Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 22:42, реферат
Организм человека – это целостная система, в которой регулируется деятельность всех физиологических систем, их слаженность в работе, сохраняется стабильность внутренней среды. Рефлекс – ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Основные задачи нервной системы заключаются в поддержании внутренней среды организма и ответной реакцией на окружающий мир. Хотелось бы отметить, что понятие рефлекса более широкое. В связи с этим хотелось бы поговорить о связи рефлексов с двигательной деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………..3
Рефлекторная природа двигательной деятельности………………………..4
Формирование двигательного навыка
Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности
Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных действий………………………………………………………………............6
Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа
формирования двигательных навыков……………………………………...7
Влияние спорта на рефлекторную систему человека……………………..10
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ростовский Государственный Строительный Университет
Министерство образования и науки РФ
Кафедра ФВиС
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Физическая культура»
на тему: «Рефлекторная природа двигательной деятельности»
Выполнил студент:
Группы П-130
Несветаев М.В
Проверил:
Старший преп.,
кандидат философских наук
Грошевихин И.В
г. Ростов-на-Дону
2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
формирования двигательных навыков……………………………………...7
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Тема моего реферата - «Рефлекторная природа двигательной деятельности». Это интересная тема, так как важно понимать, как мы живем, что в нашем организме всё взаимосвязано.
Организм человека – это целостная система, в которой регулируется деятельность всех физиологических систем, их слаженность в работе, сохраняется стабильность внутренней среды. Рефлекс – ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Основные задачи нервной системы заключаются в поддержании внутренней среды организма и ответной реакцией на окружающий мир. Хотелось бы отметить, что понятие рефлекса более широкое. В связи с этим хотелось бы поговорить о связи рефлексов с двигательной деятельностью.
Целью работы является создание научно-популярного текста, в котором бы показывалось значение рефлексов в жизни человека, рассмотреть рефлекторную природу в двигательных актах.
Задачей реферата является:
1. ознакомление с теоретической
частью, которая напомнит об
2. создание перечня двигательных рефлексов. Попробуем ответить на вопрос, какую же роль исполняют рефлексы в повседневной жизни человека.
Биологическая сущность рефлекса заключается в том, чтобы организм мог приспособиться к изменениям внешней и внутренней среды. Рефлекторная природа лежит в основе любого мышечного действия, которое вовлекает в свою реализацию деятельность всех необходимых в данный момент органов и систем организма.
Двигательный навык также формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами. Различают три стадии (фазы) в этом процессе: генерализации, концентрации и автоматизации. Фаза генерализации связана с иррадиацией нервных процессов и вовлечением в двигательное действие "лишних мышц", объединением отдельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии отмечается концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения, стереотипность (привычность) двигательного действия. Фаза концентрации в процессе, освоения движениями сменяется фазой стабилизации (закрепления), высокой степенью координации и автоматизации, движения становятся точными, выполняются без излишнего напряжения, экономично и стабильно. В ряде случаев некоторые фазы могут отсутствовать. Это может быть связано со степенью сложности и мощностью мышечного действия, с исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена. Новые сложные координации всегда формируются на фоне прежде сложившихся координации. Существенную роль в формировании и закреплении двигательного навыка играют анализаторы: проприоцептивный, вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный.
Выполнение движений связано с непрерывным поступлением в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, степени их сокращения и расслабления, положении тела и его частей в пространстве, позе и т.д. Вся эта информация поступает от рецепторов анализаторов (в том числе и двигательного) в мозговой их отдел, анализируется и по принципу обратной связи и рефлекторному механизму поступает к исполнительному аппарату (мышце), и вновь с уже уточненной информацией тем же путем корректирует исполнение движения с заданной программой. Каждое движение нуждается в постоянной коррекции на основе информации, поступающей от проприоцепторов и других сенсорных систем в двигательные центры. Так происходит совершенствование двигательной деятельности в процессе упражнений и тренировки.
2. Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных действий
Центральная нервная система регулирует, управляет и совершенствует двигательную деятельность человека через двигательные единицы. Двигательная единица состоит из двигательной нервной клетки, нервного волокна и группы мышечных волокон. Каждая мышца включает в себя от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч двигательных единиц. Чем большее напряжение должна развить мышца, тем большее количество двигательных единиц включается в работу.
Посредством изменения силы и частоты биоэлектрических импульсов в нервных клетках возникают процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — деятельное состояние клеток, когда они трансформируют и передают электрические импульсы другим клеткам; торможение — обратный процесс, направленный на снижение биоэлектрической активности и восстановление затраченной энергии. В процессе физической тренировки совершенствуется взаимодействие этих двух основных процессов. Именно посредством координации возбуждения и торможения регулируется работа многих мышечных групп и функциональных систем при формировании и совершенствовании какого-то отдельного движения или его различных сочетаний в трудовой деятельности, а также в ходе специальной физической тренировки.
Напомним, что унаследованные рефлексы, заложенные от рождения в нервной системе, называют безусловными. Примером простейшего двигательного безусловного рефлекса является непроизвольное отдергивание руки при ожоге. Рефлексы, формирующиеся в результате сочетания различных раздражителей с безусловными рефлексами, называются условными.
Вся деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, протекает по принципу взаимосвязи условных рефлексов с безусловными рефлексами. Рефлекторная природа двигательной деятельности лежит в основе любого мышечного действия. Именно посредством рефлекса в реализацию конкретного движения вовлекаются все необходимые в данный момент мышцы, органы и системы организма.
