Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 13:08, реферат
По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся вес более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнасткой, участие в спортивных соревнованиях.
Введение………………………………………………………………………………………………….3
Роль и значение физкультуры и спорта во всех сферах жизни общества на современном этапе его развития………………………………....4
Общественное здоровье и экономика потерь……………………………………5
Экономические аспекты увеличения продолжительности жизни……11
Воздействие физической культуры и спорта па экономический рост……………………………………………………………………………………………………....12
Экономика и спортивный бизнес…………………………………………………………16
Экономика физической культуры и спорта как наука…………………………21
Экономические отношения в области спорта………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………………………...30
Высокие требования спортсменов привели к созданию сверхлегких гоночных велосипедов из композитных материалов, новым технологиям создания спортивной обуви, тканей, защитных очков, шлемов, коньков, лыж, а также многих других изделий.
В то же время следует
подчеркнуть, что физическая активность,
спорт и туризм помимо прямых экономических
выгод, оцениваемых количественно,
приносят и иные блага нематериального
характера, которые напрямую не поддаются
количественной оценке. Здесь имеются
в виду прежде всего такие факторы,
как расширение кругозора и интеллектуального
уровня людей в процессе их участия
в соревнованиях, в культурно-познавательных
и обучающих программах. Свой досуг
люди проводят более рационально
и конструктивно; физкультура и
спорт дают каждому человеку колоссальные
возможности для самовыражения,
самосовершенствования и
Экономика физической культуры и спорта как наука
Экономика физической культуры
и спорта представляет собой прикладную
дисциплину, входящую в комплекс экономических
наук, изучающих хозяйственную
Необходимо подчеркнуть, что за рубежом термины «физическая культура» и «экономика физической культуры» практически нигде не употребляется. Используется комплексный термин «спорт», который вбирает в себя все многообразие отношений по подготовке, воспитанию, управлению спортом и связанной с ним деятельностью. В российской практике и странах СИГ используется два термина: «физическая культура» и «спорт». Однозначной трактовки этих понятий не существует, однако считается, что физическая культура - это систематическое и разнообразное совершенствование и укрепление человеческого тела путем физических упражнений; способствует физическому воспитанию широких масс и росту спортивных достижений. Иными словами, под физической культурой у нас в стране понимается непрофессиональный оздоровительный спорт и его инфраструктура, система подготовки спортсменов-любителей. В термин «спорт» вкладывается несколько иной смысл - это в большей степени профессиональная и коммерциализированная система, продуцирующая спортсменов и тренеров, т.е. людей более профессионально подготовленных, нежели физкультурники. При этом принято подразделять спорт на профессиональный и любительский.
Любительский спорт - это многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта. Профессиональный спорт - предпринимательская деятельность которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией.
Как следует из определения, экономика физической культуры и спорта как наука изучает хозяйственные отношения в спортивной области и спортивной индустрии на двух уровнях:
во-первых, на общегосударственном и международном;
во-вторых, на уровне отдельных спортивных и физкультурных организаций, клубов, федераций и иных объединений с различными формами собственности и источниками финансирования.
Таким образом, макроэкономика спорта оперирует агрегированными, совокупными показателями, выявляет тенденции развития физкультуры и спорта, вырабатывает меры по государственному регулированию экономических отношений в спортивной сфере.
Микроэкономика спорта концентрирует внимание на экономическом поведении отдельных субъектов в области физкультуры и спорта, исследует функционирование обособленных структурных единиц.
Экономика физкультуры и спорта призвана решать следующие задачи:
Исследование теоретических и практических аспектов экономики физической культуры и спорта проводится при помощи специальных методов научного познания, которые зачастую органически сочетаются и в ряде случаев дополняют друг друга.
В экономике физкультуры
и спорта используется сравнительно-
В экономике физкультуры и спорта также широко применяются методы анализа и синтеза, когда целостная экономическая система подвергается процедуре разбиения на составные части - отдельно функционирующие рынки с целью выявления их структуры, строения, а также свойств и признаков. В то же время используется и метод синтеза, т.е. объединения различных элементов в единую систему. Конкретно это выражается в рассмотрении экономики физкультуры и спорта как составной части рыночной экономики в целом, а система мер по государственному регулированию спортивных отношений взаимоувязывается с общей концепцией государственного регламентирования хозяйственных процессов в стране и является неотъемлемой частью.
В экономике физкультуры
и спорта для иллюстрации тенденций
и закономерностей часто
Экономические отношения в области спорта
Представление экономики физической культуры и спорта было бы неполным без анализа категорий потребностей и экономического интереса. Потребность можно определить как нужду индивида или общества в целом в чем-либо. Очевидно, что потребности выступают в качестве движущей силы и побудительного мотива в достижении какой-либо цели. Осознанные потребности трансформируются в интересы- реальные причины социальных и экономических действий. Взаимосвязь индивидуальных и общественных потребностей с физической культурой и спортом представим следующим образом.
Потребности людей в конечном
счете преобразуются в спрос, т
Спрос на спортивные товары и услуги на микроуровне предъявляют отдельные индивиды-профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Для большинства людей основным ценностным ориентиром является здоровье. За многовековую историю человечества со всей определенностью было установлено, что наилучшим способом сохранить или восстановить здоровье являются физическая культура и спорт. Более того, регулярные занятия физкультурой и спортом позволяют людям не только сохранять здоровье, но и значительно продлять трудоспособный возраст, делают человека более активным в общественной жизни и на производстве. Таким образом, здоровье отдельного человека и общества в целом - категория не только медицинская, но и экономическая.
Немаловажное место в иерархии ценностных ориентиров занимает потребность в достижениях. Спорт помогает многим людям реализовать эту потребность, дает возможность достичь вершин мастерства и славы за счет своих спортивных талантов, развитых упорными тренировками. Если спорт в какой-либо стране недостаточно развит или недоступен большинству граждан, то люди, склонные к занятиям спортом, вынуждены заниматься иными видами деятельности, в том числе криминального характера. В этом случае их таланты идут не на благо общества, а направляются в деструктивное русло, нанося материальный и моральный ущерб экономике и обществу.
Рассматривая потребности человека, нельзя не остановиться и на такой важной их составляющей, как потребности к отдыху и развлечениям. Под отдыхом в данном контексте понимается не пассивное состояние покоя, а деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению трудоспособности. В экономическом аспекте потребность в отдыхе и развлечениях следует рассматривать с трех точек зрения:
во-первых, проводя свободное время на спортплощадках и стадионах, люди активно отдыхают от повседневного труда, наиболее полно восстанавливая свои физические и интеллектуальные ресурсы;
во-вторых, активный отдых с элементами физической культуры и спорта являются альтернативой пассивному малоподвижному отдыху с поглощением чрезмерного количества пищи и алкогольных напитков;
в-третьих, проводя свой досуг на стадионах, спортивных трассах и в спорткомплексах в качестве болельщиков, люди получают необходимый заряд эмоций и переживаний, своеобразный катарсис. Кроме того, посещая спортивно-массовые мероприятия, болельщики расходуют на них денежные средства, создавая в сфере физкультуры и спорта новые рабочие места.
На макроуровне спрос отдельных людей преобразуется в совокупный спрос, в экономические отношения в области физической культуры и спорта включается государство, которое непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство таким образом стимулирует спрос на рынках спортивной продукции и спортивной информации, а также способствует расширению предложения. Реализуется государственная поддержка физической культуры и спорта посредством оказания помощи спортивной индустрии и предпринимательству в области спортивных отношений как в форме налоговых и иных льгот, так и в форме прямого финансирования из бюджетов всех уровней.
Экономические отношения в области физической культуры и спорта разносторонни и многогранны. Они включают в себя всю совокупность хозяйственных отношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответствующими производителями и потребителями, экономические взаимоотношения спортивных клубов, федераций, спортивных обществ, отдельных спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками. Важной отраслью экономических отношений являются спортивные рынки труда и финансовых инвестиций, системы оплаты труда и премирования спортсменов и тренеров, их социального страхования и пенсионного обеспечения. [2]
Зкалючение
В современной российской
практике экономические отношения
в физической культуре и спорте на
рыночной основе только начинают формироваться;
в стадии становления находится
индустрия спорта, спортивного
Например, российское спортивное
агентство «Арена»
Конечно, при становлении
новой спортивной индустрии и
формировании рынков спортивных услуг
в России не все проходит гладко
и своевременно: довольно часто несовершенная
законодательная база мешает развитию
меценатства и спонсорства в
спорте, формирования эффективной системы
правовой и социальной защиты спортсменов
и тренеров. Пока далеки от совершенства
схемы налогообложения
Список используемой литературы:
Информация о работе Роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества