Ритмика в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:21, реферат

Описание работы

Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях.

Содержание работы

I. Введение.
II. Общая часть.
1. Термин «аэробика» и возникновение аэробики.
2. Основные методы, используемые при проведении занятий аэробикой.
3. Перечень упражнений, рекомендуемых для использования в уроке аэробики.
4. Воздействие ритмической гимнастики на организм человека.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

ритмика.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Студентки Мишиной Е.М.

 

Рег. № ГЛ0020004

 

По предмету «Физкультура» (код  ФИ)

 

По теме: «Ритмическая гимнастика»

 

Содержание:

 

I.                    Введение.

 

II.                 Общая часть.

 

1.      Термин «аэробика»  и возникновение аэробики.

 

2.      Основные методы, используемые при проведении  занятий аэробикой.

 

3.      Перечень упражнений, рекомендуемых для использования  в уроке аэробики.

 

4.      Воздействие ритмической  гимнастики на организм человека.

 

III. Заключение.

 

Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях.

 

Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия в общественном производстве. Сегодня нужно совершенствовать традиционные и внедрять новые формы и методы проведения оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Необходимость двигательной активности для здоровья человека ни у кого не вызывает сомнений. А вот вопросы, какими средствами компенсировать гиподинамию, с какой нагрузкой заниматься, - остаются дискуссионными. Достичь определенных результатов в работе над своим телом, физическим развитием можно с помощью различных средств: бега, езды на велосипеде, плавания, гимнастических упражнений, аэробики.

Термин «аэробика» и возникновение  аэробики.

Термин "аэробика" происходит от слова аэробный, что значит кислородный (от греческого слова “аэро” - воздух и “биос” - жизнь), впервые был введен доктором К. Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

 

 Позднее в США и Европе  аэробика стала развиваться по  разным направлениям - аэробические  танцы, аэробная гимнастика, аэробика  Джейн Фонды, степ-аэробика, шейп-аэробика  и другие. По содержанию все  эти направления незначительно  отличаются друг от друга, а  по сути они объединены в одну форму проведения занятий такого рода - ритмическую гимнастику, которая широко используется как средство физического воспитания в общеобразовательных школах, колледжах и вузах.

Основные методы, используемые при  проведении занятий аэробикой.

 

Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, подбирать  упражнения с соответствующим ритмом и темпом. Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

 

1. Метод музыкальной интерпретации.

2. Метод усложнений.

3. Метод сходства.

4. Метод блоков.

5. Метод "Калифорнийский стиль".

 Рассмотрим особенности  реализации этих методов.

 

Метод музыкальной интерпретации  широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее "удобным" для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. При определении количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с "музыкальным квадратом". Например, упражнение составленное на 4 счета, нужно повторить 8 (16) раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным фрагментом - музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта могут сопровождаться определенными движениями (хлопки, прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные сильные доли такта).

 Реализация второго подхода  собственно и является методом  музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнения в соответствии с музыкальной темой. Во время припева (если такой присутствует) можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменение амплитуды движений.

 

Метод усложнений - так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически  грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела (например один из вариантов аэробного шагов - скрестный шаг), то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части (1-е упражнение: шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на месте, приставить левую в исходное положение. 2-е упражнение: приставные шаги в сторону, вправо и влево), которые выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:

- изменение темпа движения (сначала  каждое движение выполняется  на 2 счета, а затем на каждый);

- изменение ритма движения (например, вариант ходьбы: "1"-шаг правой, "2" - шаг левой, "3-4" - шаг  правой. Для того чтобы занимающиеся  лучше усвоили этот ритм движения  можно применить подсказку - "быстро - быстро - медленно");

 

- добавление новых движений в ранее изученные комбинации (например, скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);

 

- изменять технику выполнения  движения (например, выполнение подъема  колена сочетать с прыжком);

- изменение направления движения (какой то одной части тела или перемещения в пространстве);

- изменение амплитуды движения;

 

- сначала разучить упражнение  по частям, а затем объединить  в одно целое, что и будет  являться усложнением по отношению  к первоначальному разучиванию.

 В результате применения  этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнений упражнений.

 Применение  метода усложнений характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

 

Метод сходства используется в том случае, когда  при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или  стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым (количество повторений каждого упражнения планируется с учетом его длительности - 2, 4 ,8 счетов и координационной сложности, но так, чтобы переход осуществлялся в соответствии с "музыкальным квадратом").

 

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для "блока" упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение №1, 2, 3, 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения (варьировать порядок упражнений: 1,. 3, 2, 4 или 3 ,1 ,4 ,2 и др.; изменять ритм или способ выполнения как отдельных упражнений, так и всего блока; можно использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, прыжках, беге; менять темп). Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время, при использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.

 

Метод "Калифорнийский стиль" фактически является комплексным  проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением  блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали). Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все упражнения должны согласовываться с музыкой.

 

Перечень  упражнений, рекомендуемых для 

 использования  в уроке аэробики.

 

В связи со спецификой аэробики, наиболее типичными для урока аэробики являются следующие средства:

 

1.     

Общеразвивающие упражнения в положении  стоя:

- упражнения для рук и плечевого  пояса в разных направлениях (поднимание  и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги)

- упражнения для туловища и  шеи (наклоны и повороты, движения  по дуге и вперед)

- упражнения для ног (поднимание  и опускание, сгибание и разгибание  в разных суставах, полуприседы,  выпады, перемещение центра тяжести  тела с ноги на ногу)

 

2.     

Общеразвивающие упражнения в положении  сидя и лежа:

-упражнения для стоп (поочередные  и одновременные сгибания и  разгибания, круговые движения)

- упражнения для ног в положении  лежа и в упоре на коленях  (сгибания и разгибания, поднимание  и опускание, махи)

- упражнения для мышц живота  в положении лежа на спине  (поднимание плеч и лопаток,  то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или  разгибанием)

- упражнения для мышц спины  в положении лежа на животе  и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину)

 

3.     

Упражнения на растягивание:

- в полуприседе для задней  и передней поверхности бедра

- в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра

- в полуприседе или в упоре  на коленях для мышц спины

- стоя для грудных мышц и  плечевого пояса

 

4.     

Ходьба:

- размахивая руками (кисти в  кулак, пальцы врозь и др.)

- сочетание ходьбы на месте  с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными).

- ходьба с хлопками

- ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)

- основные шаги и их разновидности,  используемые в аэробике

 

5.     

Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.

 

6.     

Подскоки и прыжки:

- на двух ногах (в фазе полета  ноги вместе или в другом  положении) на месте и с продвижением  в разных направлениях (с осторожностью  выполнять перемещения в стороны)

- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)

- сочетание прыжков и подскоков  на месте или с перемещениями  с различными движениями руками.

 

Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа. При подготовке к занятиям инструктор (тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки. Инструктор должен видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

 

В зависимости от решаемых задач  составляются комплексы ритмической  гимнастики разной направленности, которые  могут проводиться в форме  УГ, физкультурной паузы, спортивной разминки или специальных занятий. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.

Информация о работе Ритмика в детском саду