Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:13, реферат

Описание работы

Способ достижения гармонии человеком один - систематическое выполнение физических упражнений.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 310.11 Кб (Скачать файл)

Государственный комитет  РФ по связи и информатизации.

Сиб ГУТИ

 

 

 

 

кафедра физического  воспитания

  

 

                            

Реферат на тему:

Самоконтроль  занимающихся физическими упражнениями и спортом.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  студентка группы Э-91 

                                      Будченко Е. А.

 

                                                                 Проверил:  Строганов К.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск 2000 г.

 

План.

 

 

 

Способ достижения гармонии человеком один - систематическое выполнение физических упражнений.

 

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

 

В основе достижения профессиональными  спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их совершенствования. 

 

Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья.  Для этого существуют педагогический и врачебный контроль.

 

Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика.

 

Очевидно, контроль будет  более эффективным только в том случае, если ему предшествует объективная диагностика. 

Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.

  Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

 

Основа диагностики - накопленная годами, статистически  проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:

 

  • центральной нервной системы,
  • вегетативной нервной системы,
  • сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
  • нервно-мышечного аппарата,
  • внутренней среды,
  • физического развития,
  • соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),
  • психофизиологического состояния. 

Для решения всех этих задач были разработаны специальные  программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в  состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.

Так, например,  комплекс исследований в  состоянии покоя включает:

  • врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;
  • электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
  • ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);
  • биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);
  • антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При  исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

  • ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";
  • предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
  • с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;
  • моделирование соревновательной деятельности.

 

При проведении диагностики  тщательно фиксируются объективные  показатели самоконтроля: частота сердечных  сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

 

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

 

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

 

  • физическое развитие,
  • функциональные возможности основных физиологических систем организма,
  • иммунный статус,
  • психологический статус,

 

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

 

  • спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,
  • продолжительность занятий,
  • успешность в достижении спортивных результатов. 

 

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

 

  • режимом тренировок,
  • объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
  • соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,
  • календарем и регламентом соревнований. 

 

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося  на объективную диагностику,  может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

Врачебный контроль, как условие  допуска, его содержание и периодичность.

 

Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

 

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

 

Врачебный контроль в процессе занятий  физической культурой направлен  на решение трех основных задач:

 

  1. выявление противопоказаний к физической тренировке;
  2. определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;
  3. контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

 

В Положении о врачебном  контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:

 

  1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные).
  2. Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом.
  3. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  4. Осуществление оздоровительных, лечебных и профилактических мероприятий в процессе занятий физкультурой и спортом.
  5. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.
  6. Проведение анализа проделанной работы по врачебному контролю за занимающимися физкультурой и спортом.
  7. Санитарный надзор за местами и условиями проведения соревнований, занятий по физической культуре и спорту.
  8. Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов, соревнований и массовых видов физической культуры.
  9. Профилактика спортивного травматизма и патологических состояний, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом.
  10. Организация и проведение мероприятий по восстановлению физической работоспособности после соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических нагрузок, реабилитация физкультурников и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.
  11. Санитарно-просветительная работа среди физкультурников и спортсменов.
  12. Пропаганда оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.
  13. Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.
  14. Использование в работе современных методов диагностики и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

Система организации врачебного контроля

 

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений.

 

Допуск к организованным занятиям физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля.

 

Разрешение на участие  в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.

 

Руководители коллективов  физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных  заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

 

Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке:

 

  • дети детских дошкольных учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;
  • учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений;
  • студенты высших учебных заведений - на базе студенческих поликлиник, лечебно-профилактических учреждений.

 

Все они должны проходить  медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам - два раза в год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.

 

Члены физкультурных  коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. в спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

Содержание обследования.

Основная цель врачебных  обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического  развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

 

При нормальном состоянии  человека все его органы и системы  функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом