Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:45, реферат

Описание работы

Деятельность функциональной системы можно разбить на отдельные последовательные этапы: 1) обработка всех сигналов поступающих из внешней и внутренней среды организма — так называемый афферентный синтез; 2) принятие решения; 3) создание (на основе принятого решения) представления об ожидаемом результате действия и формирование конкретной программы действий для достижения этого результата; 4) анализ полученного результата и уточнение программы действий.

Содержание работы

1. Теория функциональной системы.
1.1 Типы поступающих раздражений в нервные центры
2. Циклическая многоуровневая система регуляции движений.
3. Программирование. Обратные связи. Аппараты сравнения.
4. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательного навыка.
5. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности.
6. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
7. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигатель¬ного навыка.
7.1. Рефлекторная природа двигательной деятельности
7.2. Образование двигательного навыка
7.3. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности
7.4. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
8. Формирование двигательных навыков

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

 

Систематическая тренировка формирует физиологические механизмы, расширяющие возможности организма; его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды (фазы) развертывания приспособительных физиологических процессов. Известный спортивный физиолог, специалист по адаптации А.В. Коробков выделял несколько таких фаз: начальная, переходная, устойчивая, дезаптация и повторная адаптация. Под готовностью к адаптации понимается такое морфофункциональное состояние организма, которое обеспечивает ему успешное приспособление к новым условиям существования. Для готовности организма к адаптации и эффективности в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие общее состояние организма, стимулирующие его неспецифическую резистентность (устойчивость):

 

1) рациональное  питание;

 

2) .обоснованный  режим;

 

3) адаптирующие  медикаментозные средства;

 

4) физическая  тренировка;

 

 

7.  Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигательного навыка.

7.1.

Нервная система действует по принципу рефлекса. Рефлекс - это реакция организма на раздражение, поступающее из внутренней или внешней среды, осуществляемая при посредстве ЦНС. Биологическая сущность рефлекса - в приспособлении организма к изменениям во внешней и внутренней среде. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды. 
 
Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем. 
 
Рефлекторная дуга - путь, по которому распространяется возбуждение, - состоит из трех частей: афферентной (воспринимающей прибор и центростремительный нерв), центральной (участок ЦНС) и эфферентной (проводящей нервный путь к действующему органу). Эти части дуги могут быть простыми, состоящими из одной лишь нервной клетки, но могут быть и очень сложными, особенно центральная часть, которая может включать в себя много миллионов и даже сотен миллионов клеток (нейронов). 
 
Спортивная и трудовая деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, осуществляется по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами. 
 
Унаследованные рефлексы, от рождения заложенные в нервной системе, в ее структуре, в связях между нервными клетками, называют безусловными рефлексами. Объединяясь в длинные цепи, безусловные рефлексы являются основой инстинктивного поведения. У человека и у высших животных в основу поведения заложены условные рефлексы, вырабатываемые в процессе жизнедеятельности на основе безусловных рефлексов. 

 

7.2. Двигательный навык - форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в результате соответствующих систематических упражнений. 
 
Формирование двигательного навыка последовательно проходит три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации. 
 
^ Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу вовлекаются лишние группы мышц, а напряжение работающих мышц оказывается неоправданно большим. В этой фазе движения скованы, неэкономичны, плохо координированы и неточны. 
 
Фаза генерализации сменяется фазой концентрации, когда излишнее возбуждение, благодаря дифференцированному торможению, концентрируется в нужных зонах головного мозга. Исчезает излишняя напряженность движений, они становятся точными, экономичными, выполняются свободно, без напряжения, стабильно. 
 
В фазе автоматизации навык уточняется и закрепляется, выполнение отдельных движений становится как бы автоматическим и не требуется деятельный контроль сознания, которое может быть переключено на окружающую обстановку, поиск решения и т.Л. Автоматизированный навык отличается высокой точностью и стабильностью выполнения всех составляющих его движений. 
 
Автоматизация навыков делает возможным выполнение одновременно нескольких двигательных действий. 
 
В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный (проприоцептивный), вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный.

