Женское одиночное фигурное катание:
В XIX веке соревнования среди
женщин не проводились, и согласно первым
Правилам ИСУ 1897 г. участвовать они могли только в соревнованиях
пар, состоящих из мужчины и женщины или
из двух женщин.
В 1901
году ИСУ, под давлением общественности, в виде
исключения позволил участвовать в мужских
соревнованиях женщине — англичанке Мэдж
Сайерс(англ. Madge Syers-Cave), а с 1906
года стал проводить отдельные чемпионаты
мира и среди женщин. В 1906—1907 чемпионкой
мира становилась Сайерс, а в 1908—1914 больших
достижений добилась венгерская школа,
чемпионками становились Лили
Кронбергер (Lily Kronberger) и Опика
фон Мерай-Хорват (Opika von Meray-Horvath). Основное внимание
уделялось многочисленным обязательным
фигурам (по 6 на каждой ноге, всего 12),
в произвольной программе выполнялись
одинарные прыжки, из вращений делались только волчок и вращение
стоя.
После Первой мировой войны женское одиночное
катание возглавила Херма Планк-Сабо (Herma Plank-Szabo) из Австрии, а затем её сменила
норвежская фигуристкаСоня Хени, она выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927—1936
и выполнила первой среди женщин одинарный
аксель.
В конце 1930-х годов женщины стали
выполнять двойные прыжки, стали более
разнообразными вращения. Первой сделала
двойной прыжок (сальхов) в 1937 годуангличанка Сесилия Колледж (Cecelia Colledge), которая
ввела в фигурное катание заклон (layback
spin) и вращение в ласточке (camel spin), а также
заложила в английской школе традицию
создавать преимущество за счёт очень
качественных обязательных фигур. С 1936
года в чемпионатах мира стали участвовать
французские фигуристки, в том числе легендарная
Жаклин Водеран (Jaqueline Vaudecran), ставшая впоследствии
великим тренером.
После Второй мировой войны американки и канадки,
не остановив на время войны, как европейцы,
развитие своих школ (напр. канадка Б.-А. Скотт первой сделала двойной лутц в 1942), стали соревноваться
с европейскими фигуристками на равных.
В 1949—1950 чемпионкой мира стала легендарная
чехословацкая фигуристкаАлена Врзанёва (чеш. Alena Vrzáňová), впервые среди женщин
исполнившая двойной аксель. В 1951 за счёт
идеальных обязательных фигур чемпионат
мира сумела выиграть англичанка Женетт Альтвегг (Jeanette Altwegg), а в 1952 —
представив исключительно гармоничную
и оригинальную произвольную программу
на музыкуМусоргского и Грига — француженка Жаклин
дю Бьеф (Jacqueline du Bief), ученица Ж. Водеран.
Однако затем на долгие
годы в женском одиночном катании воцарились
американки, лишь иногда уступая представительницам
Европы. Вначале Тенли Олбрайт (Tenley Albright), затем Кэрол Хейсс (Carol Heiss, выигрывала
в 1956—1960), и целый ряд других, провозглашали
чёткий однообразный стандартный стиль —
очень высококачественно исполненные
технические элементы, гибкость, пластичность,
с эффектной хореографией и постановками
программ в точном соответствии с правилами,
практически всегда исполняемых под популярную
классическую музыку, крайне редко исполняя
рекордные прыжки или оригинальные новые
элементы. Особенно утвердил этот стиль
тренер Карло Фасси (Carlo Fassi), его ученицы Пегги Флеминг (Peggy Fleming) и Дороти Хэмилл (Dorothy Hamill) выигрывали
Олимпиады 1968 и 1976 соответственно. В 1990-е
годы продолжили этот стиль олимпийская
чемпионка 1992 Кристи Ямагучи (Kristi Yamaguchi), Мишель Кван (выигрывала чемпионаты
мира 1996, 1998, 2000, 2001 и 2003) и др. Причём когда
Олимпиады выигрывали неамериканские
фигуристки, ИСУ несколько раз менял
систему судейства (летом 1972 года понизил «вес» обязательных
фигур, а летом 1980 года изменил систему подсчёта,
подсчитывая сумму не оценок, а очков).
В 1959 году фигуристка из Чехословакии Яна Мразкова (Jana Mrazkova) первой среди
женщин выполнила тройной прыжок (сальхов),
однако на крупных соревнованиях одиночницы
по-прежнему выполняли лишь двойные прыжки,
лидеры включали двойной аксель.
