Самоконтроль,ее цели и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 13:57, реферат

Описание работы

Изучение самоконтроля личности является актуальным, поскольку это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, что обеспечивает соответственность их результатов установленные цели требованиям, нормам, правилам, поскольку из-за отношения личности с окружающим миром проявляется индивидуальность человека, а самоконтроль выступает ее характеристикой, то научный интерес к изучение самоконтроля растет.

Содержание работы

Введение
Понятие самоконтроля
Виды самоконтроля
Цели, задачи и методы самоконтроля
Самоконтроль спортсмена
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Самоконтроль физра Шилина.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Понятие самоконтроля
  2. Виды самоконтроля
  3. Цели, задачи и методы самоконтроля
  4. Самоконтроль спортсмена

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Изучение самоконтроля личности является актуальным, поскольку это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, что обеспечивает соответственность их результатов установленные цели требованиям, нормам, правилам, поскольку из-за отношения личности с окружающим миром проявляется индивидуальность человека, а самоконтроль выступает ее характеристикой, то научный интерес к изучение самоконтроля растет.

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях.

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

Целью данной работы является изучение особенностей самоконтроля его видов, целей и задач.

Задачи работы:

-изучить понятие самоконтроля;

- выяснить какие существуют  виды самоконтроля;

- рассмотреть цели, задачи  и методы самоконтроля;

- изучить самоконтроль  спортсмена;

Структура данной работы состоит из введения, нескольких вопросов, заключения и списка используемой литературы.

 

1 Понятие самоконтроля

 

Самоконтроль выступает и как способность управлять своими эмоциями. Боязнь проявлять эмоции или преувеличенное их проявление - это всегда и психологический, и физиологический процессы.

Физиологический аспект проявляется в ускорении или наоборот снижении сердцебиения, в перепадах артериального давления и нарушении гормонального баланса - все это отнимает у человека силы и тормозит потенциал. Человек с низким уровнем самоконтроля как не способен сдерживать эмоции, так и не способен их проявлять. По этому поводу Д. Гоулман утверждает, что самоконтроль – это внутренний диалог, элемент эмоционального интеллекта, который не позволяет нашим чувствам диктовать нам свою волю. Именно самоконтроль придает ясность ума, наделяет нас энергией, так необходимым человеку, и спасает человека от воздействия разрушительных эмоций. Люди, которые хорошо умеют осуществлять самоконтроль эмоций, всегда жизнерадостные, оптимистичные, способные других настроить на положительное отношение к явлениям или событиям, в которые они включены в данный момент. Поскольку эмоции передаются, как правило, от одного человека к другому, то очень важным является умение контролировать собственные эмоции, чтобы не нарушать отношения с другими людьми.

Д. Гоулман далее подчеркивает, что если человек, который находится в хорошем настроении, разговаривает с человеком, который характеризуется конфликтностью, агрессивностью, то последствия разговора могут иметь два аспекта: первый - если человек на агрессию отвечает тем же, то заканчивается разговор усилением раздражения между собеседниками; второй - если человек не отвечает на давление на него агрессией, то есть остается в позитивном настроении, то агрессивный индивид имеет шанс успокоиться или в крайнем случае уменьшить раздражительность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что умение контролировать собственные эмоции даже в неблагоприятных ситуациях способствует сохранению оптимизма и позитивного настроения. Самоконтроль позволяет человеку быть искренним, а такая эмоциональная прозрачность является не только достоянием человека, особенно лидера, но и существенным активом организации, которую он возглавляет. Искренность в общении - неподкупная открытость в чувствах, уверенности в действиях - порождает прямоту и честность, а это вызывает доверие к этому человеку. По отношению, например, к лидерам, которые наделены высоким уровнем самоконтроля, то они допускают ту степень искренности, которая позволяет им чувствовать себя комфортно с точки зрения открытости людям. Это, касается любого человека, а не только лидера, чтобы поддерживать с другими людьми искренние, доброжелательные отношения. Д. Гоулмана самоконтроль включает такие способности как: умение контролировать собственные эмоции, открытость, адаптивность, волю к победе, инициативность, оптимизм. Умение контролировать свои эмоции он характеризует как способность сохранять спокойствие даже в сложных или стрессовых ситуациях; открытость характеризует как искреннее проявление своих чувств и убеждений;

Адаптивность - как способность гибко реагировать и приспосабливаться к обстоятельствам; волю к победе проявлять за счет повышения качества работы, самосовершенствования и совершенствования работы тех, кто работает рядом; инициативность как способность нарушать устаревшие правила или методы работы и выражать нетрадиционные предложения, направленные на улучшение работы или решения проблемы; оптимизм - как способность найти в любой ситуации благоприятную возможность, чтобы ее решить, а не угрозу, руководствуясь правилом, что все изменения следует воспринимать как изменения к лучшему.

