Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Способ достижения гармонии человеком один - систематическое выполнение физических упражнений.
При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Файлы: 1 файл

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.docx

— 19.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 
на тему:

«Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»

 

 

Выполнил: 
студент 311 группы факультета КНиИт

Юрин Николай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2013

Введение

 

Способ достижения гармонии человеком один - систематическое выполнение физических упражнений.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их совершенствования. 

Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья.  Для этого существуют педагогический и врачебный контроль.

Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика.

Очевидно, контроль будет более эффективным только в том случае, если ему предшествует объективная диагностика. 

 

Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом

 Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

 

 

 

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:

  • центральной нервной системы,
  • вегетативной нервной системы,
  • сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
  • нервно-мышечного аппарата,
  • внутренней среды,
  • физического развития,
  • соматической и биологической зрелости
  • психофизиологического состояния. 

Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в  состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.

Так, например,  комплекс исследований в  состоянии покоя включает:

  • врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;
  • электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
  • ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);
  • биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);
  • антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При  исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

  • ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";
  • предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
  • с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;
  • моделирование соревновательной деятельности.

 

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

  • физическое развитие,
  • функциональные возможности основных физиологических систем организма,
  • иммунный статус,
  • психологический статус,

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

  • спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,
  • продолжительность занятий,
  • успешность в достижении спортивных результатов. 

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

  • режимом тренировок,
  • объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
  • соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,
  • календарем и регламентом соревнований. 

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося  на объективную диагностику,  может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм. 

Педагогический контроль

Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как:

- определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитии показателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния на процесс спортивного совершенствования; 

- поиск и разработка как отдельных тестов, так и комплексных тестирующих программ, отвечающих требованиям к информативности, надежности и объективности; 

- разработка нормативных требований, норм, способов статистической и педагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний; 

Педагогическая деятельность в вузе предъявляет высокие требования к преподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания. Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий.

Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.

 

При этом каждый студент должен:

  1. систематически посещать учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
  2. проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной подготовленности;
  3. активно овладевать знаниями по основам теории и методики физвоспитания, используя соответствующую литературу;
  4. соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
  5. самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней гимнастикой, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;
  6. активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных  мероприятиях в учебной группе и на межвузовском уровне.

Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между преподавателями и студентами.

 

 

В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал.

Для успешной работы каждый педагог должен:

  1. досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных требований, а также основные положения педагогики и психологии высшей школы;
  2. владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов практических занятий;
  3. чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;
  4. иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого по смежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе подготовки специалиста;
  5. вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимых специалисту для ведения учебной дисциплины;
  6. знать современный уровень науки и текущую литературу в объёме практических занятий;
  7. представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;
  8. проводить консультации в пределах курса практических занятий.

Курс физической культуры  предусматривает решение следующих задач:

  1. включение студента в реальную практику по творческому освоению физической <span class="normal__Char" style=" font-

Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом