Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:21, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода
испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной
устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает
негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и
питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние
общего утомления, переходящее в переутомление.
1.введение.основные понятия.
2. Работоспособность и влияние на нее различных
факторов
3. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме
4.заключение
5.список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1.введение.основные понятия.
2. Работоспособность и влияние на нее различных
факторов
3. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме
4.заключение
5.список литературы
1. Введение. Основные понятия
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода
испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной
устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает
негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и
питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние
общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика
изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций
организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность- потенциальная возможность человека выполнить
целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в
течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и
психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и
сниженную работоспособность.
Утомление- временное объективное снижение работоспособности под влиянием
длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей
интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности,
негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида
нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления.
Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и
другие виды утомления.
Переутомление- накопление утомления по причинам нерационального режима
труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой
снижение работоспособности и продуктивности труда, появление
раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает
начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие
состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости,
физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов
(памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил организма после
физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях
физическими упражнениями, спортом и в других случаях.
Релаксация- состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие
снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п.
Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной,
вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности,
принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.
Самочувствие- субъективное ощущение внутреннего состояния
физиологического и
2. Работоспособность и влияние
на нее различных
факторов
Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис.
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как "усидчивость", которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной
нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.
Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.
Установка также влияет
на эффективность
умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa — самочувствие, настроение, мотивация и др.
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.
Установка также влияет
на эффективность
3. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме
Высокая работоспособность
обеспечивается только в том случае,
если жизненный ритм правильно согласуется
со свойственными организму
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работоспособность- потенциальная возможность человека выполнитьцелесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности втечение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности ипсихофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную исниженную работоспособность.
Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я - физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.
Список литературы
1.Учебное
пособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.
2.
Общая физическая и спортивная
подготовка в системе
воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ,
1995.
3.
Основы спортивной тренировки
и методы контроля за
организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива.
МГСУ, J997.
4. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под
ред.
Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.
5.
Врачебный контроль за
функциональным состоянием организма в процессе занятий
физическими упражнениями и спортом в вузе. Учебное пособие. / Под
ред Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995.
Информация о работе Работоспособность и влияние на нее различных факторов