Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:08, реферат
Физическое развитие ребенка до года самое быстрое. Ни в один из периодов соей жизни человек не развивается так быстро, как в первый год.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.
Введение……………………………………………………………………...3
Психологическое развитие………………………………………………….4
Физическое развитие……………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………....34
Национальный Исследовательский
Иркутский Государственный Технический Университет
Институт Изобразительных Искусств и Социально-Гуманитарных Наук
Кафедра Социологии и Социальной работы
Реферат на тему:
«Развитие опорно-двигательной системы ребенка до одного года»
группы СОЦБ 10-1
Баторова И.А.
Проверила: Фефелова Т.Ю.
Иркутск 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Психологическое развитие………………………………………………….4
Физическое развитие……………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Введение
Физическое развитие ребенка до года самое быстрое. Ни в один из периодов соей жизни человек не развивается так быстро, как в первый год.
Развитие движений ребенка
в течение первого года жизни идет очень
быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый
в этом отношении за двенадцать месяцев,
поразителен. Из практически беспомощного
существа, располагающего ограниченным
набором элементарных общих врожденных
движений рук, ног и головы, ребенок превращается
в маленького человека, не только легко
стоящего на двух ногах, но относительно
свободно и самостоятельно передвигающегося
в пространстве, способного одновременно
с движениями ног выполнять сложные манипулятивные
движения руками, освобожденными от локомоции
(функции обеспечения передвижения в пространстве)
и предназначенными для исследования
окружающего мира.
В младенческом возрасте быстро формируются
двигательные навыки детей , особенно
сложные, сенсорно скоординированные
движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем
играют весьма существенную роль в становлении
познавательных и интеллектуальных способностей
ребенка. Благодаря движениям рук и ног
ребенок получает значительную часть
информации о мире, на движениях рук и
ног учатся видеть по-человечески глаза.
Сложные ручные движения входят в первичные
формы мышления и становятся его неотъемлемой
частью, обеспечивая совершенствование
интеллектуальной деятельности человека.
Психологическое развитие
Адаптации малыша к внеутробной
среде способствуют врожденные рефлексы.
Некоторые из них исчезают в первые месяцы
жизни, другие трансформируется в приобретенные
рефлексы, выходя на уровень сознания.
Такие врожденные рефлексы, как рефлекс
чихания, вздрагивания, моргания, зевоты,
коленные рефлексы сохраняются у малыша
на всю жизнь. В период первого месяца
жизни у ребенка выделяют семь основных
рефлексов: хватательный - проявляется
во время поглаживания или легкого касания
ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает
и удерживает все, что касается его ладони.
поисковый - малыш поворачивает головку,
если касаются или поглаживают его щёчку.
Этот рефлекс является необходимой составляющей
инстинкта поиска пищи и питания. сосательный
- у малыша заметны сосательные движения
губ, если провести вокруг рта пальцем
или соской. Сосательный рефлекс так же,
как и поисковый, прочно связан с инстинктом
питания. Рефлекс бабинского - при проведении
пальцем по внешнему краю стопы пальчики
ноги расходятся в разные стороны вместе
с поворотом стопы. Рефлекс мора - новорожденный
разводит и сводит руки и ноги, реагируя
на громкий и внезапный звук. Рефлекс бабкина
- при надавливании малышу на ладонь он
поворачивает голову и открывает рот.
плавательный - малыш совершает движения,
подобные плавательным, если положить
его на живот. Рефлекс ходьбы - новорожденный
совершает движения, имитирующие ходьбу,
если поддерживать его под руки так, чтобы
он касался ножками какой-либо поверхности.
А как развиваются органы чувств в этот
период? Многие новорожденные к середине
второй недели жизни умеют удерживать
в поле зрения движущийся предмет, например,
яркую погремушку диаметром около десяти
сантиметров. Если на расстоянии 40-50 см
от лежащего на спине малыша поместить
яркую игрушку и начать медленно перемещать
ее вправо-влево, то ребенок на несколько
секунд фиксирует игрушку взглядом. Малыш
трехнедельного возраста обычно уже способен
фиксировать взглядом более или менее
крупные неподвижные предметы, например,
лицо мамы или папы. Если приблизиться
к лежащему на спине новорожденному на
расстояние 40-50 см и привлечь его внимание
разговором, а потом замолчать, оставаясь
неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно
вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе
движения глазных яблок малыша уже более
плавные и координированные.
Несколько слов об органах слуха. В середине
второй недели жизни на громкий резкий
звук, источник которого находится вне
поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует
вздрагиванием и миганием. К третьей неделе
жизни новорожденный придает звукам внешней
среды гораздо большее значение. Звуковые
раздражители интенсивно учат его головной
мозг принимать первые решения.
К концу четвертой недели жизни малыши
обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим
улучшением работы органов зрения и слуха.
Необычайно приятным бывает обнаружение
первых положительных эмоциональных реакций
малыша на родительское присутствие. Четырехнедельный
новорожденный способен улыбаться! Наиболее
вероятно, что первая улыбка ребенка будет
ответом на многократные ласковые обращения
к нему. Чем больше вы будете улыбаться
малышу, тем скорее он ответит вам аналогичным
образом. В целом важно родителям в семье
сохранять положительный эмоциональный
фон, не конфликтовать при ребенке, не
выяснять отношений. Новорожденный впитывает
всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический
климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового
общения. Нельзя недооценивать сенсорные
возможности новорожденного.На этом этапе
малыш гораздо увереннее пользуется своими
коммуникативными органами, чем в первый
месяц жизни. Так, орган зрения ребенка
заметно развился — малыш способен до полуминуты
фиксировать взгляд на неподвижном, явно
привлекающем его внимание объекте, например,
на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии
полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное
сосредоточение является безусловным
прогрессом развития младенца. Наблюдается
прогресс и с сосредоточением зрительного
внимания на движущихся предметах. Малыш
очень внимательно следит за объектами,
перемещающимися в умеренном темпе в поле
его зрения, «цепляясь» не только взглядом,
но и помогая себе поворотами головы. Вы можете
проделать несложный эксперимент с яркой
погремушкой (размером с небольшое яблоко),
на расстоянии полуметра медленно двигая
ею в разные стороны перед лицом малыша.
