Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

Файлы: 1 файл

Самоконтроль занимающихся физ.упражнениями и спортом.docx

— 28.89 Кб (Скачать файл)

1. Диагностика и самодиагностика  организма занятиях физическими  упражнениями и спортом.

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах  и системах организма человека. Для  того чтобы занятия физическими  упражнениями и спортом не оказывали  негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это  задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

К основным видам диагностики  относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Врачебный контроль.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий   состояние   здоровья,   физического   развития,   функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.  
     Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и высокой   эффективности   учебно-тренировочных   занятий   и   спортивных мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих  формах:

- регулярные медицинские обследования  и контроль занимающихся физическими  упражнениями и спортом;

- врачебно-педагогические наблюдения  за занимающимися во время  занятий и соревнований;

- санитарно-гигиенический контроль  за местами, условиями занятий  и соревнований;

-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры  и спорта, здорового образа жизни;

- профилактика спортивного травматизма  и заболеваний;

- проведение комплексных и восстановительных  мероприятий.

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих  отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов  позволяют изучить состояние  здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую  группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней  практикой врачебного контроля распределение  занимающихся происходит на группы:

- основную (без отклонений в  состоянии здоровья);

- подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим  развитием и подготовленностью);

- специальную (имеют отклонения  в состоянии здоровья и требуют  ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий  по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

Педагогический контроль.

Педагогический   контроль - процесс получения информации о влиянии занятий  физическими   упражнениями и спортом  на организм занимающихся с целью повышения эффективности               учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического  контроля осуществляется в системе  специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому  воспитанию. Такие проверки позволяют  вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

- степень усвоения техники двигательных  действий;

- уровень развития физических  качеств.

В системе контроля за усвоением  техники двигательных действий осуществляемого  преподавателем    физического воспитания, принято различатьтри вида проверок:

- предварительную (контрольные  нормативы);

- текущую (отмечается в журнале);

- итоговую (прием государственных  тестов).

К методам педагогического  контроля относятся:

- анкетирование занимающихся;

- анализ рабочей документации  учебно-тренировочного процесса;

- педагогические наблюдения во  время занятий;

- регистрацию функциональных и  других показателей;

- тестирование различных сторон  подготовки.

1.2 Самоконтроль.

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для  того, чтобы занятия оказывали  тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых  общедоступных приемов наблюдения складывается из учетасубъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. 

 

Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

 

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Объективные показатели самоконтроля.

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром  или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем  восстановлении организма после  предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом:

от 155 до 165 см = длина тела-100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

Артериальное  давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Нормальные величины артериального  давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам:

мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела

женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела

Ведение дневника самоконтроля.

Результаты самоконтроля рекомендуется  фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или  совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень  усталости от умственной работы или  физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и  более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов  спорта (бег, лыжные гонки, плавание и  др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими  упражнениями по учебной программе  организованно   или   самостоятельно   в   оздоровительных  целях.

Кроме показателей, указанных в  примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной  емкостью легких и физической подготовленностью  не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием  силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.

2. Исследование и оценка  физического развития.

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной жизни.

Критерии физического  развития - состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.

Антропометрические показатели - это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. Их разделяют на три группы:

-  соматоскопические  - состояние  опорно-двигательного  аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног,  состояние осанки, развития мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания;

-  соматометрические - длина и масса тела,  окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.п.;

Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом