Развитие скоростно-силовых качеств юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать своё мастерство, если из-за плохой физической подготовленности он редко овладевает мячом, медленно передвигается по футбольному полю, слабо бьёт по мячу. Проявление мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации технического и тактического арсенала футболиста (В.В. Газзаев; 2005; А.П. Кочетков, 2000 и др.).

Файлы: 1 файл

1_rabota.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Обучать необходимо, прежде всего, основам техники обращения  с мячом. Структура многолетней  подготовки футболиста такова, что  второстепенные детали основных движений с мячом и без него претерпевают существенные изменения в процессе становления спортивного мастерства. В значительной мере это связано с неоднозначностью функциональных изменений под влиянием тренировочных нагрузок различной направленности, а также с различиями в антропометрических показателях спортсменов.

Определяющее влияние на детали техники в футболе оказывает уровень развития двигательных качеств. Из этого следует необходимость рационального сочетания физической и технической подготовки в тренировке юных футболистов на различных уровнях становления их спортивного мастерства (С.Ю. Тюленьков, 1996). Особенно выражена эта необходимость при совершенствовании техники владения мячом, в которых условия выполнения движений предъявляют повышенные требования к уровню развития скоростно-силовых качеств. По мнению ряда специалистов (В.М. Бобров, 1971; В.М. Быстров, В.П. Филин, 1971 и др.), развитие скоростно-силовых качеств, от которых зависит правильное и быстрое выполнение технических элементов с мячом должно совершаться постоянно.

Процесс совершенствования  двигательных навыков юных футболистов предполагает подробную детализацию представления о скоростно-силовой подготовке. Это неизбежно влечет за собой необходимость её оценки. В футболе рекомендуется ограниченный круг наиболее эффективных средств специальной скоростно-силовой подготовки. Значимость рационального соотношения упражнений с мячом и без него в структуре специальной скоростно-силовой подготовки постоянно увеличивается с ростом спортивной квалификации футболистов, а на этапе спортивного совершенствования во взрослых командах их выполнение является важнейшим тренировочным средством. Это обусловлено необходимостью формирования тонких мышечных ощущений, лежащих в основе эффективного владения техникой обращения с мячом (М.Х. Боташева, 2007). Вместе с тем, увеличение объёма выполнения упражнений скоростно-силового характера и без мяча не может быть бесконечным. В связи с этим, необходимо вести поиск наиболее эффективных способов скоростно-силовой подготовки юных футболистов, учитывая основную особенность тренировки - лимит времени на выполнение технических приёмов с мячом. Сокращение времени выполнения технических приёмов в игре возможно посредством одновременного решения задач физической и технической подготовки (В.М Биткин, 1999). Для определения возможных путей сочетания этих видов подготовки целесообразно рассмотреть особенности управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов.

Непременным условием становления  спортивного мастерства является морфофункциональная  специализация организма игрока, являющаяся результатом длительного специфического воздействия на него. Ю.В. Верхошанский (1985) выделяет две формы функциональной специализации — «по органу» и «по двигательным способностям». В первом случае специализируется двигательный аппарат, во втором — организм в целом. При этом динамика приспособительных перестроек различных функций и способностей неодинакова по скорости и направленности изменения.

Многочисленными исследованиями показана специфичность воздействия  тренировки в футболе на показатели антропометрии, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата.

Величина и характер развития скоростно-силовых качеств  во многом обусловлены особенностями  спортивной деятельности, включающей специфику футбола, уровень спортивного  мастерства игроков. Поскольку при  выполнении таких спортивных упражнений, как борьба за мяч и быстрое выполнение технических приёмов обращения с мячом, необходимо проявление большой силы за ограниченный интервал времени, то специальная подготовка юных футболистов строится на основе совершенствования скоростно-силовых качеств (А.П. Кочетков, 1975, 1987).

В литературе уделяется большое  внимание вопросу о развитии способности  у юных футболистов проявлять  значительные усилия за ограниченный промежуток времени. При этом рассматривается  компонентный состав скоростно-силовых качеств, отражающий такие специфические «элементарные» способности, как абсолютная сила мышц, абсолютная быстрота движений, стартовая сила мышц, ускоряющая сила мышц. В своем развитии они относительно независимы и в связи с изменением внешних условий реализации рабочего движения находятся в определенных отношениях.

2. г



По мнению Ю.В. Верхошанского (1985), с ростом спортивного мастерства взаимовлияние компонентных способностей уменьшается, и для развития способности требуются все более специфические условия. Градация скоростно-силовых качеств производится не только в рамках компонентных способностей единого организма, но и в зависимости от сегментарной функциональной специализации двигательного аппарата юных футболистов. Это дает основание рассматривать в качестве относительно самостоятельных скоростно-силовые возможности верхних и нижних конечностей, а также разгибателей туловища, что свидетельствует об относительной автономии нейромоторных механизмов, обеспечивающих элементарные формы двигательных проявлений при игре в футбол (Б.А. Вяткин, 1978).

Специальная скоростно-силовая подготовка строится на основе разработки и применения комплекса тренировочных средств. В него входят упражнения, имеющие  «нечто существенно общее» с основным (игрой в футбол). Существуют и более подробные трактовки сущности специальных упражнений. Так, в соответствии с «принципом моторно-специфического соответствия» (Ю.В. Верхошанский, 1985) они должны отражать преимущественный двигательный режим игровой деятельности на футбольном поле и максимально соответствовать ему по ведущей группе мышц, акцентируемому участку рабочей амплитуды движения, максимуму рабочего усилия, быстроте развития максимума усилия, режиму работы мышц.

По мнению Л.Д. Гисина (1990), не следует переоценивать пространственные, временные и векторные силовые характеристики, - главным условием - должно быть сходство режима работы мышц при игре в футбол. Однако автор указывает на необходимость учёта биомеханических основ техники обращения с мячом при подборе средств специальной скоростно-силовой подготовки, а также индивидуальных особенностей игрока и уровня его подготовленности.

При отборе специальных упражнений также предлагает исходить, прежде всего, из структурно-динамического  и анатомо-физиологического их соответствия. При этом они должны представлять собой элементарную структурно-функциональную модель двигательного действия с мячом.

Сущность специальных упражнений по своей целевой направленности отличается от сущности игровой деятельности. При этом многократное повторение одних и тех же специальных упражнений в тренировке приводит к рационализации их выполнения в игровой деятельности на футбольном поле и уменьшению их физиологического влияния на организм юных игроков (Э.А. Кубеков, Э.Э. Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007).

Анализ данных, полученных ведущими исследователями по специальной  скоростно-силовой подготовке позволяет выделить две формы технико-физической подготовки спортсменов, которые отражают основные стороны «принципа направленного сопряжения». Первая — использование специальных упражнений, подобранных по ряду вышеуказанных характеристик, вторая — сопряженное совершенствование двигательных технических навыков в структуре скоростно-силовой подготовки юных футболистов. В этом случае применяются различные отягощения и устройства, создающие условия для преимущественного развития отдельных двигательных способностей юных футболистов.

Большинство авторов сходятся во взглядах на процесс применения «метода сопряженного воздействия» и делают вывод о  том, что наиболее рационально использовать в тренировочном процессе, как упражнения с мячом, так и упражнения без него (Е.Я. Гомельский, 1997).

Значительное место  в исследованиях специальной  скоростно-силовой подготовки юных футболистов занимает вопрос о направленности воздействия специально подготовительных упражнений. Г.Д. Горбунов (1976) считает, что вследствие значительных физических и нервных затрат невозможно постоянно выполнять упражнение с мячом в полную силу. А так как выполнение его «вполсилы» не дает ожидаемого эффекта, то предлагается моделировать в тренировке условия для наиболее эффективного развития двигательных качеств, необходимых для игровой деятельности на футбольном поле.

По мнению А.П.Кочеткова (2000), проблема слабых звеньев игровой  деятельности футболистов является одной из наиболее важных в системе  спортивной тренировки. Недостаточная  функциональная подготовка каких-то групп  мышц, техническая недоработка каких-либо из элементов игры неотвратимо лимитируют спортивный прогресс. Из сказанного следует, что наиболее важными задачами специальной скоростно-силовой подготовки юных футболистов являются преодоление слабых звеньев игровой деятельности при помощи педагогического управления тренировочным процессом для более скоростного выполнения технических приёмов с мячом и без него на футбольном поле.

Таким образом, главным  в совершенствовании системы  управления скоростно-силовой подготовкой  юных футболистов является поиск оптимального соотношения упражнений для выполнения упражнений с мячом и без него. Ибо только; высокий уровень скоростно-силовой подготовленности футболистов позволяет им на большой скорости эффективно выполнять технические приёмы с мячом на футбольном поле.

 

2.ПРОГРАММА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

 

I. Стартовые рывки

      1. По сигналу стартовый рывок на 10 - 15 м из различных положений, обратный путь к стартовой линии бегом.

Старт, стоя лицом к  направлению бега, спиной.

Старт с подскоками, прыжками на месте.

Старт из положения седа лицом в направлении бега, спиной.

Старт из упора лежа, упора  лежа сзади, упора присев.

Нагрузка: 5 стартов один за другим, бег трусцой, ходьба вдоль беговой дорожки.

      1. Несколько стартовых рывков подряд по беговой дорожке. По сигналу бег примерно на 5 м, ходьба, рывок, остановка, рывок и т.д.

Нагрузка: вдоль площадки - 7 - 10 стартов, ходьба, 7-10 стартов, легкий бег, ходьба.

      1. То же, стартовый рывок продлить до 15 м. Нагрузка: 4-5 стартов, бег трусцой, 4-5 стартов, ходьба.
      2. То же, стартовый рывок на 5 м после легкого бега. То лее на 15 м.

Нагрузка: как прежде.

      1. Из положения приседа. По сигналу бег 10 м, подпрыгнуть и присесть, по сигналу стартовый рывок, подпрыгнуть и т. д.

Нагрузка:: поперек поля — 3 - 4 стартовых, рывка из положения приседа; поперек поля - ходьба, старты из положения приседа,' ходьба.

      1. Ходьба или легкий бег, по сигналу - с высоким подниманием бедра.

Бег с высоким подниманием  бедра 5 - 6 м или бег трусцой 10 - 15 м.

Нагрузка: бег с высоким подниманием бедра вдоль поля после ходьбы или бега трусцой, половину длины поля - ходьба, вторую половину - бег трусцой; бег с. высоким подниманием бедра вдоль поля после ходьбы или бега трусцой, ходьба вдоль поля с потряхиванием ног.

      1. Стартовый рывок зигзагом из легкого бега. Бег трусцой 10 м, по сигналу рывок в сторону на 10 м, снова бег трусцой, снова рывок в другую сторону и т. д.

Нагрузка: половину длины поля - бег с рывками, половину - ходьба, половину - бег с рывками, половину - ходьба.

      1. Несколько рывков в сторону подряд. То же без бега. Отрезок каждого рывка 4 - 5 м.

Нагрузка: половину ширины поля - рывки в сторону, половину - ходьба, половину - бег, половину - ходьба.

      1. Бег с ускорением. Игроки разбиты на три группы (игра на темп). Одновременно друг около друга бегут три игрока, средний1 задает темп, два других ему подчиняются. При новой попытке в середину встает другой игрок.

Нагрузка: половину длины поля - бег с ускорением, половину - бег трусцой, половину - бег с ускорением, половину - ходьба; снова половину длины поля - бег с ускорением, половину - ходьба.

      1. То же, но на более короткие дистанции.

Нагрузка: вдоль поля четыре раза бег с ускорением, половину длины поля - бег трусцой, половину - ходьба; снова четыре раза ускорение, половину длины поля - бег трусцой, половину - ходьба и т. д.

      1. Бег с ускорением до максимальной скорости, сохранение этой скорости на всей дистанции.

Нагрузка: половину длины поля - бег с ускорением, от средней линии до линии штрафной площадки пробежать с предельной скоростью, вдоль поля - ходьба; снова повторить.

II. Бег с ускорениями по виражу

Четыре флажка (на углах  поля) обозначают границы круговой дорожки. Их надо обходить с внешней  стороны.

        1. Нагрузка: бег с ускорением по прямой (от флажка до флажка), по виражу - бег трусцой, снова по прямой - бег с ускорением, по виражу - бег трусцой и т. д.
        2. Нагрузка: от линии штрафной площадки до средней линии бег с ускорением, до штрафной площадки, расположенной на противоположной стороне,- бег с максимальной скоростью, по виражу - ходьба; повторить несколько раз.
        3. Нагрузка: по виражу - бег с ускорением, по прямой - легкий бег с подскоками; повторить несколько раз.
        4. Нагрузка: бег по прямой с максимальной скоростью, по виражу - ходьба; повторить несколько раз.
        5. Нагрузка: по виражу - бег с максимальной скоростью, по прямой – бег трусцой; повторить несколько раз.
        6. Нагрузка: по виражу - бег с ускорением, по прямой - бег, по виражу и следующей прямой — бег трусцой, по виражу - бег с ускорением, по прямой — бег с максимальной скоростью, по виражу и прямой—ходьбе или бег трусцой; повторить.
        7. Нагрузка, полный круг - быстрый бег (от средней до максимальной скорости - примерно 60 - 80% от предельной), круг - бег трусцой, ходьба с дыхательными упражнениями, потряхиванием ног; повторить круг - быстрый бег, круг - бег трусцой, ходьба, бег с подскоками.

Информация о работе Развитие скоростно-силовых качеств юных футболистов