Ещё в 1949 первый чемпионат ГДР
среди женских пар выиграли Ютта Зайферт
(впоследствии Мюллер) и Ирене Зальцманн,
это малоизвестное событие привело затем
к появлению двух выдающихся тренеров
(Зальцманн перешла в парное катание). Ютта Мюллер утвердила новаторский
спортивный атлетичный стиль, в котором
тем не менее раскрывала и художественные,
артистические способности фигуристок.
Её ученица (и дочь) Габи Зайферт (Gabriele Seyfert) выигрывала
чемпионаты мира в 1969—1970, впервые исполнила
тройной риттбергер в 1968, другая ученица Соня Моргенштерн (Sonja Morgenstern) первой
чисто сделала на чемпионатах мира тройной
прыжок (сальхов) в 1971, Анетт Пётч стала олимпийской
чемпионкой в 1980, наконец вершины в
женском одиночном катании достигла Катарина Витт, олимпийская чемпионка 1984 и 1988 гг., с гармоничными
программами, идеальными техническими
элементами, в высоком стиле. Чемпионкой
Европы стала в 1990 и Эвелин Гроссман.
Оставила след в истории
француженка Николь Асслер, обладавшая уникальными
по технике вращениями (особо — в волчке
и стоя), исполнявшая показательный номер
на музыку «Рябинушка», практически целиком
состоящий из вращений. 5-кратной чемпионкой
Европы (1991—1995) стала Сурия Бонали, уделявшая особое
внимание рекордно сложным прыжкам и впервые
включившая в произвольную программу
четверной тулуп и каскад тройной лутц —
тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим
недокрутом).
Фигуристкой, выполнявшей
обязательные фигуры с высочайшим качеством,
стала Беатрис Шуба из Австрии, последней получившая
оценку выше пяти баллов за фигуры (1972).
С 1980-х годов японский
тренер Матико Ямада уделяла внимание исключительному
техническому качеству программ, включала
рекордно сложные прыжки. Её ученица Мидори Ито первой среди женщин
сделала прыжок в три с половиной оборота
аксель (1988), каскад из двух тройных прыжков
(тулупов, 1982) и шесть разнообразных прыжков
в одной произвольной программе (1989), за
что на чемпионате мира 1989 года получила
пять оценок 6,0 за технику, став чемпионкой
мира. Прыжок в три с половиной оборота
выполнили также Юкари Накано (Yukari Nakano) (2002) и Мао Асада (Mao Asada) (2004), последняя
первой сделала его в каскаде (с двойным
тулупом). Первой исполнила чисто четверной
прыжок (сальхов) Мики Андо (2002). Олимпийской чемпионкой
в 2006 стала Сидзука Аракава.
Периодически появляются
интересные фигуристки и в Канаде. Лучшие вращения в
1982-84 г демонстрировала Кей Томсон, она же единственная
из всех в эти годы делала тройной лутц.
Швейцарская школа
фигурного катания выделяется исключительно
техничными вращениями со сложными оригинальными
позициями, точной центровкой, огромным
количеством оборотов и скоростью вращения.
Вращения с захватом ноги исполняла в
1974 Карин Итен (Karin Iten), идеального качества
добилась Дениз Бильманн (за что вращение назвали
в её честь), отличались также Натали Криг
(Nathalie Krieg) и Люсинда Ру (Lucinda Ruh). Бильманн
первой исполнила и тройной лутц (1978).
Исключительной эмоциональностью
и качеством элементов отличалась Оксана Баюл, исполнившая одну
из лучших коротких программ в истории
на Олимпиаде-1994.
Женское фигурное катание
в СССР:
После долгого отставания,
наконец вырвались в лидеры и советские
одиночницы. Тренер Станислав Жук, развивал художественно-атлетический
стиль, присущий советской школе, его ученица Елена Водорезова в 12-летнем возрасте
в 1976 впервые в мире выполнила два уникальных,
рекордных элемента: каскад двойной флип
с тройным тулупом (во-первых, это был первый
в истории фигурного катания прыжок «флип»
в каскаде с тройным прыжком, во-вторых,
первый тройной прыжок в каскаде среди
женщин, причём тройной шёл вторым по очереди,
в-третьих, первый тройной прыжок в короткой
программе женщин) и три тройных прыжка
в одной произвольной программе (впервые
среди женщин). Именно после Водорезовой
лидеры стали включать в программы 2-3 тройных
прыжка (на Олимпиаде-1976 лидеры, в том числе
Хэмил, обошлись только двойными).
Добилась успехов и
другая ученица Жука Анна Кондрашова, стиль которой был
более музыкальным и пластичным. В 1984 году
Кондрашова стала первой советской фигуристкой,
завоевавшей «серебро» на чемпионате
мира После серии неудач вышла в лидеры
мирового женского одиночного катания Кира Иванова, тренировавшаяся
в школе Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, в 1985—1988 Иванова получала
большое преимущество в обязательных
фигурах, освоила три разных тройных прыжка.