Вы увидите, как «повзрослели» зрительные
навыки вашего чада. Ребенок способен
поймать взгляд мамы или папы. А как развился
слух вашего крохи? На втором месяце ребенок
активно пытается определять местоположение
звучащего объекта в пространстве. Опять же,
проведите нехитрый тест. Достаточно громкой
погремушкой пошумите в течение десяти
секунд вне поля зрения карапуза (но не далее
метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько
секунд замрет (его анализаторы усердно
работают), а затем начнет поворачивать
голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший
тишину предмет. Помимо погремушек и прочих
искусственных источников шума, младенца
интересуют и человеческие голоса. Если
ласково заговорить с лежащим на спине
ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения,
малыш повернет голову в вашу сторону.Вместе
с развитием органов слуха и зрения у крохи
на втором месяце обнаруживается существенная
динамика в развитии эмоциональной сферы.
Малыш способен запросто отреагировать
широкой и искренней улыбкой на ласковое
обращение к нему взрослого. Карапуз пытается
отличать живые объекты от неживых, попадающих
в его поле зрения. Так, другому ребенку,
находящемуся рядом, двухмесячный младенец
уделит значительно больше внимания, чем
привычной погремушке, находящейся на том же
расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим
ребенком или одним из родителей с большим
интересом, обнаруживая в своем поведении
«размышления» по поводу увиденного. Такие
«глубокомысленные размышления» обычно
проявляются в неподвижности тела и некоторых
мимических нюансах. Иногда дети на этом
этапе развития способны не только улыбаться,
но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться
громко и заливисто, иногда — тихонько
и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех
карапуза великолепен и незабываем.Кроме
этого, вполне возможно, что уже на втором
месяце чадо порадует родителей гулением —
произнесением отдельных звуков. Одинокие
гортанные звуки постепенно оформляются
в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные
звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце
месяца старается объединять их с согласными
(«ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как
правило, довольно эмоционально. Иногда
малютка воркует, визжит, булькает, чавкает.
Порой родителям может показаться, что
карапуз улавливает настроение близких.
Например, если кто-то из родителей огорчен,
малыш может тоже проявлять огорчение.
Кроха может продолжительное время изучать
ваше лицо, пристально вас рассматривая.
Мыслительные способности малыша развиваются
также семимильными шагами. Он чувствует
настроение вокруг, когда он подает сигналы
(например, плачем), может показаться, что
он ждет ответной реакции взрослых, видно,
что он доверяет маме. У крохи появляется
мыслительная ассоциативная связь — после
его плача следует кормление или необходимая
помощь.К концу второго месяца у малыша
исчезает рефлекс ползания.Как понять,
от чего малыш плачет? Какие действия предпринять
родителям, чтобы кроха успокоился? В этом
поможет разобраться характер и особенности
самого плача. Надо только внимательно
к нему прислушаться. ГОЛОДНЫЙ ПЛАЧ обычно
громче всех остальных. Зачастую начинается
с небольших всхлипываний и резко набирает
обороты, становясь пронзительным. Такой
плач обозначает, что карапуз созрел для
кормления. СОНЛИВЫЙ ПЛАЧ, как правило,
сопровождается потиранием ручками глаз,
кручением головой. Родителям следует
помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая
тишину. БОЛЕВОЙ ПЛАЧ начинается внезапно,
часто на очень высокой ноте. У детей в этом
возрасте чаще всего болят живот или уши.ПЛАЧ
при повышенном внутричерепном давлении,
как правило, начинается вечером в одно
и то же время, на одной ноте. Самый простой
способ успокоить кричащего карапуза —
это дать ему соску. Иногда можно распеленать
кроху и дать пососать ему его собственный
палец. У такого альтернативного способа
есть свои плюсы — палец никогда не упадет
на пол, его не надо кипятить, руку младенца
можно отыскать даже в кромешной тьме.Как
развиваются органы зрения и слуха у малыша
в этот период? На третьем месяце ребенок
может сосредоточить взгляд и следить
за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше
кроха мог фиксировать взглядом объекты
только лежа на спине, а теперь и в вертикальном
положении на руках у взрослых. Теперь малыш
четко улавливает направление звука и поворачивает
голову в ту сторону, откуда он раздается.
Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает
рот, когда она приближается. Сейчас чадо
узнает маму, охотно улыбается родителям
и знакомым людям. Маленький человек смеется,
если доволен, и кричит, если в чем-то испытывает
дискомфорт. Гуление ребенка усиливается,
проявляется чаще. С каждой прожитой неделей
вокальные проявления малыша становится
все разнообразнее — произносимые как
гласные, так и согласные звуки, нередко
сливаются друг с другом, образуя простейшие
комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у».
Такие речевые проявления свидетельствуют
о существенном прогрессе в развитии эмоциональной
сферы ребенка. Ибо детки такого возраста
гулят, когда прибывают в прекрасном настроении.
Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас
лучше услаждать слух малютки спокойными
мелодичными композициями. Оптимально —
из классической академической музыки.
Мимические движения крохи становятся
более выразительными и информативными
для мамы и папы. Так же, как и в предыдущие
месяцы, чадо остро нуждается сейчас в постоянном
внимательном отношении родителей и продолжительном
ласковом общении. Малышу очень нравится,
когда мама или папа берут его на руки,
разговаривают и с ним, рассказывают о том,
что происходит вокруг, читают книжки
или нахваливают кроху. На третьем месяце,
находясь в вертикальном положении на чьих-либо
руках, малютка сосредоточивает свой взгляд
на лице разговаривающего с ним взрослого,
прислушивается к голосу, на разговор отвечает
улыбкой, оживленными движениями рук и ног,
звуками. Такие проявления радости в диалоге,
свойственные этому возрасту, называют
«комплексом оживления». Ваше чадо — уже
практически полноценный собеседник.
У малыша актуализируется обонятельное
восприятие — вместе с распознаванием
лица и голоса мамы кроха чувствует родителей
по запаху. Такое распознавание близкого
человека может сопровождаться улыбкой,
гулением (агуканьем), общим оживлением.Велика
вероятность, что к десятой неделе своей
жизни карапуз будет уже уметь смеяться
вслух или визжать от восторга, рассеянно
улыбаться. А к двенадцатой-тринадцатой
неделе научится фиксировать взглядом
предмет, перемещаемый по дуге перед его
лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° —
с одной стороны на другую, сможет обращать
внимание на очень маленький предмет. Описанные
выше показатели и достижения этого возраста
не следует воспринимать как абсолютные
нормативы. Не паникуйте и не тревожьтесь,
если ваше чадо в чем-то не соответствует
этим описаниям. В редких случаях задержка
может указывать на наличие проблемы, однако
зачастую это ни о чем не говорит, и у вашего
малыша все будет в порядке. Всё достаточно
индивидуально. Например, недоношенные
дети обычно достигают основных показателей
позже своих сверстников, ближе к своему
биологическому возрасту, то есть возрасту,
который они бы имели, если бы родились
в срок. У мамы на этом этапе развития малыша
хватает хлопот и проблем. Велика вероятность,
что она не высыпается и сильно устает.
Ни к чему неоправданная тревога или паника.
Сохраняйте вокруг ребенка эмоционально
положительный микроклимат. Всё идет своим
чередом, и ваш малыш еще не раз удивит вас
своими способностями. Важным показателем
социального развития ребенка является
радость малыша при виде взрослых, которую
он выражает оживленными движениями рук
и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих
людей. Он одинаково радостно реагирует
на попытки любого взрослого вступить
с ним в общение. Малыш живо показывает
свою готовность к общению: улыбается,
лепечет. В лепете малютки появляются новые
гласные звуки и согласные звуки (и, е, й,
м, б, п). К четвертому месяцу окончательно
затухают реакция опоры и рефлекторные
шаговые движения. Если поставить малыша
на твердую опору, поддерживая его под
мышки, вы убедитесь в том, что его ножки
останутся согнутыми, и он не будет совершать
шаговых движений. Многие малыши могут
научиться поворачивать голову вправо
и влево по направлению к звучащей игрушке
или движущемуся предмету, заинтересовавшему их.
Малюткам нравится слушать музыкальные
игрушки, мелодичную музыку, следить глазами
за передвижениями взрослых по комнате.
Какие игры и упражнения с малышом полезны
в этом возрасте? Когда мама прислоняет
голову ребенка к своей щеке, он ощущает
вибрацию при разговоре с ним. Это помогает
крохе лучше понять, как звучат звуки речи
и запоминать их. Меняйте интонацию, когда
разговариваете с малышом, говорите громким
голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь
и смейтесь, замолкайте на несколько секунд.
Такие остановки и изменение высоты, силы
голоса и темпа речи лучше привлекают внимание
ребенка. Когда малыш гулит (произносит
звуки), подождите немного и послушайте
его, затем повторите звуки, которые он произносил.
Так маленький учится говорить по очереди.
Старайтесь называть ребенка по имени.
Для него будет лучше, если он будет Сашенькой
или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или
кем-то другим. Пойте ему разные песенки.
Это детям очень нравится. Через некоторое
время малыш научится успокаиваться, когда
вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.
Теперь ребенок узнает родителей не только
по прикосновениям и запаху, но и зрительно.
Когда разговариваете с малышом, встаньте
так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите
брови и накрасьте губы яркой помадой.
Это лучше привлекает внимание. Кроха
будет с интересом следить за изменением
движений бровей и особенно рта, когда
вы будете разговаривать с ним. Изменяйте
выражение своего лица, улыбнитесь, а потом
нахмурьтесь, удивленно поднимите брови
и широко раскройте рот. Вероятно, скоро
ребенок попробует повторить ваши движения
и удивит вас этим. Возьмите несколько
ярких игрушек (но не более трех сразу).
Медленно одну за другой проводите перед
малышом, привлекая внимание. Маленький
будет следить глазами за движениями игрушек.
Возьмите чадо на руки, подойдите к окну
и выберите место, откуда будет удобнее
наблюдать. Массу впечатлений малыш получает,
наблюдая за птицами, за проезжающими по улице
или двору машинами, за проходящими мимо
дома людьми, за раскачивающимися ветками
деревьев и дрожанием листьев. Вечером
внимание крохи привлекают яркие уличные
фонари. Не забывайте говорить крохе о том,
что происходит за окном, например: «Смотри,
едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка
полетела. Птичка каркает: кар-кар». Не оставляйте
чадо одного у окна, неожиданный громкий
звук может испугать его. Малыш чувствует
себя уверенно и в безопасности только
тогда, когда вы держите его на руках или
находитесь рядом. Прекрасное место для
малыша этого возраста — манеж. Здесь безопасное место для крохи и достаточно
пространства для его игр и игрушек. Он сможет
двигаться и переворачиваться, рассматривать
и трогать игрушки. Натяните над манежем
шнурок или плотную резинку с разными игрушками.
Малыш с интересом рассматривает не только
игрушки, но и свои ручки. Если вы видите,
что ребенок смотрит на ручки, помогите
ему их соединить над грудью и похлопать
его ладошками. Находясь в комнате вместе
с взрослыми, малыш старается быть активным
участником событий, которые происходят
вокруг него. Он пытается привлечь внимание
взрослых, «подзывая» их к себе различными
звуками. У ребенка появляется лепет, который
усиливается, если взрослый заговаривает
с ним или улыбается ему. При виде родителей
малютка может производить так называемые
«выкрики» радости. Находясь в одиночестве,
малыш также может произносить различные
звуки и звуковые цепочки, а при появлении
в поле зрения взрослого — начинает активнее
лепетать. Звуками он может выражать удовольствие
или хорошее самочувствие. Кроха внимательно
прислушивается к звукам, которые произносит,
и радуется, когда их слышит. У малыша улучшаются
зрение и слух. Он начинает замечать цветовые
различия (желтый и синий цвет), внимательно
смотрит на родителей, ощупывает лицо мамы
руками, прикасается к носу, глазам, дергает
за волосы, сует родителям пальцы в рот,
когда они с ним разговаривают. Ребенок
замечает изменения в окружающей обстановке
(например, когда родители меняют игрушки
на мобиле, совершают действия с игрушками)
и эмоционально реагирует на эти изменения.
Малыш начинает прислушиваться к звукам
окружающей среды — звонку телефона или
урчанию работающей бытовой техники, пытается
отыскать глазами источник звука. Расстояние,
на котором ребенок реагирует на удаленные
звуки, увеличивается до 2,5-3 метров. Ребенок
громко смеется, когда с ним что-либо делают,
например, когда папа поднимает и опускает
его, щекочет, дует на животик и волосы.
Такие игры становятся любимым времяпрепровождением
растущего малыша и родителей. Положив
ручки малыша на свои губы или щеки, вы можете
вызывать его смех, произнося с разными
интонациями и мимикой звуковые цепочки,
например «ба-ба-ба», «ма-ма-ма » и т. д.
Какие игры и упражнения с малышом полезны
в этом возрасте? Возьмите чадо на руки,
поднесите к зеркалу, и привлеките его внимание
к отражению (постучите пальцем по зеркалу,
позвоните в колокольчик за зеркалом). Сначала
помашите перед зеркалом своей рукой и скажите:
«Привет, привет!», а затем обхватите ручку
малыша и помашите ею тоже. Когда вы находитесь
перед зеркалом, выполняйте разные действия:
хлопайте в ладоши, качайте головой, машите
рукой, надувайте щеки, показывайте крохе
язык и т.п.
Ребенок сейчас учится дотягиваться до предметов
и захватывать их рукой. Он совершенствует
хватательные движения и координацию рук.
Повесьте перед малышом на шнурке игрушки
разного размера на таком расстоянии, чтобы
он мог до них дотянуться. Не вешайте их слишком
далеко, иначе, если малыш не сможет дотянуться
и достать их, у него пропадет к ним интерес.
Вложите в руку ребенку игрушку (погремушку,
небольшой кубик или мягкую игрушку). Малыш
будет учиться перекладывать игрушку
из одной руки в другую, стучать игрушкой
или бросать ее перед собой. Положите перед
ним несколько игрушек, чтобы маленький
учился дотягиваться и брать игрушки самостоятельно.
Не забывайте хвалить кроху за успехи! Включите музыку, но не очень громко. Через
несколько секунд выключите звук, а потом
опять включите. Вы увидите, что малыш замечает,
когда есть звук и когда его нет. Не оставляйте
магнитофон включенным на долгое время.
Постоянный звуковой фон не очень полезен
для малыша, он быстро начинает уставать,
может начать зевать или капризничать.
Давайте чаду слушать разную музыку: медленную,
спокойную и ритмичную. Не забывайте поговорить
с ним о том, какую музыку он слушает (грустную
или веселую). Можно взять кроху на руки
и потанцевать с ним, двигаясь в ритме музыки.
Улыбайтесь и поощряйте смех малыша. Детям
нравится двигаться в ритме музыки вместе
с мамой!
Малыш продолжает исследовать окружающие
предметы. Он не только слушает звуки и смотрит
вокруг. Особенно ему нравится тянуть
все предметы в рот. Пока его рот — это лучший
инструмент для исследования предметов.
Он кусает предметы, облизывает, пытаясь
по-разному ощутить их. Не мешайте чаду
тянуть игрушки в рот, тщательно следя
при этом за их чистотой. Когда он подрастет
и научится изучать игрушки по-другому,
малыш не будет тянуть все предметы в рот.
А пока давайте ему игрушки разные по форме,
размеру и весу, из разных материалов (деревянные,
резиновые, пластиковые, тряпочные). Главное,
чтобы материалы из которых изготовлены
все игрушки, были безопасными. А сами предметы
не были острыми и слишком мелкими. Тянуть
игрушки в рот полезно не только для того,
чтобы их лучше изучить. Это полезно и для
последующего обучения навыку самостоятельного
приема пищи. В будущем ребенку можно дать
в руку сушку или крекер и помочь поднести
руку ко рту. Малыш будет учиться откусывать
и разжевывать пищу. Знакомьте кроху с разными
вкусовыми ощущениями, но делайте это осторожно,
чтобы не вызвать аллергии. Можно намазать
пальчики малыша медом и подвести их ко рту,
если он сам не тянет их в рот. В другой раз
можно намазать их вареньем или кислым
лимоном.
Кроме этого, маленькому человеку полезно
узнавать новые запахи. Это в дальнейшем
обезопасит его жизнь. Дайте ему почувствовать
разные запахи, приятные и неприятные:
запах ваших духов, запах молока, запах,
дыни, запах чеснока, ванили и т.д. Скатайте
несколько ватных шариков. Смочите один
духами, другой — соком какой-либо свежей
ягоды и по очереди поднесите к носу малыша.
Помните, что у деток с аллергией подобные
эксперименты недопустимы. Посмотрите
на его реакцию, и вы поймете, какой запах
ему больше нравится. От неприятных запахов
он будет отворачиваться и морщить нос.
Через несколько дней познакомьте малыша
с другими запахами (йогурт, детский
шампунь или мыло и т.п.) Не подносите слишком
близко к его носу шарики с очень резким
запахом. Поведение ребенка становится
более осмысленным. Теперь родители с большей
уверенностью могут определить самочувствие
малыша — когда ребенок доволен, возбужден,
спокоен, могут назвать причины этих состояний.
Малыш явственно показывает родителям
свое недовольство и радость. Он может кричать
и раздражаться, если ему не дают игрушку,
и наоборот, весело лепетать и улыбаться,
когда подходят родители и когда с ним играют.
Лепет в этом возрасте приобретает тональную
окрашенность, может быть размеренным
или быстрым, тихим или громким, иметь
разные значения: «я хочу к тебе на руки,
возьми меня», «обрати на меня внимание,
посмотри на меня, я здесь», «убери это,
мне это не нравится». Заметив приближение
взрослых и детей, ребенок начинает лепетать
активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.
Продолжают развиваться зрительный и слуховой
анализаторы малыша. Ребенок подолгу держит
в руках предметы и игрушки, ощупывает,
рассматривает и изучает. Пытаясь получить
информацию о свойствах материалов, он засовывает
игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок
опытным путем исследует, какие игрушки
издают звуки, и с удовольствием трясет
ими или стучит. Малыш прислушивается
к окружающим бытовым звукам, поворачивает
голову к источнику звучания, например,
услышав звук открываемой двери или шаги
приближающейся матери. Ребенок поворачивает
голову и реагирует даже на очень тихие
звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц,
ласковый шепот мамы. Малыш внимательно
следит за передвижениями и действиями
взрослых, внимательно смотрит в лицо родителям,
которые с ним разговаривают, начинает
понимать их мимику, по-разному реагируя
на улыбающееся, сердитое или удивленное
лицо взрослого. Он с удовольствием включается
в эту игру, копируя выражение лица мамы,
и пытается подражать звукам, которые та произносит.
