Развитие силовых качеств школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:38, реферат

Описание работы

Физическая подготовка - основополагающая сторона спортивной тренировки, так как в большей мере, чем другие стороны подготовки, характеризуется физическими нагрузками, воздействующими на морфофункциональные свойства организма. От уровня физической подготовленности зависят успешность технической подготовки, содержание тактики спортсмена, реализация личностных свойств в процессе тренировок и состязаний.
В практике физического воспитания школьников успешно применяются разнообразные средства и методы, способствующие совершенствованию физических способностей.

Файлы: 1 файл

физиология реферат.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Физическая  подготовка - основополагающая сторона  спортивной тренировки, так как в  большей мере, чем другие стороны  подготовки, характеризуется физическими  нагрузками, воздействующими на морфофункциональные  свойства организма. От уровня физической подготовленности зависят успешность технической подготовки, содержание тактики спортсмена, реализация личностных свойств в процессе тренировок и состязаний.

В практике физического воспитания школьников успешно применяются разнообразные  средства и методы, способствующие совершенствованию физических способностей.

Составными  компонентами методики воспитания физических способностей являются:

-величина  тренировочной нагрузки, объем и  интенсивность выполнения физических  упражнений;

-продолжительность  отдыха между упражнениями и  его характер;

-количество  повторений физических упражнений  и их соотношение.

Эти же компоненты определяют направленность разработки многолетнего педагогического воздействия  в воспитании физических способностей учащихся с учетом их возрастного  и индивидуального развития.

Избирательное воспитание способностей детей среднего и старшего школьного возраста имеет  свои особенности, которые выражаются прежде всего в возрастных закономерностях развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Эти закономерности являются основой развития физических способностей школьников.

Основным  принципом возрастного воспитания физических способностей учащихся является соразмерность педагогического  воздействия сенситивным периодам или чувствительным зонам.

Педагогическими экспериментами выяснено, что в тот  возрастной период, когда наблюдается  естественное увеличение темпов развития определенной физической способности, наибольший эффект в физическом воспитании достигается за счет воздействия  на способность, имеющую сенситивный  период.

Таким образом, при выборе направленности и избирательности  педагогических воздействий необходимо изучение возрастных закономерностей  развития физических способностей.

        Исходя из данных научно-методической литературы, развитие физических качеств у детей школьного возраста имеет свои возрастные особенности:

1. Развитие  различных физических качеств происходит не одновременно.

2. Величина  годовых приростов неодинакова  в различные возрастные периоды,  а также для мальчиков и  девочек, отличается относительными  величинами при сравнении прироста  двигательных качеств.

3. У большинства  детей младшего и среднего  школьного возраста показатели  физических качеств различны  по своему уровню: например, уровень  силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с  уровнем развития динамической  выносливости.

А теперь по каждому физическому качеству в отдельности:

Развитие силовых качеств школьников

Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно  определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного  возраста посвящено большое количество исследований. Установлено, что активный темп прироста силы кисти и становой силы наблюдается в старшем школьном возрасте. Это позволяет увеличить в этот период объем средств силовой подготовки.

Аналогичные выводы делают исследователи и при  изучении силы сгибателей и разгибателей нижних и верхних конечностей  у учащихся разного возраста и  пола. Установлено, что возрастное развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой путь развития. Так, для сгибателей кисти, как и для остальных  групп мышц, характерно постоянное повышение с возрастом абсолютного  показателя силы. У девочек 8—15 лет  существенный прирост обнаружен  с 9 до 10 лет по силе мышц кисти и  спины, с 10 до 11 — по всем трем группам  мышц, с 11 до 12 — по силе мышц спины и ног, с 12 до 13 — по силе мышц кисти и спины.

Кроме рассмотренных  возрастных особенностей развития силы, не менее важной является динамическая сила, в частности одна из ее разновидностей — скоростно-силовая способность, т. е. способность проявлять большие  величины силы за короткий промежуток времени, что характерно, например, для скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний и пр.

Все исследователи  отмечают поступательное, но неравномерное, зависящее от возраста и пола изменение  скоростно-силовой способности. Так, результаты прыжка вверх с места  у девочек непрерывно улучшаются до 12—14 лет, затем следует некоторая  их стабилизация и даже ухудшение.