Становилась призёром европейских чемпионатов
ученица Игоря Ксенофонтова Наталья Лебедева.
После смены поколений
в российской школе Елена Водорезова вывела в лидеры Ольгу Маркову, обладавшую уникальным
«хрустальным» стилем с исключительными
по технике и красоте скольжением, спиралями
и вращениями. Ученица Виктора Кудрявцева, а затем — Елены Чайковской, Мария Бутырская, большое внимание
уделявшая представлению программ, в драматическом
эмоциональном стиле, стала первой российской
чемпионкой мира (1999), в том числе исполнив
каскад тройной тулуп — ойлер — тройной
сальхов. Наконец, выдающаяся российская
фигуристка Ирина Слуцкая дважды выиграла чемпионат
мира (2002 и 2005) и семь раз чемпионат Европы,
первой в мире исполнила каскад тройной
лутц — тройной риттбергер (2000), в последние
годы добившись максимально сложных спиралей
и вращений, трижды выполняя вращение
бильманн в произвольной программе.
Парное фигурное катание:
Согласно первым Правилам ИСУ, утверждённым в 1897 году, проводились соревнования
трёх видов пар: мужчина и женщина, двое
мужчин и две женщины. В таком виде соревнования
проводились на разных уровнях (включая
национальные чемпионаты), возможно, вплоть
до 1960-х годов, однако чемпионаты мира и Олимпиады
проводились только среди смешанных пар.
Первый чемпионат мира по парному катанию
в современном виде (мужчина и женщина)
был проведён в 1908 году, причём отдельно от
других видов фигурного катания. В первые
годы наибольших достижений добились немецкая, австрийская, финская и французская школы. Так, пара из
Германии Анна Хюблер и Генрих Бургер выигрывали чемпионат
мира в 1908—1910 годах и Олимпийские игры 1908
года), Макси Хербер и Эрнст Байер также 3 года подряд
становились чемпионами мира (1936—1939) и
выиграли Олимпийские игры в 1936 году. Хелен Энгельманн (Helene Engelmann) вначале
с партнёром Карлом Мейстриком, а затем с Альфредом Бергеромпобеждала на чемпионатах
мира 1913, 1922 и 1924 годов, а также выиграла Олимпийские игры 1924
года. Людовика и Вальтер Якобссон побеждали в 1914 и 1923 годах, а также на Олимпийских играх
1920 года. (Андре Жоли и Пьер Брюне 4 раза становились
чемпионами мира (1926, 1928, 1930 и 1932 годы) и дважды олимпийскими
чемпионами (1928 и 1932 годы).
В СССР первый чемпионат по
парному катанию состоялся в 1924 году. Выиграли его Александра
Быковская и Юрий Зельдович. Затем соревнования
пар на чемпионатах проводились с перерывами.
Большое развитие советская школа получила
после появления двух выдающихся пар:
Раиса Новожилова — Борис Гандельсман
(выигрывали чемпионат СССР в том числе
в 1937 и 1939 годах) и Татьяна Гранаткина
(Толмачёва) — Александр Толмачёв
(по разным данным, возможно, в 1937—1938, 1941,
1945—1952). Пары выполняли лишь произвольную
программу, в которой стремились достичь
наибольшей синхронности, плавности движений,
красоты линий, среди элементов были одинарные
прыжки, несложные парные и параллельные
вращения, поддержки в основном на уровне
талии, тодес исполнялся в «старом» варианте,
без параллельного, близкого ко льду, расположения
партнёрши.
После Второй мировой войны, в отличие от одиночного
катания, где воцарились американцы и канадцы, не остановившие развития
своих школ, европейские пары составляли
достойную конкуренцию. Пара из Бельгии Мишлин Ланнуа и Пьер Бонье (Micheline Lannoy — Pierre Baugniet, 1947—1948), пары из ФРГ Риа и Пауль Фальк(1951—1952), Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер (1963—1964), из Австрии — Элизабет Шварц и Курт Оппельт (1956) и др. С 1950-х годов больших успехов добилась
канадская школа, в 1957—1960 годах побеждали Барбара Вагнер и Роберт Пол и др. В СССР, после
ухода Татьяны Гранаткиной из любительского
спорта, выдвинулись пары Майя Беленькая — Игорь Москвин (выигрывали в 1953—1954)
и Лидия Герасимова — Юрий Киселёв (1955—1956), обе пары впервые
дебютировали на международных соревнованиях —
на чемпионате Европы в 1956. Пары медленно усложняли
свои программы, в 1948 году канадцы Сюзан Морроу
и Уоллес Дистельмайер (Suzanne Morrow — Wallace
Diestelmeyer) впервые исполнили современный
вариант тодеса в низкой позиции, а
в 1950 году Р. и П. Фальк стали первой
парой, выполнившей двойные прыжки и поддержку
лассо.