Какие игры и упражнения с крохой полезны
на этом этапе? Малыш хочет получать новый
тактильный опыт. Давайте ему прикасаться
к разным поверхностям: теплым и холодным,
мягким и твердым, гладким и шершавым. Это
могут быть не только игрушки, но и бытовые
предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему
об ощущениях, которые он испытывает. Возьмите
из холодильника кусочек льда и прикоснитесь
к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как
ребенок будет реагировать. Поднесите
его к вентилятору. Сделайте теплую струю
воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько
секунд повторите все сначала. Вместо
вентилятора сделайте ветерок при помощи
листа бумаги или платочка. Помашите им перед
лицом малыша так, чтобы на него попадала
струя воздуха. Наполните несколько тканевых
мешочков разной крупой и крепко завяжите,
чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки
сделайте разного размера, но такого, чтобы
ребенку можно было держать их. Положите
их вместе с другими игрушками, и малыш будет
их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете
использовать любые лоскутки ткани, которые
имеются в доме. Заполните их так же, как
мешочки, крупой и завяжите их узлом. Помимо
этого маленькому человеку нужен новый
зрительный опыт. Он уже с интересом может
рассматривать не только близкие, но и удаленные
предметы. Расскажите чаду о том предмете,
на который он смотрит, но не может до него
дотянуться. Если можно, дайте его малышу
в руки или поднесите поближе, чтобы его
можно было лучше рассмотреть. Давайте
крохе игрушки разного цвета, однотонные
и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите
внимание, что яркие игрушки больше привлекают
мое внимание. Возьмите две-три игрушки
одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся
от остальных — контрастного цвета. Положите
их рядом с ребенком и понаблюдайте за его
действиями. Через некоторое время повторите
эксперимент с игрушками другого цвета.
Как стимулировать «говорение» малыша?
Когда кроха произносит не только отдельные
звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги»,
«гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте
за ним. Когда ребенок произнесет очередные
звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре
вы сможете играть в «разговор» по очереди.
Разговаривайте с малышом всегда, когда
держите на руках, когда кормите, одеваете,
укладываете спать. Рассказывайте о том,
что вы делаете. Говорите с маленьким короткими
фразами и простыми словами, повторяйте
слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки
повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей,
ма-ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки,
надувая щеки и округляя губы. Не забывайте
менять интонацию, делайте ее выразительной
и яркой. Оставляйте паузы в своей речи,
тогда малыш успеет что-то произнести.
Играйте с крохой в разговор, пока он не устал
и ему не надоело. Если он перестал говорить
по очереди, прекратите это занятие и дайте
малышу игрушки. Перечислим игрушки и предметы,
полезные для развития малышей этого возраста: мобиль, резиновое колечко-прорезыватель, музыкальные
игрушки (погремушки, барабан, ксилофон
Физическое развитие
В жизни этого человека будут
сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ
месяц – это четыре недели особой ответственности
и внимания родителей, это тридцать дней
новых ощущений и узнавания этого мира
малышом, новых необычайных впечатлений
и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда
новая жизнь в прямом и переносном смысле
вливается в ваш дом. В родильном доме,
как выстрел стартового пистолета, раздается
крик нового гражданина нашей планеты.
Старт дан, и впереди – марафонская дистанция
длиною в жизнь. В период первого месяца
после родов малыша принято называть новорожденным.
Только родившись, после нелегкого первого
вдоха и оглушающего родового катарсиса,
органы и системы малыша начинают активно
адаптироваться к внеутробной жизни. Сразу
в роддоме, по правилам, в первые 12 часов
жизни, новорожденному делают первую в
жизни вакцинацию против вирусного гепатита,
в течение 3-7 дней - прививают против туберкулеза
(БЦЖ). Следующей прививкой будет повторная
вакцинация против гепатита В в возрасте
1 месяц.
Значительно перестраивается система
кровообращения, стремительно разрушаются
красные кровяные клетки с плодовым типом
гемоглобина (его еще называют фетальным),
теперь неактуальные для организма, активизируется
иммунная система, решают свои первые
проблемы почки, пищеварительная и эндокринная
системы ребенка, а его кожа, дыхательные
пути и кишечник впервые сталкиваются
с ранее незнакомыми им микробами.
Возможно, что в первую неделю после родов
ребенок потеряет около десяти процентов
массы тела. Это следствие адаптации организма
новорожденного к внеутробной среде. Родителям
не следует паниковать и волноваться в
этой связи. В дальнейшем малыш быстро
восстановит и наберет массу. В первую
неделю весь организм новорожденного
работает с большим напряжением, а более
стабильное и спокойное состояние наступает
только к началу второй недели. Первый
месяц малыш значительную часть суток
(до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный,
как правило, спит в позе лягушки, то есть
лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми
вверх ручками и с ножками, согнутыми в
коленных суставах и раздвинутыми в стороны.
У новорожденного в этот период различают
пять состояний: глубокий сон, когда малыш
абсолютно расслаблен, медленно и ровно
дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно;
неглубокий сон, когда у ребенка более
учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно
подергивание рук и ног, можно различить,
как двигаются глазные яблоки под веками;
дремотное состояние, возникающее во время
кормления или перед засыпанием, характеризующееся
полузакрытыми глазами; бодрствование,
когда малыш активен, совершает движения
всем телом, руками и ногами; плач, обозначающий,
что у новорожденного дискомфортное состояние,
например, он голоден, напуган или мокрый.
В первый месяц у малыша наблюдаются следующие
особенности моторики - лежа на животе,
он пытается приподнимать голову, а иногда
ему даже удается удержать ее в таком состоянии
несколько секунд. За первых тридцать
дней новорожденный прибавит к своей изначальной
массе около 600 граммов и вырастет приблизительно
на 3 сантиметра, окружность головы увеличится
на 1,5-2 сантиметра.
В первый месяц очень важно наладить
кормление ребенка. Очевидно, что наилучшей
пищей для него является материнское молоко.
