Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:44, реферат
Важнейшее достояние человеческой цивилизации - культура. Культура обозначает совокупность всего создания усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т.е. физическая культура.
1. Введение
2. Роль физической культуры у Древних славян.
3. Роль физической культуры в христианскую эпоху страны.
4. Физическая культура в СССР.
5. Физическая культура в современной России.
Развитие физической культуры в России
Реферат
На тему:
Развитие физической культуры в России
План реферата
1. Введение
2. Роль физической культуры у Древних славян.
3. Роль физической культуры в христианскую эпоху страны.
4. Физическая культура в СССР.
5. Физическая культура в
1. Введение
Важнейшее достояние человеческой цивилизации - культура. Культура обозначает совокупность всего создания усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т.е. физическая культура.
Деятельность человечества в этой сфере чрезвычайно важна и для индивидуума в частности, и для общества в целом, хотя этот факт часто игнорировался, в определенные периоды исторического развития общества, по причине особых религиозных убеждений, социальных условий и т. д.
Теперь, в начале XXI века, проблеме развития человеческого организма уделяется все больше внимания. Уже не подвергается сомнению тот факт, что интеллектуальное развитие находится в прямой зависимости от физического.
Физическая культура есть мера и способ физического развития человека наряду с его общим интеллектуальным, психическим развитием.
Важнейшие разделы - это спорт высших достижений, массовая физкультура и лечебная физкультура.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).
Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.
Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура». Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.
2. Роль физической культуры у Древних славян
По мнению ряда западных и российских исследователей (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, О. Шпенглер, Л. Винничук, Ф.Х. Кессиди, И.Д. Рожанский, В. Татаркевич и др.), состязательность появилась на заре человечества. Она присутствует во всех человеческих коллективах. Состязательность - неотъемлемое свойство человеческих сообществ, так как она способна повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому наиболее полно растворяется в культуре. Главное содержание былин, сказаний, древних саг и легенд, многих сказок связано с изложением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.
Высокими телесными и
Древние люди поневоле были наделены
большой физической силой, необходимой
им для выживания. Не удивительно, что
останки древнего человека, найденные
на территории Владимирской области
советским ученым М.М.Герасимовым
и имеющие возраст 20 тысяч лет,
имели внушительные размеры. По данным
М.М.Герасимова, этот человек каменного
века, которому приходилось справляться
с мамонтами и пещерными
С древних времен наиболее сильные люди вызывали уважение своих соплеменников. Как правило, самых сильных и ловких людей выбирали вожаками племен. Физическая сила была необходима человеку для защиты себя и своих соплеменников от внешних врагов, для охоты за дикими зверями, для обороны от хищников. Для достижения физического совершенства люди использовали различные состязания. Из древних игр наших предков до сих пор известны такие игры как городки, лапта и др.
Городки упоминаются в народных сказках и даже летописях. Можно с уверенностью утверждать, что городошная игра ведет свой род от древней палицы. Эта молодецкая забава была распространена по всей Руси, правда, именовалась она в разных краях по-разному: в Сибири и в средней полосе России «рюхами», «чухами», «чушками» и собственно «городками», в Вятской губернии – «бабками», на Кубани – «клетками», на Украине -«скраклями» и так далее. Без состязаний городошников не обходилось ни одно народное гулянье. Завидев парней с битами, мальчишки мчались выбирать площадку, возвещая: «Городошники идут! Городки зажигать!» В старину городки считались игрой простонародья: крестьян и мастеровых. Но увлекались ими и многие знаменитые люди.
«Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Так говорил великий полководец А.В.Суворов, страстный почитатель старинной и любимой в народе игры.
3. Роль физической культуры в христианскую эпоху страны
После принятия христианства на Руси, как и во всем христианском мире, физическое воспитание переживает определенный кризис. Это было обусловлено особенными идеологическими догмами, парившими тогда в сознании человека. Христианство, принижающее, почти ненавидящее материальную природу человека, соответствующим образом влияло на мысли о заботе, о собственном здоровье, теле, а физкультура – это, прежде всего, развитие физического потенциала.