Психологами выделен ряд приемов, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, а именно: сосредоточенность внимания на отдельных технических деталях, тактических приемах, а не на значимости результата; снижение значимости деятельности, ее ценности, немного успокоит взволнованный человека; получения дополнительной информации, снизит напряжение; разработка запасной стратегии действий в случае неудачи; отстранение работы на определенное время; физическая разрядка ( прогулка, слушания музыки, выполнение другой работы и др.); улыбка, содержание которой в случае негативных переживаний, улучшит другим настроение; активизация чувства юмора, потому смех снижает напряжение; мышечное расслабление (релаксация), которое является элементом аутогенной тренировки и рекомендуется для снятия напряжения.

Сдерживая эмоции, иногда человеку легче, хотя иногда и труднее переносить боль или другие неприятные ощущения. Контроль выражение собственных эмоций (экспрессии) по исследованиям психологов проявляется в трех формах:

1) «торможения», то есть попытка внешне не проявлять своего эмоционального состояния;

2) «маскировки», то есть замена выражение истинных эмоций другими эмоциями;

3) «симуляции», то есть выражение внешне эмоций, которые человек не испытывает.

Исследованиями И.А. Переверзевой установлено, что формы проявления эмоций зависят от возраста ребенка. Чем старше ребенок, тем лучше он способен выбирать форму проявления эмоций в контрольных ситуациях при условии, если его учили контролировать собственные эмоции, а если не учили, то он может их проявлять и во взрослом возрасте безотносительно ситуации или правилам этикета. И.А. Переверзева обнаружила такую ​​закономерность: в лиц с преобладанием положительных эмоций не обнаружено существенной разницы между частотой переживаний и частотой выражения различных эмоций, что свидетельствует о слабости их контроля своих эмоций. Эти люди как чувствуют окружающую жизнь, так еев большинстве случаев и проявляют. А люди, которые склонны к переживаниям негативных эмоций, имеют более высокую степень контроля эмоциональной экспрессии, за счет чего способны создавать собственные негативные эмоции «маскировать», заменяя их положительными эмоциями, которые они не переживают. И.А. Переверзев обнаружил, что у лиц с устойчивой склонностью к переживанию отрицательных эмоций, во-первых, более высокая степень контроля экспрессии как положительных, так и отрицательных эмоций; во-вторых, негативные эмоции чаще переживаются, чем выражаются (т.е. контроль их выражения осуществляется в форме «торможения»), в-третьих, положительные эмоции, наоборот, чаще выражаются, чем переживаются (т.е. контроль их выражения осуществляется в форме «симуляции»). Это связано с тем, что экспрессия положительных эмоций способствует осуществлению общения и продуктивной деятельности.

Особое значение в обеспечении самоконтроля над эмоциями, в частности С.М. Емельянов предоставляет формированию установки на конструктивное поведение. Он предлагает три основных правила самоконтроля эмоций, которые доступны каждому человеку и не требуют специальной подготовки.

Первое правило самоконтроля - спокойная реакция на явления, процессы или на эмоциональные действия партнера. Это явление условно он называет эмоциональной выдержкой, то есть способностью человека не допустить преувеличения в проявлениях негативных эмоциональных реакций на острые ситуации.

Второе правило самоконтроля - рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения. Соблюдение этого правила предусматривает, что если партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, то не нужно поддаваться его настроения, чтобы самим не войти в это состояние. Задавая себе такие вопрос и отвечая на них, человек имеет ряд преимуществ перед другими людьми:

- Во-первых, в критических  ситуациях человек заставляет  активно работать сознание и  тем самым дополнительно защищать  себя от эмоционального взрыва;

- Во-вторых, своим поведением  человек дает своему собеседнику  проявить свои эмоции на полную  силу;

- В-третьих, рационализация  эмоций отвлекает человека от  ненужной, а порой вредной информации, которую может обнародовать источник  в состоянии возбуждения;

- В-четвертых, отвечая себе  на вопрос, человек решает чрезвычайно  важное и сложная задача - ищет  причину и пытается понять  мотивы такого эмоционального  состояния собеседника.

Третье правило самоконтроля - поддержание высокой самооценки как основы конструктивной поведения, потому что одной из причин нежелательных эмоциональных реакций собеседников часто является занижение ими самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты - регрессией. Чтобы исключить нежелательные эмоциональные реакции, нужно поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у собеседника.

Уровень способности личности к самоконтролю определяет уровень владения своими эмоциями.

В частности И.Н. Андреева, самоконтроль определяет, как способность контролировать собственные эмоции, выделять их как отдельный объект, адекватно оценивать, обнародовать, контролировать эмоциональную экспрессию (сдержанность). Она отмечает именно важность развития способности иметь адекватную эмоциональную экспрессию, которая является важным фактором физического и психического здоровья, доказывая, что чрезмерное сдерживание эмоций обусловливает возникновение различных заболеваний. В то же время бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение. Среди причин трудности в выражении эмоций И.Н. Андреева называет, например, такие:

- Усвоение форм проявления  эмоций, которые царят в семье  и ближайшем окружении и не  является нормой в обществе;

- Отсутствие знаний о  признанных обществом формы выражения  эмоций;

- Боязнь обнародовать  собственные чувства связано  и страхом вызвать осуждение  среди окружающих;

Основные шаги научения самоконтроля предлагает Альберт Бандура. Он доказывает, что эти шаги приняты как для внутреннего (психологического), так и для внешнего (поведенческого) самоконтроля. В контексте нашего исследования мы охарактеризуем эти шаги по самоконтролю эмоций с точки зрения его социально-когнитивной теории личности.

Первый шаг самоконтроля - определение точной формы проявления эмоций в данной ситуации. Этот шаг намного сложный, чем кажется на первый взгляд. Он требует вдумчивого отношение к ситуации.

Второй шаг - сбор основных данных, то есть получение информации о самой ситуации, причинах ее возникновения, характер протекания, особенности людей, которые включены в эту ситуацию.

Третий шаг - разработка программы действий, выбор способа реагирования на ситуацию, включение эмоционального опыта и др.

Четвертый шаг - договор с самим собой о мере и характере проявления эмоций в данной ситуации с учетом всех необходимых факторов.

Пятый шаг - максимально точно предсказать конечный результат проявления тех или иных эмоций. В конечном итоге эмоциональные реакции должны привести к положительному выходу из ситуации, стать очередным этапом в выработке опыта адекватного проявления эмоций в той ситуации, в которой оказывается человек.

2 Виды самоконтроля

 

Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую, учебную, трудовую, научную, спортивную и др. К числу общих, то есть не зависящих от специфики выполняемой деятельности, принципов классификации видов самоконтроля можно отнести временной, пространственный, структурный, а также принцип произвольности самоконтроля.

Согласно временному принципу следует различать предварительный, промежуточный и итоговый виды самоконтроля.

Объектом предыдущего самоконтроля, включенного в процесс антиципации, есть все то, что еще не вступило в фазу непосредственного осуществления, реализации. Например, предварительной проверке с точки зрения правильности их выбора могут подвергнуться цель и программа еще только будущей деятельности.

Трудно переоценить роль предварительного самоконтроля для предотвращения возможных ошибочных решений, действий, неправильных поступков.

Текущий самоконтроль поменяет предыдущий и, будучи включенным в процесс выполнения деятельности, направленный на проверку правильности промежуточных результатов. Наконец, в результате самоконтроль, как бы подводит итоги проделанному и помогает ответить на главный вопрос: достигнута ли поставленная цель?

Согласно пространственного принципа контролируемая составляющая, как, впрочем, и сам эталон, может поступать в операцию сверки по каналам разной модальности. В связи с этим различают зрительный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля.

В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы связи. Такой самоконтроль преобладает в различных видах деятельности в поведенческой практике. Например, идет человек пешком или пользуется транспортом, она проверяет правильность своего местоположения по предварительно намеченному маршруту и ​​конечном пункта прохождения с помощью контрольной информации, поступающей к нему извне. Характерным же примером поступления контролируемой переменной по внутренним каналам связи есть ощущение, на основе которых осуществляется психическая саморегуляция состояния.

Информация о работе Самоконтроль,ее цели и виды