В 1957 году победу на чемпионате
СССР впервые одержала пара Нина Бакушева (Жук) и Станислав Жук (выигрывали в 1957—1959
и 1961), тренируемые Петром Орловым, прежде всего революционно
изменив поддержки, многие из которых
выполнялись в позиции, когда партнёрша
находилась над головой партнёра, в том
числе впервые удерживаемая на одной руке.
Однако на первых международных соревнованиях
(чемпионате Европы 1957) судьи эти поддержки
сочли «акробатическими» и слишком рискованными,
снизив оценки и поставив пару лишь на
6-е место. Однако уже на следующем чемпионате
поддержки засчитали и пара стала второй.
В 1962 году наконец-то добилась
победы на чемпионате СССР одна из самых
выдающихся пар за всю историю фигурного
катания —Людмила Белоусова и Олег Протопопов (впервые дебютировавшие
на союзных первенствах в 1954 году. Затем они выигрывали
чемпионаты СССР по 1968 год, лишь один раз, в 1965 году, уступив первое место.
Добилась пара Белоусова — Протопопова
успехов и на международной арене, выиграв Олимпийские игры 1964 и 1968 годов, 4 чемпионаты мира
(1965—1968). Всего этого они достигли благодаря
исключительной гармоничности программ,
тончайшему психологизму (в основном раскрывая
образы возлюбленных), идеально воплощая
на льду смысл музыки (используя преимущественно
классические произведения), внеся новизну
во многие элементы (прежде всего в спирали —
придумав так называемую «космическую
спираль», впервые исполнив тодес на внутреннем ребре
и др.), многократно получив оценки 6,0, поведя
развитие фигурного катания по пути художественного
обогащения программ. С этого времени
советская школа вышла в безусловные лидеры
мирового парного катания (выиграв в 1964—2006
все 12 олимпийских золотых медалей и 32
из 42 чемпионатов мира с 1965 по 2007 год).
В 1969 году чемпионат Европы сенсационно
выиграла пара Ирина Роднина — Алексей Уланов, их тренер С. А. Жук развивал присущий
советской школе художественно-атлетический
стиль, привнеся в фигурное катание огромную
скорость скольжения, ещё более технически
усложнив элементы. Роднина — Уланов впервые
в мире исполнили параллельный прыжок
двойной аксель. С осени1972 года Роднина выступала
с Александром Зайцевым, и рекордно выиграла
трижды олимпийские игры (1972, 1976, 1980) и 10 чемпионатов мира
(1969—1979, кроме 1978), чемпионаты СССР в 1970—1971,
1973—1975, 1977. Пара выполняла тройную подкрутку,
поддержки на одной руке до трёх оборотов
и др. Успехов добились и другие советские
пары: Тамара Москвина — Алексей Мишин, выиграв чемпионат
СССР в 1969 году, Людмила Смирнова — Андрей Сурайкин (затем с Алексеем Улановым), Галина Карелина —
Георгий Проскурин, Ирина Черняева — Василий
Благов (выиграли чемпионат СССР в 1972), Ирина Воробьёва — Александр Власов (выиграли чемпионат
СССР в 1976), Надежда Горшкова — Евгений
Шеваловский и др. С этого времени уровень
пар чемпионатов СССР превосходил порой
уровень чемпионатов Европы и даже мира.
В 1977 году сенсационно дебютировала
пара Марина Черкасова — Сергей Шахрай (выиграли чемпионат
мира в 1980, чемпионаты СССР 1978-79), тренера
С. А. Жука, исполнив на десятилетия опережающий
по сложности набор элементов, включая
впервые в фигурном катании элемент в
четыре оборота — четверную подкрутку,
а также затем впервые подкрутку тройной
аксель (1978), попытку тройного прыжка (тулуп, 1978), тодеса с многократными
сменами позиций партнерши, спуска партнерши
с поддержки через сальто (переворотом),
необычных вращений и заходов на элементы.
В том же стиле работали и пары Марина Пестова — Станислав Леонович (выиграли чемпионат
СССР в 1980, 1982-83), Вероника Першина — Марат Акбаров (1981), Лариса Селезнёва — Олег Макаров (1984-85, 1988-89).