Дошло до того, что отдельным указом
царя от 1648 года на Руси дворянству было
запрещено заниматься какими-либо играми.
Первым из царей, давшим толчок развития
физической культуры стал наиболее прогрессивный
царь Петр I. В эпоху его правления
физическое воспитание в стране приобрело,
по сути дела, государственный характер.
В это время здесь широко распространились
такие виды физического воспитания,
как фехтование, вольтижировка, катание
на коньках и буерах. Сам царь,
обладая выдающимися
Из русских кулачных бойцов особенно славились казанские, калужские и тульские оружейники Алеша Родимый, Тереша Кункин, братья Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины. Видным московским бойцом был Семен Трещала — крепостной графа Орлова - Чесменского большого любителя кулачного боя. В Петербурге выдающимися кулачными бойцами были невзрачный с виду приказной чиновник Ботин и фабричный рабочий Соколик.
Описания старинной славянской забавы имеются в произведениях многих русских писателей М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова, А. Е. Измайлова, Н. Г. Помяловского, Г. И. Успенского, А. М. Горького и других.
Поощрительное отношение Петра I к физическому воспитанию народа способствовало тому, что в России появились теоретики, которые обосновывали значимость физического воспитания. Так, один из советников Петра I В.Н. Татищев, в своей работе «разговор о пользе наук и училищ», осуждал организаторов академии, которые не включили в программу учебных занятий фехтование и езду на лошадях.
Не менее активно проповедовал эти идеи и другой сподвижник Петра Феофан Прокопьевич, который в своем произведении «Духовный регламент» рекомендовал ввести в духовной академии элементы физического воспитания. Он совершенно определенно выступал за то, чтобы физическое воспитание стало неотъемлемой частью всего воспитания.
За включение в программу
обучения семинаристов физического
воспитания (фехтование и верховая
езда) ратовал и Ф.С.Салтыков, побывавший
за границей. Большой вклад в развитие
педагогики в России в конце XVIII века
внес А.Ф.Бестужев – отец известных
братьев декабристов. В его работах
высказывалась мысль о
В 1856 году Николай Пирогов обратился
к правительству с просьбой организовать
в России институт по подготовке специалистов
для преподавательской
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес крупный ученый П.Ф. Лесгафт. Его творческая научная деятельность относится к концу XIX века. Он является признанным основоположенником физического образования и воспитания в нашей стране. В 1896 году им было организовано в Петербурге первое за всю историю России специальное учебное заведение по подготовке преподавателей физического воспитания.
4. Физическая культура в СССР
После Великой Октябрьской революции
новое правительство быстро осознало
необходимость в воспитании разносторонней
личности. «Молодежи особенно нужны
жизнерадостность и бодрость. Здоровый
спорт – гимнастика, плавание, экскурсии,
физические упражнения всякого рода,
- разносторонность духовных интересов,
учение, разбор, исследование, и все
это по возможности совместно!..»
- говорил вождь революции
Уже в 1920 году Ленин подписал декрет об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры, который сыграл огромную роль в подготовке специалистов по физическому воспитанию и в развитии научных исследований в этой области знаний. Все это дало огромный толчок к распространению физической культуры среди трудящихся.
В 1919 году в Петрограде вновь открывается институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, а годом спустя аналогичное учебное заведение в Москве. Институты в то время открывались по декретам Совета Народных Комиссаров.
Важной вехой в развитии физкультуры
и спорта в Республике Советов
стал Всевобуч. Как известно, VII съезд
партии, который состоялся в марте
1918 года и обсудил важнейшие вопросы,
решавшие судьбу молодого Советского
государства, постановил, в частности,
принять все меры для всеобщего
военного обучения населения. Составной
частью Всевобуча явилась физическая
подготовка. Это был новый взгляд
на физкультурное движение — с
классовой точки зрения, он ставил
спорт в один ряд с такими понятиями,
как патриотизм, ответственность
за судьбу революции. Всюду, куда дошла
молодая Советская власть, инструкторами
Всевобуча назначались