3. Условнорефлекторные механизмы
как физиологическая основа
Сенсорные и исполнительные (оперантные) компоненты двигательного навыка. Физиологическим механизмом тренируемости, благодаря которому формируются новые, индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности, в том числе спортивная техника, являются временные связи, возникающие условнорефлекторным путем. Рефлекторная природа произвольных движений была раскрыта И. М. Сеченовым. В дальнейшем И. П. Павлов вместе со своими многочисленными учениками и последователями выявили основные закономерности образования новых форм двигательных актов по механизму условнорефлекторных связей.
Классические условные реакции в опытах с выделением слюны характеризуются образованием временной связи между индифферентным сигналом и подкрепляющим тот сигнал безусловным рефлексом (условные рефлексы первого порядка) или ранее образованной устойчивой условнорефлекторной реакцией (условные рефлексы более высоких порядков). Это сенсорные условные рефлексы, в которых ответная реакция на афферентный сигнал (например, слюноотделение, отдергивание руки при нанесении болевого раздражения) является или безусловно рефлекторной, или ранее приобретенной условной реакцией. В них, следовательно, используется ответ в виде уже имеющейся в организме реакции, и только сигнал, т. е. сенсорная часть, приобретает новые (условно-рефлекторные) свойства.
Но когда речь идет о двигательных навыках, всегда подразумевается не просто повторение по условному сигналу ранее имевшейся реакции, а образование оперантных, называемых также инструментальными или мануальными; временных связей. Эти связи характеризуются новой формой движения или образованием комбинации из уже известных элементов нового сложного двигательного акта, до этого не имевшегося у данного организма. Следовательно, в этом случае временные связи относятся не только к афферентным (сенсорным, чувствительным), но и к эфферентным (эффекторным), т. е. исполнительным, звеньям двигательных реакций.
Двигательные навыки человека характеризуются тем, что в них одновременно сочетаются оба вида временных связей. С одной стороны, через первую и вторую сигнальные системы устанавливаются связи между ранее индифферентными для спортсмена раздражителями и последующей деятельностью (сенсорные компоненты временной связи), а с другой – вырабатываются новые ответные двигательные реакции (оперантные компоненты временных связей) с соответствующим характером протекания не только двигательных, но и вегетативных функций.
При образовании спортивных и других двигательных навыков у человека особенно большое значение имеют временные связи высших порядков, формирующиеся при воздействиях не только через первую, но и через вторую сигнальную систему (обучение различным навыкам всегда осуществляется путем не только показа, но и словесного объяснения).
Формирование двигательного навыка сопровождается образованием временных связей, способствующих более эффективному обеспечению движений функциями вегетативных органов, особенно при длительных упражнениях циклического характера. Существенно, что моторные и вегетативные компоненты двигательного навыка формируются не одновременно. В навыках с относительно простыми движениями (например, в беге, ходьбе на лыжах) раньше формируются двигательные компоненты, в навыках же со сложными Движениями (например, в гимнастике, борьбе, спортивных играх) – вегетативные компоненты.
Характерно, что после образования навыка вегетативные компоненты могут стать более инертными, чем двигательные. Например, при изменении привычной формы деятельности – переход с непрерывной работы на работу с переменной интенсивностью – двигательные функции изменяются быстро, в ряде случаев сразу же, а вегетативные органы еще длительное время функционируют в соответствии с ранее сформировавшимся характером движения
4. Влияние спорта на рефлекторную систему человека.
Нервная система управляет многообразной и сложной деятельностью всех органов и систем человеческого организма, регулирует все процессы, происходящие в нем. Оно осуществляет связь организма с меняющимися условиями внешней среды.
Влияние спорта на нервную систему человека без участия нервной системы и в первую очередь центральной нервной системы нельзя выполнить ни одного физического упражнения. Благодаря нервной системе все органы работают согласованно и человеческий организм представляет собой единое целое.
И. П. Павлов установил, что приспособление организма к окружающей среде происходит с помощью рефлексов, т. е. реакций (ответов) организма на поступающие из внешней среды раздражители. Физические упражнения являются одним из таких сильных раздражителей. В процессе занятий спортом в организме возникает большое количество условнорефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом. Занятия спортом благотворно влияют при этом на центральную нервную систему, улучшает ее деятельность. От различных органов и мышц идут импульсы в мозг, вырабатываются новые их сочетания, образуются новые условные рефлексы. Следовательно, условный рефлекс, который выработался только в процессе тренировки, содействует улучшению работы организма. Каждая тренировка добавляет что-то новое к уже имеющемуся. Когда спортсмен обучается любому новому движению, то, как правило, вначале оно получается у него неуклюжим, однако постепенно в процессе постоянной тренировки движение становится более рациональным, более ловким. В головном мозгу возникают новые связи между нервными клетками, которые управляют работой мышц, участвующих в новом движении.
Движения этих мышц вначале друг с другом не согласованы, так как еще не установились новые временные условные связи. Со временем, по мере выработки данных связей, движения становятся все более согласованными, т. е. в головном мозгу устанавливаются условнорефлекторные связи. На этой стадии тренировки спортсмену уже не нужно так напрягать свое внимание, чтобы правильно совершать упражнение: оно выполняется непринужденно, легко вследствие закрепившихся условных рефлексов.
Информация о работе Рефлекторная природа двигательной деятельности