Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:15, научная работа
Вообще, понятию здоровье американский медик Г.Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
Молчанова К. студентка гр. ФиК № 401
Науч. рук. Новопашин А.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с
1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста системы гуманистического воспитания студентов.
Вообще, понятию здоровье американский медик Г.Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях — наиболее характерный критерий нормы, здоровья. [1]
Наукой доказано, что здоровье человека только на 10—15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния окружающей среды и на 50—55% — от условий и образа жизни.[1]
Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Греческий философ Аристотель (II в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения.
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении и предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни. [2]
Но в настоящее время в сфере физической культуры и спорта возник комплекс проблем.
Главной проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
По результатам медицинского обследования, проведенного Министерством здравоохранения России, лишь 20% старших школьников (будущих абитуриентов) абсолютно здоровы. Более чем у 50% детей диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10–15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Резко прогрессируют болезни сердечнососудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50% юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2–3 диагноза болезней, а в целом лишь 20% выпускников можно считать практически здоровыми. [1]
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих систематические занятия физической культурой и спортом, неприятие вредных привычек).
Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.
Мировой опыт показывает, что
средства физической культуры и спорта
обладают универсальной способностью
в комплексе решать проблемы повышения
уровня здоровья населения и формирования
здорового морально-
Самая острая и требующая
срочного решения проблема - низкая
физическая подготовленность
В настоящее время необходимо
осуществить поиск новых
В филиале Тюменского государственного университета в г. Заводоуковске обязательные занятия физической культурой проводятся со студентами 1,2 и 3 курсов два раза в неделю, что является нормой для полноценного и гармоничного развития физических качеств студентов и укрепления их здоровья.
Чтобы физическая культура
оказывала положительное
1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
2) физические нагрузки
обязаны планироваться в
3) в процессе использования
всех форм физической культуры
необходимо обеспечить
Принцип оздоровительной направленности обязывает так организовать физическое воспитание студентов, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:
— совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;
— компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.
Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.[5]
К настоящему времени разработан целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего:
— контролируемые беговые нагрузки (система Купера);
— режим 1000 движений (система Амосова);
— 10 000 шагов каждый день (система Михао Икаи);
— бег ради жизни (система Лидьярда);
— всего 30 мин физических упражнений в неделю на фоне
повседневной естественной физической нагрузки, учитывая
правила: если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь
стоять, а не сидеть — стой, если можешь двигаться — двигайся
(система Моргауза);
— произвольное поочередное сокращение мышц тела без
изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части
суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону);
— калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с
акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д. [6]
В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), шейпинг, стретчинг и т.д.
Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.
Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.
Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).
Оздоровительное, лечебное
и тренирующее влияние
Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.
Список используемой литературы:
Информация о работе Пути модернизации физического воспитания студентов ВУЗа