Пути модернизации физического воспитания студентов ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:15, научная работа

Описание работы

Вообще, понятию здоровье американский медик Г.Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Файлы: 1 файл

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ.docx

— 28.97 Кб (Скачать файл)

Молчанова К. студентка  гр. ФиК № 401

Науч. рук. Новопашин А.В.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 

 

В соответствии с государственным  образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с

1994 г.  объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Физическая культура в  высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей  и профессиональной культуры личности современного специалиста системы гуманистического воспитания студентов.

Вообще, понятию здоровье американский медик Г.Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях — наиболее характерный критерий нормы, здоровья. [1]

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10—15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния окружающей среды и на 50—55% — от условий и образа жизни.[1]

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Греческий философ Аристотель (II в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения.

Тесная связь состояния  здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении и предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни. [2]

Но в настоящее время в сфере физической культуры и спорта возник комплекс проблем.

Главной проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.

По результатам  медицинского обследования, проведенного  Министерством здравоохранения России, лишь 20% старших школьников (будущих абитуриентов) абсолютно здоровы. Более чем у 50% детей диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10–15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Резко прогрессируют болезни сердечнососудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50% юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2–3 диагноза болезней, а в целом лишь 20% выпускников можно считать практически здоровыми. [1]

Таким образом, в настоящее  время в Российской Федерации  назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному  улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих систематические  занятия физической культурой и  спортом, неприятие вредных привычек).

Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

Мировой опыт показывает, что  средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения  уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в  обществе в целом. Всемирно признано, что занятия физической культурой  и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных  неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных  привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). [3]

 Самая острая и требующая  срочного решения проблема  - низкая  физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной  активности студентов (одно занятие  в неделю по две пары, т.е. это три часа в неделю) не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В настоящее время необходимо осуществить поиск новых высокоэффективных  физкультурно-оздоровительных и  спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение студентов  в активные занятия физической культурой  и спортом. Особое внимание необходимо сосредоточить на разработке новых  физкультурно-оздоровительных технологий, создании отвечающих современным требованиям программ и методик оздоровительных занятий. Важное место должны занять исследования, направленные на поиск новых, наиболее эффективных, форм организации физкультурно-оздоровительной работы.

В филиале Тюменского государственного университета в г. Заводоуковске обязательные занятия физической культурой проводятся со студентами 1,2 и 3 курсов два раза в неделю, что является нормой для полноценного и гармоничного развития физических качеств студентов и укрепления их здоровья.

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила (А.А.Гужаловский, Б.А.Ашмарин):

1) средства и методы  физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки  обязаны планироваться в соответствии  с возможностями студентов;

3) в процессе использования  всех форм физической культуры  необходимо обеспечить регулярность  и единство врачебного и педагогического контроля, а также самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.[4]

Принцип оздоровительной  направленности обязывает так организовать физическое воспитание студентов, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

— совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

— компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации  физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.[5]

К настоящему времени разработан целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего:

— контролируемые беговые  нагрузки (система Купера);

— режим 1000 движений (система  Амосова);

— 10 000 шагов каждый день (система Михао Икаи);

— бег ради жизни (система  Лидьярда);

— всего 30 мин физических упражнений в неделю на фоне

повседневной естественной физической нагрузки, учитывая

правила: если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь

стоять, а не сидеть —  стой, если можешь двигаться — двигайся

(система Моргауза);

— произвольное поочередное сокращение мышц тела без               

  изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части

суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону);

— калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с

акцентом на растяжение (система  Пинкней Каллане) и т.д. [6]

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), шейпинг, стретчинг и т.д.

Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально  сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Кроме оздоровительного эффекта  физические упражнения оказывают тренирующее  воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа. [7]

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

 

Список используемой литературы:

 

  1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ- курс лекций.
  2. Агибаров Н.А. Некоторые проблемы перестройки и обновления образования // Социальные проблемы современной молодежи. -Черкесск, 2010. С. 57-59.
  3. Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа. -М.: МЭИ, 2001.-48 с.
  4. Физическая культура: Примерная учебная программа для вузов / Сост. М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, В.А. Масляков, В.Г. Щербаков. М., 2010. - 54 с.
  5. http://www.dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-01-26/201101261023581.pdf - «Физическая культура студента» под редакцией д.п.н. В.И.Ильинича М., 2005 г.
  6. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов вузов / А.Г. Фурманов , М.Б. Юспа. – М.:Тесей, 2003
  7. http://www.f-trener.ru/osnovnaya-forma-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-v-vuzah-uchebnye-zanyatiya - сайт преподавателя физической культуры.

Информация о работе Пути модернизации физического воспитания студентов ВУЗа