Рефлекторная природа двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 22:42, реферат

Описание работы

Организм человека – это целостная система, в которой регулируется деятельность всех физиологических систем, их слаженность в работе, сохраняется стабильность внутренней среды. Рефлекс – ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Основные задачи нервной системы заключаются в поддержании внутренней среды организма и ответной реакцией на окружающий мир. Хотелось бы отметить, что понятие рефлекса более широкое. В связи с этим хотелось бы поговорить о связи рефлексов с двигательной деятельностью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Рефлекторная природа двигательной деятельности………………………..4
Формирование двигательного навыка
Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности
Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных действий………………………………………………………………............6

Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа
формирования двигательных навыков……………………………………...7

Влияние спорта на рефлекторную систему человека……………………..10

Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Referat fizra.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ростовский Государственный Строительный Университет

Министерство образования и науки РФ

Кафедра ФВиС

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Физическая культура»

              на тему: «Рефлекторная природа двигательной деятельности»

 

 

 

 

                Выполнил студент:

            Группы П-130

Несветаев М.В

 

      Проверил:

               Старший преп.,

    кандидат философских наук

                       Грошевихин И.В

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2014 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Рефлекторная природа двигательной деятельности………………………..4

    1. Формирование двигательного навыка

    1. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности

  1. Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных действий………………………………………………………………............6

 

  1. Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа

формирования двигательных навыков……………………………………...7

 

  1. Влияние спорта на рефлекторную систему человека……………………..10

 

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моего реферата - «Рефлекторная природа двигательной деятельности». Это интересная тема, так как важно понимать, как мы живем, что в нашем организме всё взаимосвязано.

 

Организм человека – это целостная система, в которой регулируется деятельность всех физиологических систем, их слаженность в работе, сохраняется стабильность внутренней среды. Рефлекс – ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Основные задачи нервной системы заключаются в поддержании внутренней среды организма и ответной реакцией на окружающий мир. Хотелось бы отметить, что понятие рефлекса более широкое. В связи с этим хотелось бы поговорить о связи рефлексов с двигательной деятельностью.

 

Целью работы является создание научно-популярного текста, в котором бы показывалось значение рефлексов в жизни человека, рассмотреть рефлекторную природу в двигательных актах.

 

Задачей реферата является:

 

1.  ознакомление с теоретической  частью, которая напомнит об особенностях  нервной системы и понятием  рефлекс;

 

2.  создание перечня  двигательных рефлексов. Попробуем  ответить на вопрос, какую же роль исполняют рефлексы в повседневной жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рефлекторная природа двигательной деятельности

 

    1. Формирование двигательного навыка

Биологическая сущность рефлекса заключается в том, чтобы организм мог приспособиться к изменениям внешней и внутренней среды. Рефлекторная природа лежит в основе любого мышечного действия, которое вовлекает в свою реализацию деятельность всех необходимых в данный момент органов и систем организма.

Двигательный навык также формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами. Различают три стадии (фазы) в этом процессе: генерализации, концентрации и автоматизации. Фаза генерализации связана с иррадиацией нервных процессов и вовлечением в двигательное действие "лишних мышц", объединением отдельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии отмечается концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения, стереотипность (привычность) двигательного действия. Фаза концентрации в процессе, освоения движениями сменяется фазой стабилизации (закрепления), высокой степенью координации и автоматизации, движения становятся точными, выполняются без излишнего напряжения, экономично и стабильно. В ряде случаев некоторые фазы могут отсутствовать. Это может быть связано со степенью сложности и мощностью мышечного действия, с исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена. Новые сложные координации всегда формируются на фоне прежде сложившихся координации. Существенную роль в формировании и закреплении двигательного навыка играют анализаторы: проприоцептивный, вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный.

 

 

1.2. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности

Выполнение движений связано с непрерывным поступлением в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, степени их сокращения и расслабления, положении тела и его частей в пространстве, позе и т.д. Вся эта информация поступает от рецепторов анализаторов (в том числе и двигательного) в мозговой их отдел, анализируется и по принципу обратной связи и рефлекторному механизму поступает к исполнительному аппарату (мышце), и вновь с уже уточненной информацией тем же путем корректирует исполнение движения с заданной программой. Каждое движение нуждается в постоянной коррекции на основе информации, поступающей от проприоцепторов и других сенсорных систем в двигательные центры. Так происходит совершенствование двигательной деятельности в процессе упражнений и тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2. Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных действий

 

 

Центральная нервная система регулирует, управляет и совершенствует двигательную деятельность человека через двигательные единицы. Двигательная единица состоит из двигательной нервной клетки, нервного волокна и группы мышечных волокон. Каждая мышца включает в себя от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч двигательных единиц. Чем большее напряжение должна развить мышца, тем большее количество двигательных единиц включается в работу.

 

Посредством изменения силы и частоты биоэлектрических импульсов в нервных клетках возникают процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — деятельное состояние клеток, когда они трансформируют и передают электрические импульсы другим клеткам; торможение — обратный процесс, направленный на снижение биоэлектрической активности и восстановление затраченной энергии. В процессе физической тренировки совершенствуется взаимодействие этих двух основных процессов. Именно посредством координации возбуждения и торможения регулируется работа многих мышечных групп и функциональных систем при формировании и совершенствовании какого-то отдельного движения или его различных сочетаний в трудовой деятельности, а также в ходе специальной физической тренировки.

 

Напомним, что унаследованные рефлексы, заложенные от рождения в нервной системе, называют безусловными. Примером простейшего двигательного безусловного рефлекса является непроизвольное отдергивание руки при ожоге. Рефлексы, формирующиеся в результате сочетания различных раздражителей с безусловными рефлексами, называются условными.

