Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:31, реферат
В современных условиях в образовательной сфере по физической культуре происходит переосмысление педагогических ценностей, осуществляется переход от сконцентрированного внимания на получение знаний к индивидуально-ориентированному образованию. Эти процессы требуют более широкого использования активных методов и средств обучения, направленных на формирование самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов. Реализация такого подхода к построению учебного процесса практически невозможна без разработки и внедрения новых методов и форм контроля и оценки успеваемости студентов по дисциплине «Физическая культура» .
РЕЙТИНГ КОНТРОЛЬ – КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В современных условиях в образовательной сфере по физической культуре происходит переосмысление педагогических ценностей, осуществляется переход от сконцентрированного внимания на получение знаний к индивидуально-ориентированному образованию. Эти процессы требуют более широкого использования активных методов и средств обучения, направленных на формирование самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов. Реализация такого подхода к построению учебного процесса практически невозможна без разработки и внедрения новых методов и форм контроля и оценки успеваемости студентов по дисциплине «Физическая культура» . Традиционный контроль фактически перестал отражать реальную картину знаний и умений студентов. В связи с этим совершенствование системы контроля учебной деятельности студентов требует разработки новых технологий обучения в процессе физического воспитания. Одним из вариантов является рейтинговая система оценивания знаний и умений студентов на занятиях физической культурой . Сущность рейтинговой системы состоит в отслеживании достаточного уровня знаний и умений и возможности выставления итоговых оценок по результатам текущей успеваемости. Система рейтинговой оценки по сравнению с традиционными формами контроля стимулирует повседневную работу студента, способствуя созданию ритмичности в учебе, повышает самостоятельность во всех видах деятельности, позволяет оперативно использовать данной этой (рейтинговой) системы в организации учебного процесса и контроля знаний и умений студентов. Интенсивные методы данной технологии предполагают обязательную оценку каждого раздела учебной программы, что значительно повышает требования к систематичности, объективности и оперативности педагогического контроля. Рейтинговая система контроля и оценки знаний является весьма действенным средством повышения мотивации учебной деятельности. Рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков относится к прогрессивным методам контроля.
Разработанная балльно-рейтинговая система распространяется на студентов очной формы
обучения, осваивающих дисциплину «Физическая культура». Эта система позволяет осуществлять постоянный мониторинг результатов обучения студентов, а квалифицированно разработанная и образцово ведущаяся документация – необходимое условие успешной деятельности кафедры и творческой работы преподавателей.
Основными задачами рейтинговой системы являются:
1. обеспечение постоянного
2. стимулирование получения студентами прочных знаний, умений и навыков путем ритмичности освоения ими дисциплины в течение семестра;
3. повышение ответственности преподавателя за обеспечение должного уровня планирования и проведения учебных занятий по дисциплине.
Введение в процесс обучения рейтинговой системы позволит изменить технологию обучения дисциплины «Физическая культура» и в организационном и методическом плане. В организационном плане учебный семестр разделён на циклы, по каждому из которых устанавливается максимальное и минимальное количество баллов, которое может набрать студент. В каждом цикле описан учебный план курса физического воспитания для основного, спортивного и специального учебных отделений, лечебной физической культуры и
временно освобождённых от практических занятий студентов. Рейтинговые баллы распределены на теоретическую и практическую подготовку, а также учитывается посещаемость и активность на учебных занятиях. Цикл считается зачтённым, если студент наберёт количество баллов, равное или больше минимального. Циклы совпадают со сроками проставления аттестации студентам. В каждом семестре по два таких цикла (две аттестации), в которых все учебные компоненты дисциплины «Физическая культура» оценены в баллах.
Итоговая семестровая оценка выставляется по суммарному рейтингу за два цикла и даёт право на получение зачета по предмету. Зачёты студенты получают дважды – в осеннем и весеннем семестрах. Баллы проставляются в ведомость учета рейтинга учебной группы в
журналах заместителей деканов по физическому воспитанию. Для зачёта студенту необходимо набрать в семестре минимум 60 и максимум 100 баллов.
Стартовый текущий рейтинг определяется на седьмой неделе после контрольного тестирования физической подготовленности и прохождения медицинского осмотра. Данные стартового рейтинга (пять тестов физической и профессиональной подготовки и прохождение
медицинского осмотра) проставляются в учебный журнал преподавателя, а ведомость сдаётся в учебную часть кафедры. Ведомость учета рейтинга студентов ведется с первого по седьмой семестры. Студенты, не набравшие минимально допустимого количества баллов к соответствующей контрольной неделе, продолжая работать самостоятельно или по заданию своего преподавателя и отчитавшись за свою работу, могут улучшить свой рейтинг. Рабочая ведомость учета рейтинга находится в журнале преподавателя и своевременно
заполняется без исправлений. Баллы рейтинга должны соответствовать результатам сдачи студентом контрольных тестов, оценке теоретического раздела и посещаемости занятий в каждом семестре. Учебный журнал со всеми данными преподаватель сохраняет до конца окончания курса
дисциплины «Физическая
Рейтинг студента по дисциплине «Физическая культура» складывается из трёх составляющих: рейтинг по дисциплине текущий (далее – РДТ), рейтинг по дисциплине семестровый (РДС) и рейтинг по дисциплине итоговый (РДИ). 32
Рейтинг по дисциплине итоговый (РДИ) является среднеарифметической величиной рейтингов студента в семестрах. Для получения зачета студент должен набрать не менее 60 баллов, что соответствует традиционной оценке «удовлетворительно» и максимальное количество 100 баллов, что соответствует оценке «отлично».
Данная технология позволяет реализовать деятельный подход к обучению, в ходе которого можно оптимально построить познавательную деятельность студентов, контролировать и более объективно оценивать работу на протяжении всего периода обучения. Для формирования
навыков самостоятельной работы и повышения её качества и эффективности необходимо создавать для студентов такой режим управления деятельностью, который:
-вызвал бы у них желание работать регулярно, ритмично, систематически;
-стимулировал бы развитие творческих качеств личности будущего специалиста:
-позволил бы чётко и постоянно видеть цели, задачи и результаты учебного труда и обеспечивал в ходе систематического контроля объективную оценку уровня обученности.
Этим требованиям в значительной степени удовлетворяет такой способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, который принято называть рейтинговой технологией.
Список литературы:
1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В.
Гузеев. – М.: Народное образование, 2001. – 97 с.
2. Евсютина О.В., Кожевникова А.И. Рейтинг как способ
повышения мотивации учебной деятельности студентов: тез. докл. межвуз.
науч.-метод. конф. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006. – 90 с.
3. Загревская А.И. Рейтинговая система оценки качества
образования по физической культуре // Научно-теоретический журнал
«Теория и практика физической культуры». – 2007. – № 3. – С. 9.
4. Клименко Н.И. Организация и планирование учебно-
тренировочного процесса по физическому воспитанию: методическая
разработка. – Таганрог, 1992. – 36 с. 33
5. Усольцева С.Л., Тропина Л.К., Самарина Е.В., Мишнёва С.Д.,
Сергеев Е.А. Физическое воспитание в условиях реформирования системы
высшего образования: тез. докл. межуниверситетской науч-метод. конф. –
М: Изд-во МГУ, 2008. – С. 32.