Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.
В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их совершенствования.

Содержание работы

ДИАГНОСТИКА ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ.
МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
САМОКОНТРОЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ.
МЕТОДЫ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, УПРАЖНЕНИЙ-ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА (УФС).
КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

Fiz-ra.docx

— 42.88 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Сибирский государственный  индустриальный университет»

 

 

 

Реферат на тему:

«самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»

 

Выполнила:

Студент гр. ЭМП-11

Матвиенко Алена

Проверил:

Доц. Тимошина М. Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2012

Содержание

ДИАГНОСТИКА ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, КАК  УСЛОВИЕ ДОПУСКА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

САМОКОНТРОЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ДНЕВНИК  САМОКОНТРОЛЯ.

МЕТОДЫ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, УПРАЖНЕНИЙ-ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ  ОРГАНИЗМА, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА (УФС).

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Способ достижения гармонии человеком один - систематическое  выполнение физических упражнений.

При регулярных занятиях физическими  упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается  объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

В основе достижения профессиональными  спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные  процессы, происходящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для  их совершенствования.

Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья.  Для этого существуют педагогический и врачебный контроль.

Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и  какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика.

Очевидно, контроль будет  более эффективным только в том  случае, если ему предшествует объективная  диагностика.

Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния  и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения  и построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная  годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить  и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными  прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика  органически вписывается в систему  подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной  подготовленности спортсменов.

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного  вида спорта физиологических систем и функций:

* центральной нервной  системы, 

* вегетативной нервной  системы, 

* сердечно-сосудистой и  дыхательной систем,

* нервно-мышечного аппарата,

* внутренней среды, 

* физического развития,

* соматической и биологической  зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные  результаты достигаются в юном  возрасте),

* психофизиологического  состояния. 

Для решения всех этих задач  были разработаны специальные программы  исследования профессиональных спортсменов  и тех, кто занимается оздоровительной  физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при  выполнении физических нагрузок.

Так, например,  комплекс исследований в  состоянии покоя  включает:

* врачебный осмотр, составление  медицинского и спортивного анализа; 

* электрокардиографию (с  проведением активной ортопробы);

* ультразвуковое исследование  сердца (при необходимости - внутренних  органов: печени, почек и т.д.);

* биохимический анализ  крови (при необходимости определение  гормонального статуса);

* антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава  тела (соотношение жировой и мышечной  массы), биологического возраста  и др.

При  исследованиях с  физическими нагрузками важное место  занимает подбор средств и методов  задания тестовой нагрузки. В зависимости  от возраста, пола, специализации и  квалификации спортсменов могут  быть использованы физические нагрузки следующего характера:

* ступенчато возрастающего  субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";

* предельного характера  с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической  скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);

* с переменной скоростью  (мощностью) повторного или интервального  характера; 

* моделирование соревновательной  деятельности.

При проведении диагностики  тщательно фиксируются объективные  показатели самоконтроля: частота сердечных  сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика  также применяется для определения  тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

 

* физическое развитие,

* функциональные возможности  основных физиологических систем  организма,

* иммунный статус,

* психологический статус,

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

* спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с  видом спорта,

* продолжительность занятий, 

* успешность в достижении  спортивных результатов. 

Еще одна группа факторов, формирующих  функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации  тренировочного процесса:

* режимом тренировок,

* объемом и интенсивностью  тренировочных нагрузок,

* соотношением средств  и методов развития физических  качеств, психофизической напряженностью,

* календарем и регламентом  соревнований. 

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

Врачебный контроль, как  условие допуска, его содержание и периодичность.

Врачебный контроль - система  медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию  средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен  на решение трех основных задач:

1. выявление противопоказаний  к физической тренировке;

2. определение уровня  физического состояния (УФС) для  назначения адекватной тренировочной  программы; 

3. контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В Положении о врачебном  контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:

1. Врачебные обследования  всех лиц, занимающихся физической  культурой и спортом (первичные,  дополнительные, повторные).

2. Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом.

3. Врачебно-педагогическое  наблюдение в процессе учебно-тренировочных  занятий и соревнований.

4. Осуществление оздоровительных,  лечебных и профилактических  мероприятий в процессе занятий  физкультурой и спортом.

5. Врачебная консультация  по вопросам физкультуры и  спорта.

6. Проведение анализа  проделанной работы по врачебному  контролю за занимающимися физкультурой и спортом.

7. Санитарный надзор за  местами и условиями проведения  соревнований, занятий по физической  культуре и спорту.

8. Медико-санитарное обеспечение  учебно-тренировочных сборов, соревнований  и массовых видов физической  культуры.

9. Профилактика спортивного  травматизма и патологических  состояний, возникающих при нерациональных  занятиях физической культурой  и спортом.

10. Организация и проведение  мероприятий по восстановлению  физической работоспособности после  соревнований, после сдачи нормативов, учебно-тренировочных физических  нагрузок, реабилитация физкультурников  и спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

11. Санитарно-просветительная  работа среди физкультурников  и спортсменов.

12. Пропаганда оздоровительного  влияния физической культуры  и спорта среди населения. 

13. Повышение квалификации  медицинских работников по вопросам  врачебного контроля.

14. Использование в работе  современных методов диагностики  и применение аппаратуры, компьютерное  программирование, функциональные  и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и  т. п.

Система организации  врачебного контроля

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений.

Допуск к организованным занятиям физической культурой и  спортом осуществляется на основании  медицинского освидетельствования  с применением методов врачебного контроля.

Разрешение на участие  в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.

Руководители коллективов  физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных  заведений, преподаватели, тренеры  и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным  проведением медицинского освидетельствования.

Врачебное обследование и  диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке:

* дети детских дошкольных  учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;

* учащиеся общеобразовательных  школ, профессионально-технических  и средних специальных учебных  заведений - на базе лечебно-профилактических  учреждений;

* студенты высших учебных  заведений - на базе студенческих  поликлиник, лечебно-профилактических  учреждений.

Все они должны проходить  медицинское обследование не реже одного раза в течение учебного года. Лица, отнесенные по состоянию здоровья к  подготовительной и специальной  медицинским группам - два раза в  год. Результаты медицинских обследований представляются не позднее 1 сентября текущего года в учебные заведения.

Члены физкультурных коллективов  проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих  данные коллективы, или по месту  жительства. в спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

Содержание обследования.

Основная цель врачебных  обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического  развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют  врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При нормальном состоянии  человека все его органы и системы  функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в  целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению  условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем  дееспособности, в том числе и  физической работоспособности.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние  здоровья и уровень физического  развития, врач выявляет тем самым  уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном  обследовании состояние здоровья, физического  развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить  обследуемого к занятиям, к каким  именно, с какой нагрузкой и  т.д.

Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического  развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм  помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или  перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом