно оцените  усилия партнеров и примите  их за основу для дальнейшей  разработки проблемы;

- по возможности исключите  различные подтасовки, недооценки, отклонения от темы, голословные утверждения с помощью контраргументов или отметьте, насколько это мешает решению проблемы;

- подчеркнуто объективно  и по-деловому аргументируйте  все ваши решения.

Информация о работе Психологическое поведение спортсменов