У мальчиков  среднегодовые показатели данной способности  с годами повышаются, достигая своего максимума в 15—17 лет. Достоверные  приросты взрывной силы зафиксированы  у девочек 8—10, 11 —14 лет, у мальчиков  — 11 —12 и 13—15 лет.

Проведенные многолетние исследования отечественных  специалистов позволили определить также возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей у  учащихся разного уровня физического  развития.

Развитие скоростных качеств школьников

Быстрота  — это комплекс функциональных свойств  человека, по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

Скрытое время двигательной реакции в  движении кисти уже в 9—11-летнем возрасте становится близким к показателям  взрослых. К 13—14 годам школьники  достигают того же в движениях  плеча, бедра, голени и стопы. От 7 до 16 лет темп движений увеличивается  в полтора раза. Однако это увеличение от возраста к возрасту протекает  неравномерно. Наиболее значительное увеличение отмечается в 7—9 лет. В 10—11 лет годовой прирост частоты  движений несколько снижается (0,1—0,2 движения в секунду), в 12—13 лет снова  увеличивается, а у 14—16-летних ежегодный  прирост замедляется: у мальчиков  до 0,1—0,2 движения в секунду, а у  девочек совсем прекращается в 14—15 лет и является незначительным в 16 лет. Отмечаются небольшие различия по полам в максимальной частоте движений во всех суставах конечностей. В возрасте 7—10 лет у мальчиков темп движений выше, чем у девочек, а в возрасте 13—14 лет выше у девочек.

Не менее  важной для практики физического  воспитания по сравнению с названными формами проявления быстроты имеет  скорость целостных двигательных актов. Во многих таких движениях, выполняемых  с максимальными скоростями, различают  периоды нарастания скорости, максимума  ее развития, снижения ее. Время нарастания максимальной скорости в стартовом  разбеге не зависит от возраста и  пола и падает на 5—6-й секунде  бега с момента старта, с преимуществами в пользу 6-й секунды. Максимальная скорость, достигаемая на 5-й или 6-й секунде, с возрастом увеличивается. У школьниц среднего физического  развития скоростные способности с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Развитие выносливости у школьников

В теории и методике выносливость в общем  смысле представляет собой способность  противостоять утомлению в какой-либо деятельности, а критерием является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Общая выносливость у мальчиков младшего школьного  возраста претерпевает интенсивное  развитие. В среднем возрасте отмечается ее замедление, а в старшем —  новое возрастание. У девочек  с 8 до 13—14 лет этот показатель неуклонно  повышается, а после 14 лет резко  снижается. Энергичное нарастание выносливости к динамическим мышечным напряжениям  отмечается у мальчиков и девочек 8—11 лет.

Выносливость  к статическим усилиям различных  групп мышц также претерпевает возрастные изменения. Большинство исследователей наивысший прирост времени поддержания  статического усилия сгибателями кисти  наблюдали в младшем школьном возрасте. Так, статическая выносливость кисти у мальчиков 8—11 лет увеличивается  на 75,5%, 11 —14 лет—на 11,4%, а в 14—17 лет—на 10,4%. Более того, в младшем возрасте достоверные различия наблюдаются  внутри возрастных групп. В остальных  возрастах достоверные различия в подавляющем большинстве случаев  наступают через 2—3 года.

Выраженное  увеличение статической выносливости мышц кисти у девочек 8—15 лет также  имеет место только с 8 до 10 лет. Затем  выносливость к 15 годам снижается  до уровня девочек 8 лет.

Выносливость  к статическим усилиям мышц предплечья и туловища у мальчиков заметно  растет от 8 до 17 лет. Наиболее значительное повышение показателя выносливости этих мышечных групп отмечается у  детей младшего школьного возраста.

В характере  возрастного изменения статической  выносливости разгибателей туловища есть определенные особенности. Так, в возрасте 14 лет наблюдается уменьшение статической  выносливости по сравнению с соответствующим  показателем в 13-летнем возрасте. Достоверные  различия выявлены внутри групп младшего (8—9, 9—10, 10—11 лет) и среднего возрастов (11 —12, 12—13 лет). В старшем возрасте достоверных различий между соседними возрастами не обнаружено. Они наблюдаются через 2—3 года. Последнее свидетельствует о том, что выносливость разгибателей туловища у мальчиков больше подвержена изменению в младшем возрасте, чем в старшем.

Из трех возрастов наименьший прирост выносливости приходится на средний школьный возраст: от 8 до 11 лет выносливость увеличивается  на 76,5%, от 11 до 14 лет — на 32,9%, от 14 до 17 лет —на 63,1%.

Своеобразный  ход естественного развития статической  выносливости разгибателей туловища и  ног зафиксирован у девочек 8— 15 лет. Выносливость мышц ног мало изменяется с 8 до 14 лет и значительно возрастает к 15 годам.

Выносливость  мышц к статическим усилиям может быть также определена путем изменения времени, в течение которого дети различного возраста могут удерживать основные гимнастические позы — «вис» и «упор». Выносливость мышц при выполнении этих поз с возрастом увеличивается. С 7 до 17 лет выносливость девочек значительно меньше, чем выносливость мальчиков. Максимальное время при удержании позы «вис» у мальчиков отмечено в 14-летнем возрасте (4 мин 30 с), а у девочек в 11 лет (4 мин 35 с).

Время удержания  позы «упор» увеличивается у мальчиков  до 16 лет, а у девочек до 14 лет, после этого возраста прирост  замедляется.

Возрастные  изменения развития выносливости к  скоростно-силовым усилиям у детей  младшего и среднего школьного возраста свидетельствуют, что с возрастом  наиболее быстрый темп прироста наблюдается  с 9 до 10 лет. У мальчиков наблюдается  прирост показателей с 8 до 10 лет  и с 10 до 11 лет.

Развитие гибкости у  школьников

Под гибкостью  понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную  гибкость.

Анализ  данных свидетельствует, что увеличение показателей суммарной подвижности  позвоночного столба при сгибательных движениях у мальчиков и девочек 7—17 лет происходит неравномерно. У мальчиков оно довольно значительно в возрасте с 7 до 10 лет, в 11 —13 лет прирост подвижности позвоночного столба замедляется, с 14 лет вновь начинается более активный прирост, достигающий больших величин в 15 лет. В 16—17 лет подвижность позвоночника уменьшается, опускаясь до уровня, который наблюдался в 9 лет.

У девочек  в период от 7 до 14 лет показатели подвижности позвоночного столба при  активных движениях увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. В возрасте от 10 до 14 лет отмечено наибольшее увеличение подвижности  позвоночного столба (34°). Самые высокие  показатели подвижности позвоночного столба у 14-летних девочек. Однако в  дальнейшем, к 17 годам, показатели уменьшаются, становясь даже ниже, чем у 11 -летних. Сравнение данных показало, что у девочек 7—17 лет подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.

В возрасте 7—11 лет у мальчиков ежегодный  прирост показателей активного  сгибания выпрямленной ноги в среднем  равняется 2,7°, пассивного —3,5°. В возрасте от 12 до 15 лет прирост в активном сгибании ноги составляет всего 6°, а  показатели пассивного сгибания остаются без изменений. В 16—17 лет величина сгибания ноги значительно уменьшается.

У девочек  наблюдается равномерное увеличение этих показателей до 12 лет, а в  более старшем возрасте величина сгибания ноги уменьшается.

Непрерывный, но неравномерный рост подвижности  в суставах плечевого пояса у  школьников происходит до 12— 13-летнего  возраста.

За этот возрастной период подвижность при  активных сгибательно-разгибательных движениях руки у мальчиков увеличивается на 21°, у девочек — на 9°, при пассивных сгибательно-разгибательных движениях — соответственно на 17° и 14°. У девочек во всех возрастах более выражена суммарная подвижность в суставах плечевого пояса.

По особенностям возрастных изменений подвижности  суставов Б. В. Сергеев разделяет  их на две группы.

В первую группу, характерную увеличением  показателей подвижности до 14—15 лет с последующим их уменьшением, были включены позвоночный столб  и тазобедренный сустав. Во вторую группу — плечевой сустав. Его отличительным  признаком является увеличение подвижности  до 11 —13 лет, после чего показатели держатся на одном уровне и снижаются  в 16—17-летнем возрасте.

Несмотря  на отличия в показателях прироста подвижности различных суставов, автор отмечает общую закономерность ее развития. Так, в возрасте 7—11 лет  происходит интенсивный прирост  подвижности во всех суставах. В 12— 15 лет подвижность достигает постоянной величины, а в 16— 17 лет подвижность  во всех исследованных суставах уменьшается.

Информация о работе Развитие силовых качеств школьников