 

 

7.3. Для выполнения четких целенаправленных движений необходимо непрерывное поступление в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, о степени их сокращения, напряжения и расслабления, о позе тела, о положении суставов и угла сгиба в них. 
 
Вся эта информация передается от рецепторов сенсорных систем и особенно от рецепторов двигательной сенсорной системы, от так называемых проприорецепторов, которые расположены в мышечной ткани, фасциях, суставных сумках и сухожилиях. 
 
От этих рецепторов по принципу обратной связи и по механизму рефлекса в ЦНС поступает полная информация о выполнении данного двигательного действия и о сравнении ее с заданной программой. 
 
Каждое даже самое простое движение нуждается в постоянной коррекции, которая и обеспечивается информацией, поступающей от проприорецепторов и от других сенсорных систем. При многократном повторении двигательного действия импульсы от рецепторов достигают двигательных центров в ЦНС, которые соответствующим образом меняют свою импульсацию, идущую к мышцам, с целью совершенствования разучиваемого движения. 
 
По такого рода сложному рефлекторному механизму происходит совершенствование двигательной деятельности.

 

 

7.4. Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаться с другими людьми, создавать произведения искусства, заниматься спортом. 
 
Двигательная функция поддерживает сохранение связей организма с внешней средой как за счет совершенствования механизмов, обеспечивающих управление- сложными по координации движениями, так и в результате развития физических качеств: силы, быстроты движений, выносливости. Организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометрического давления, влажности воздуха, силы воздействия солнечной и космической радиации. 
 
Под влиянием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация к разнообразным стрессовым факторам благодаря совершенствованию соответствующего нейроэндокринного аппарата. 'Физические упражнения, активизируя нервные и гуморальные механизмы регуляции двигательных функций, приводят к повышению устойчивости не только к двигательным нагрузкам, но и к любым сильнодействующим раздражителям.

 

8.  Биологическая сущность рефлекса заключается в том, чтобы организм мог приспособиться к изменениям внешней и внутренней среды. Рефлекторная природа лежит в основе любого мышечного действия, которое вовлекает в свою реализацию деятельность всех необходимых в данный момент органов и систем организма.

Двигательный навык также формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами. Различают три стадии (фазы) в этом процессе: генерализации, концентрации и автоматизации. Фаза 119 генерализации связана с иррадиацией нервных процессов и вовлечением в двигательное действие "лишних мышц", объединением отдельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии отмечается концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения, стереотипность (привычность) двигательного действия. Фаза концентрации в процессе, освоения движениями сменяется фазой стабилизации (закрепления), высокой степенью координации и автоматизации, движения становятся точными, выполняются без излишнего напряжения, экономично и стабильно. В ряде случаев некоторые фазы могут отсутствовать. Это может быть связано со степенью сложности и мощностью мышечного действия, с исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена. Новые сложные координации всегда формируются на фоне прежде сложившихся координации. Существенную роль в формировании и закреплении двигательного навыка играют анализаторы: проприоцептивный, вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный.

Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности

Выполнение движений связано с непрерывным поступлением в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, степени их сокращения и расслабления, положении тела и его частей в пространстве, позе и т.д. Вся эта информация поступает от рецепторов анализаторов (в том числе и двигательного) в мозговой их отдел, анализируется и по принципу обратной связи и рефлекторному механизму поступает к исполнительному аппарату (мышце), и вновь с уже уточненной информацией тем же путем корректирует исполнение движения с заданной программой. Каждое движение нуждается в постоянной коррекции на основе информации, поступающей от проприоцепторов и других сенсорных систем в двигательные центры. Так происходит совершенствование двигательной деятельности в процессе упражнений и тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники: abc.vvsu.ru›Books/ebooks_iskt/Электронныеучебник

Copyright © 2011-2013, Книги для студента

http://lib.podelise.ru/docs/1892/index-3925.html?page=3#368137

http://bibl.tikva.ru/base/B1626/B1626Part31-119.php

Ильинич В.И. Физическая культура студента - n1.doc

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рефлекторная природа двигательной деятельности. Формирование двигательных навыков