 

Вся деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, протекает по принципу взаимосвязи условных рефлексов с безусловными рефлексами. Рефлекторная природа двигательной деятельности лежит в основе любого мышечного действия. Именно посредством рефлекса в реализацию конкретного движения вовлекаются все необходимые в данный момент мышцы, органы и системы организма.  

 

 

 

 

3. Условнорефлекторные механизмы  как физиологическая основа формирования  двигательных навыков

    

 

Сенсорные и исполнительные (оперантные) компоненты двигательного навыка. Физиологическим механизмом тренируемости, благодаря которому формируются новые, индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности, в том числе спортивная техника, являются временные связи, возникающие условнорефлекторным путем. Рефлекторная природа произвольных движений была раскрыта И. М. Сеченовым. В дальнейшем И. П. Павлов вместе со своими многочисленными учениками и последователями выявили основные закономерности образования новых форм двигательных актов по механизму условнорефлекторных связей.

 

Классические условные реакции в опытах с выделением слюны характеризуются образованием временной связи между индифферентным сигналом и подкрепляющим тот сигнал безусловным рефлексом (условные рефлексы первого порядка) или ранее образованной устойчивой условнорефлекторной реакцией (условные рефлексы более высоких порядков). Это сенсорные условные рефлексы, в которых ответная реакция на афферентный сигнал (например, слюноотделение, отдергивание руки при нанесении болевого раздражения) является или безусловно рефлекторной, или ранее приобретенной условной реакцией. В них, следовательно, используется ответ в виде уже имеющейся в организме реакции, и только сигнал, т. е. сенсорная часть, приобретает новые (условно-рефлекторные) свойства.

 

Но когда речь идет о двигательных навыках, всегда подразумевается не просто повторение по условному сигналу ранее имевшейся реакции, а образование оперантных, называемых также инструментальными или мануальными; временных связей. Эти связи характеризуются новой формой движения или образованием комбинации из уже известных элементов нового сложного двигательного акта, до этого не имевшегося у данного организма. Следовательно, в этом случае временные связи относятся не только к афферентным (сенсорным, чувствительным), но и к эфферентным (эффекторным), т. е. исполнительным, звеньям двигательных реакций.

 

Двигательные навыки человека характеризуются тем, что в них одновременно сочетаются оба вида временных связей. С одной стороны, через первую и вторую сигнальные системы устанавливаются связи между ранее индифферентными для спортсмена раздражителями и последующей деятельностью (сенсорные компоненты временной связи), а с другой – вырабатываются новые ответные двигательные реакции (оперантные компоненты временных связей) с соответствующим характером протекания не только двигательных, но и вегетативных функций.

 

При образовании спортивных и других двигательных навыков у человека особенно большое значение имеют временные связи высших порядков, формирующиеся при воздействиях не только через первую, но и через вторую сигнальную систему (обучение различным навыкам всегда осуществляется путем не только показа, но и словесного объяснения).

 

Формирование двигательного навыка сопровождается образованием временных связей, способствующих более эффективному обеспечению движений функциями вегетативных органов, особенно при длительных упражнениях циклического характера. Существенно, что моторные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями (например, в беге, ходьбе на лыжах) раньше формируются двигательные компоненты, в навыках же со сложными Движениями (например, в гимнастике, борьбе, спортивных играх) – вегетативные компоненты.

 

Характерно, что после образования навыка вегетативные компоненты могут стать более инертными, чем двигательные. Например, при изменении привычной формы деятельности – переход с непрерывной работы на работу с переменной интенсивностью – двигательные функции изменяются быстро, в ряде случаев сразу же, а вегетативные органы еще длительное время функционируют в соответствии с ранее сформировавшимся характером движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Влияние спорта на  рефлекторную систему человека.

Нервная система управляет многообразной и сложной деятельностью всех органов и систем человеческого организма, регулирует все процессы, происходящие в нем. Оно осуществляет связь организма с меняющимися условиями внешней среды.

 

Влияние спорта на нервную систему человека без участия нервной системы и в первую очередь центральной нервной системы нельзя выполнить ни одного физического упражнения. Благодаря нервной системе все органы работают согласованно и человеческий организм представляет собой единое целое.

 

И. П. Павлов установил, что приспособление организма к окружающей среде происходит с помощью рефлексов, т. е. реакций (ответов) организма на поступающие из внешней среды раздражители. Физические упражнения являются одним из таких сильных раздражителей. В процессе занятий спортом в организме возникает большое количество условнорефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом. Занятия спортом благотворно влияют при этом на центральную нервную систему, улучшает ее деятельность. От различных органов и мышц идут импульсы в мозг, вырабатываются новые их сочетания, образуются новые условные рефлексы. Следовательно, условный рефлекс, который выработался только в процессе тренировки, содействует улучшению работы организма. Каждая тренировка добавляет что-то новое к уже имеющемуся. Когда спортсмен обучается любому новому движению, то, как правило, вначале оно получается у него неуклюжим, однако постепенно в процессе постоянной тренировки движение становится более рациональным, более ловким. В головном мозгу возникают новые связи между нервными клетками, которые управляют работой мышц, участвующих в новом движении.

Движения этих мышц вначале друг с другом не согласованы, так как еще не установились новые временные условные связи. Со временем, по мере выработки данных связей, движения становятся все более согласованными, т. е. в головном мозгу устанавливаются условнорефлекторные связи. На этой стадии тренировки спортсмену уже не нужно так напрягать свое внимание, чтобы правильно совершать упражнение: оно выполняется непринужденно, легко вследствие закрепившихся условных рефлексов.

Информация о работе Рефлекторная природа двигательной деятельности