В первые дни жизни ребенка количество
молока у женщин постепенно увеличивается,
но у некоторых (особенно у первородящих)
это увеличение недостаточно. В этой связи
актуальны рекомендации врачей по стимуляции
лактации. Одним из главных способов стимуляции
лактации является более частое прикладывание
ребенка к груди при первых признаках
беспокойства ребенка. Этот способ называют
«режимом свободного вскармливания» или
«кормлением по требованию». Таким образом,
у некоторых мам получается 10-12 кормлений
за сутки.
Важно правильно вкладывать сосок в рот
малыша – он должен захватывать весь околососковый
кружок. Установлено, что основной объем
грудного молока ребенок высасывает за
первые 5- 10 минут кормления. Однако есть
дети, которые быстро устают, засыпают
у груди, их необходимо побуждать к сосанию,
легко похлопывая по щечкам, вынимая изо
рта и вновь вкладывая сосок. При сосании
младенец заглатывает не только молоко,
- вместе с питательной жидкостью поступает
и воздух, от которого малыш стремится
избавиться. Поэтому процедура срыгивания,
когда выходят излишки накопившегося
воздуха, является очень важной. При грудном
вскармливании срыгивание оптимально
через каждые 5 минут (или при перемене
грудей) и через каждые 50 г при кормлении
из бутылочки. Обычно это делается тремя
способами – вертикально на вашем плече,
вниз лицом на ваших коленях или в сидячем
положении, - и совсем неплохо попробовать
все три способа, чтобы определить, какой
из них больше всего подходит вам и вашему
ребенку. Вздутие живота, кишечные спазмы,
«колики» - частые спутники первых месяцев
жизни даже у практически здоровых детей.
Домашние способы помощи ребенку при этих
состояниях: легкий массаж животика по
часовой стрелке; вертикальное положение
на руках у взрослого или так называемый
контакт «кожа к коже» - малыш кладется
животиком на обнаженную грудь матери,
полулежащей в кресле, сверху прикрывается
одеялом, мама поглаживает его по спинке;
использование газоотводной трубочки,
выкладывание малыша на живот на 3-5 минут,
прием плантекса (содержащего в своей
основе укроп). Все эти способы позволяют
предотвратить «колики», способствуя
выведению газов из кишечника.
Очень важный момент первых недель жизни ребенка - заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый - седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает. Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания - не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца - нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.
Период новорожденности пройден,
однако организм малыша продолжает развиваться
необычайно высокими темпами. За второй
месяц ребенок должен набрать одну четвертую
своей массы на момент конца первого месяца,
то есть 800 грамм (плюс-минус100-200 грамм).За этот
период рост младенца увеличится на одну
десятую, то есть на 3-4 сантиметра.Можно ли
себе представить подобные темпы роста
у человека?! Вообразите, что в ноябре Вы
будете на 10% выше ростом, чем в октябре?!
А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской
массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням,
а по часам», а научно формулируется следующим
образом: «Ни в один из периодов своего развития
человеческий организм не растет с такой
скоростью, как в первые месяцы жизни».
Длина окружности груди ребенка за второй
месяц увеличивается на 15-20 мм,длина окружности
головы в среднем увеличивается так же,
головной мозг малыша за этот период должен
набрать40-50 граммов.Активно развиваются
все внутренние системы и органы малыша.
Такой стремительный рост организма ребенка
невозможен без соответствующего энергетического
обеспечения. Малыш в этот период спит
от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько
материнского молока, сколько приблизительно
соответствует одной пятой массы его тела.
Другими словами, если кроха весит сейчас
четыре килограмма, то количество грудного
молока, потребляемого в сутки малышом,
приблизительно равно 800 граммам. Однако
это общие показатели. Родители не должны
волноваться, если их чадо бодрствует чуть
больше. Каждый малыш индивидуален. И при
кормлении малыша мама не должна ставить
себе никаких нормативов. Обычно здоровый
ребенок чувствует сам, сколько материнского
молока ему надо и четко дает понять это
маме. Продолжительный сон и обильное питание —
те самые источники энергии, которые позволяют
малышу на этом этапе развиваться невероятными
темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили
режим сна и кормления, другими словами,
ваш малыш мало кушает и спит, вам следует
обратиться к специалисту — педиатру. Какие
двигательные навыки свойственны детям
в период второго месяца? Малыш хорошо
поднимает голову и удерживает ее в вертикальном
положении несколько десятков секунд.
Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает
голову и грудь и некоторое время удерживает
их в этом положении. Ручки и ножки малыша
расслаблены, они вытягиваются в стороны.
Ребенок может покачивать головой, если
кто-нибудь поддерживает его в сидячем
положении. Непроизвольное подергивание
мускулов происходит реже, чем в первый
месяц. Малыш способен недолго удерживать
погремушку или другой предмет, крепко
обхватывая его ладонью. Его кулачки частично
раскрыты, иногда может бесцельно молотить
руками. Несколько слов о коже ребенка
и некоторые рекомендации родителям по уходу
за ней. Кожа — одновременно и защитный
барьер на пути огромного количества
агрессивных воздействий окружающей среды
на организм человека, и важнейший сенсор,
воспринимающий разнообразные внешние
сигналы, и эффективный терморегулятор.
От состояния кожи ребенка во многом зависит
его здоровье и самочувствие. Кожа грудных
детей обладает рядом возрастных особенностей,
не позволяющих ей в полной мере противостоять
травмам и инфекциям. Именно поэтому маме
и папе надо уделять особое внимание грамотному
уходу за кожей малыша. Давайте подробно
разберем процесс купания грудного ребенка.
Лучше всего купать малыша в одно и то же
время перед одним из вечерних кормлений.
Что для этого потребуется: детскаяванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное
полотенце большого размера. После купания
понадобится (следует подготовить заранее):
чистое белье (распашонка, ползунки, носочки
На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца. К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.
На третьем месяце ваш малыш
растет и развивается не менее интенсивно
и стремительно, чем в предыдущие два. Бурное
развитие всех органов и систем ребенка
не снижает темпов. За третий месяц жизни
карапуз наберет приблизительно 800 граммов
массы, его рост увеличится приблизительно
на три сантиметра. О развитии дыхательной
системы малыша можно судить по следующим
показателям. Минутный объем дыхания у трехмесячного
малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного.
Не отстает по своему анатомическому и функциональному
прогрессу и пищеварительная система.
Площадь поверхности слизистой оболочки
желудка выросла к третьему месяцу в три
раза. Центральная нервная система поражает
скоростью клеточного и тканевого развития
на этом этапе, что находит прямое отражение
в особенностях психического развития,
о которых мы поговорим чуть позже. На то,
как развиваются клетки различных аналитических
и регулирующих центров мозга ребенка,
стремительно генерирующие сейчас связи
между собой, во многом влияет характер
питания малютки. Следует отметить огромное
значение грудного вскармливания для
благополучного развития нервных центров
маленького человека. Ряд ингредиентов
материнского молока (аминокислота таурин
или длинноцепочечные жирные кислоты
семейства омега) чрезвычайно важны для
интенсивно формирующегося мозга грудного
ребенка. Многие педиатры убеждены, что
на третьем месяце жизни грудное молоко —
это практически все, что необходимо малышу
для полной обеспеченности необходимыми
для продуктивного роста и развития химическими
веществами. Другими словами, в овощных,
фруктовых и других прикормах трехмесячный
ребенок совершенно не нуждается. Единственное,
что следует добавлять к грудному молоку,
как отмечают педиатры, это витамин D, предупреждающий появление рахита
у малыша. Дело в том, что витамина D недостаточно
в материнском молоке. Поэтому сапплементация
(дополнительное введение) витамина D рекомендуется
в качестве ежедневной добавки в рацион
крохи. Подытоживая сказанное, не спешите
с изменением рациона — кормление грудным
молоком сейчас оптимально.На этом этапе
карапуз начинает играть с собственными
руками, движения его ручек становятся
свободными и целесообразными — он подносит
предметы к своему лицу (ко рту), тянется
к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает
в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе,
малыш может подниматься, опираясь на локти
и предплечье, пробует сидеть, если его
поддерживают за попку. Ребенок переворачивается
со спины на бок, старается держать голову.
На этапе третьего месяца хорошо подвесить
над кроваткой малютки мобиль. Ребенок забавляется крутящимися предметами
и слушает музыку. Таким образом, формируется
взаимосвязь между зрением и слухом.
Сейчас рекомендуется формировать у крохи
связь между взглядом вниз и присаживанием.
Хотя сядет малыш только к шести месяцам,
слегка подтягивать его за ручки нужно
уже в три месяца. Если малыш не научится
смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная
координация движений в положении сидя
будет формироваться дольше. Во время подтягивания
голова карапуза должна быть подтянута
к его груди, должно возникнуть напряжение
в мышцах рук. Многие педиатры отмечают,
что важным этапом психофизического развития
на третьем месяце является формирование
туловищных реакций и вертикальной оси
тела. Перечисленные навыки необходимы
для «самосознания» маленького человека.
Малыш, способный оторваться от поверхности,
чувствует границу собственного тела,
начинает понимать, что стол или кровать — это не его продолжение.
Поэтому дети, которые плохо переворачиваются,
испытывают трудности в формировании понятия
«я». На этом этапе развития ребенка происходят
первые попытки переоценки пространственных
представлений. То, что было сзади, стало
снизу; то, что было справа, стало слева.
Самой первой попыткой будем считать поворот
головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием
мышц туловища. Голова повернута в одну
сторону, а напряжение в мышцах туловища
должно возникать с противоположной стороны.
Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются
сознательно опорой, но их взаимодействие
становится базой для переворота со спины
на живот и обратно. Это знаковое событие
происходит, как правило, в возрасте трех
или четырех месяцев. Малыш на этом этапе
уже может бодрствовать полтора-два часа
подряд.
Визиты к педиатру и другим специалистам-медикам
в этом возрасте обязательны. Во-первых,
потому, что на этом жизненном этапе маленькому
человеку предстоит серьезная вакцинация —
комплекс прививок. Во-вторых, не исключена
вероятность диатеза, рахита или коликов.
Если малыш дает вам понять, что его беспокоит
какой-либо недуг, обязательно обратитесь
к специалисту. Темпы роста ребенка высокие,
но не такие стремительные, как первые три
месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет
в весе приблизительно750-800 граммов,окружность
головы становится больше приблизительно
на 15 миллиметров, а окружность груди — на 20 миллиметров,
в росте кроха набирает обычно еще2-2,5 сантиметра.Масса
легких в этот период практически в два
раза превышает таковую у новорожденных,
соответственно в два раза увеличивается
площадь легочной поверхности. В полтора
раза относительно первого месяца увеличились
размеры поджелудочной железы. Печень
к этому этапу прибавила40-50 граммов.Очевидны
успехи младенца в переваривании пищи,
и теперь кроха может спать почти всю ночь,
рано утром призывая маму покормить себя.
К этому возрасту у малыша практически
сформировались представления о времени
суток — это заметно по подъемам и спадам
активности соответственно ночью и днем.
Каковы двигательные умения малыша в этот
период? Кроха целенаправленно тянется
к подвешенным игрушкам и захватывает их,
совершенствуется умение поворачиваться
со спины на живот. Ребенок способен поворачивать
голову в ту сторону, откуда он слышит голос
мамы или папы. С малюткой сейчас можно
играть в «прятки», закрывая лицо платком
или прячась за спинку кровати. Подобные
игры доставляют маленькому человеку
большую радость и способствуют его двигательной
активности. Если у вас это не первый ребенок
и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте
их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это
позволяет избавить старшего ребенка
от возможной ревности, связанной с тем,
что с появлением маленького он испытывает
дефицит родительского внимания.
Как мы уже говорили, на рубеже третьего
и четвертого месяца ребенок получает
комплекс прививок. К этому мероприятию
малыш тщательно готовится родителями,
осуществляются визиты к специалистам-медикам.
А когда вакцинация позади, по вечерам в течение
недели рекомендуется измерять малютке
температуру, чтобы отследить благополучное
течение постпрививочных реакций. Если
температура ребенка повышается более
чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются
сыпь и рвота, — обратитесь к врачу. Обычно
малыш спит днем четыре раза приблизительно
по два часа и четыре раза бодрствует по полтора
часа. Несколько слов о кормлении ребенка.
В том случае, если на этом этапе вы продолжаете
естественное вскармливание, можно продолжать
кормить малыша шесть раз в день. Если же
вскармливание смешанное или полностью
искусственное, то оптимально кормить
ребенка пять раз в день с промежутками
в четыре часа. Относительно рациона крохи
на этом этапе существует множество точек
зрения. Существует спектр теорий, тенденций
и правил кормления. Мы изложим один из подходов,
популярный у современных педиатров. Ко второй
половине четвертого месяца, при соответствующих
рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку
вводится фруктовое или ягодное пюре.
Возможно введение в рацион свежего тертого
яблока, протертого банана, сливы, вишни,
черешни или соответствующих детских
консервов. Начинают давать фруктовое
пюре обычно с половинки или четвертинки
чайной ложечки после молока или смеси.
Затем порция пюре в день преобразуется
до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три
недели). Малышам с экссудативным диатезом
(аллергией), как правило, не рекомендуется
морковный сок, а яблоки лучше выбирать
зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов,
мандаринов, персиков и винограда желательно
исключить из рациона, независимо от наличия
у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки
запоры, рекомендуется сливовый сок или
пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое
пюре) к началу пятого месяца увеличивается
до одного литра в сутки.Раньше считалось,
что первые зубы у младенца появляются
к шести месяцам. Однако сейчас педиатры
говорят, о том, что прорезывание первых
зубов к концу четвертого месяца — не редкость.
Если у вашего чада днем активно текут
слюни, а ночью он неожиданно просыпается
и плачет, — возможно, у крохи режутся зубы.
Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки
резцов. В этом случае, можно потрогать
десны подушкой указательного пальца.
Рукой вы почувствуете твердый край зуба,
и тогда сомнения рассеются. Есть и другие
признаки режущихся зубов. У малыша в течение
суток держится высокая температура, появился
насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом
в случае, если прорезывание зубов у ребенка
протекает очень болезненно. На этом этапе
эпизоды необъяснимого плача (например,
из-за приступов кишечных колик) у малыша
бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается
к жизни в большом и прекрасном мире, задача
врачей и родителей — помогать его адаптации,
исключая все причины дискомфорта маленького
человека.За этот месяц кроха, как правило,
прибавляет в массе около 650-700 граммов,а в длину
вырастает приблизительно на 3 сантиметра.
Увеличиваются окружности головы на 1 сантиметр
и груди на 1,5-2 смсантиметра. На пятом месяце
малыш подолгу лежит на животе, он уверенно
опирается на предплечья и держит голову
прямо. Лежа, ребенок может с интересом
рассматривать игрушки, лежащие перед
ним, и даже попытаться протянуть руку
к игрушке. Малыш норовит ползать на животе
вперед или назад, может перевернуться
с живота на спину. Пока еще не очень уверенно
и недолго, ребенок сидит, прислонившись
к опоре — в детском креслице или в подушках.
Сидячее положение открывает новые возможности
для исследования предметов и игры с ними.
Ребенок подолгу трясет погремушкой, вслушиваясь
в ее звучание, рассматривает и тянет игрушку
в рот. Выронив погремушку, малыш пытается
отыскать ее глазами.
Вы думаете, что крохе еще рано
ползать? Давайте попробуем научить его
этому. Итак, ребенок лежит на животе. Положите
на коврик одну или две знакомые ему игрушки
так, чтобы кончики пальцев малыша чуть
касались одной из них. Сядьте на пол напротив
и поощряйте его попытки дотянуться до игрушки.
Возможно, его «барахтанья» ножками и ручками
немного продвинут малыша к игрушке и он прикоснется
к ней или схватит ее. Облегчите работу
крохе! Положите его на животик так, чтобы
ножки могли упереться в стену, когда он начнет
«барахтаться», чтобы дотянуться до игрушки.
Может быть, не с первой попытки, но успех
обеспечен! Или подставьте к ступням малыша
свою руку, чтобы он мог упереться в нее,
когда будет тянуться к игрушке. Можете
чуть-чуть «подтолкнуть», надавить на его
ступни, и он немного продвинется вперед.
Порадуйтесь вместе с малышом успеху и обязательно
похвалите его! Каковы антропометрические
показатели ребенка к концу шестого месяца
жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно
на 600-650 граммов,а рост на 2,5-3 сантиметра.На этом
этапе длина в сантиметрах окружности
головы и грудной клетки, как правило, сравнивается.
Возможно, что длина окружности груди
сейчас превышает длину окружности головы.
Дело в том, что пропорции тела ребенка
начинают видимо изменяться, постепенно
приближаясь к привычным пропорциям взрослого
человека.
К шестому месяцу постепенно нарастает
двигательная активность малыша. Лежа
на животе, ребенок перестает опираться
на предплечья. Подняв грудную клетку и руки,
двигая ногами, он совершает раскачивающиеся
движения на животе, напоминающие движения
пловца. Малыш пытается ползать, активно
переворачивается со спины на бок, на живот
и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой.
Возросшая активность ребенка заставляет
вас теперь заботиться о безопасности
малыша, если он находится в комнате один,
без присмотра взрослых. Не оставляйте
крошку одного на диване или кровати без
бортика, с которых он может упасть, если
будет переворачиваться.
Поддерживаемый под мышки, малыш опирается
на опору кончиками пальцев ног, держит
голову прямо, поворачивает ее из стороны
в сторону. В положении сидя ребенок уверенно
держит голову и отворачивает ее, когда
взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения
рук становятся более уверенными и координированными,
формируется ладонное хватание предмета
всей поверхностью ладони и вытянутым
большим пальцем.Совершенствуются движения
пальцев: малыш может держать игрушки
разного размера одинаково успешно и правой,
и левой рукой, стучать ими, бросать, играть
с несколькими игрушками одновременно.
Ребенок получает немалое удовольствие
от изменения положения тела. Это стимулирует
его вестибулярный аппарат. Ему нравится,
когда вы держите его на руках, поднимаете
в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете
к себе, приседаете, кружитесь по комнате.
Рекомендуется такая игра для развития
вестибулярного аппарата малыша, в которой
участвует вся семья (мама, малыш и папа).
Возьмите одеяло и положите чадо на него
спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько
раскачайте из стороны в сторону, а потом
медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания.
Если крохе не понравится это, возьмите
его на руки и успокойте. Если же малышу
доставляют удовольствие такие раскачивания,
изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз
и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать
с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения
он получает от раскачиваний на одеяле. Как вырастает тело малыша за этот месяц?
Очередные500-600граммов веса тела и приблизительно1,5-
Информация о работе Развитие опорно-двигательной системы ребенка до одного года