Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:52, реферат
Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.
Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.)
Введение...............................................................................................................
1. Современное состояние спорта и физической культуры в регионах РФ........
2. Спорт и современная молодежь.................................................................
2.1. Характеристика образа жизни студенческой молодежи..................
2.2.Физиологические особенности...........................................................
3. Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии......................................................................
4.Физическая культура студенческой молодёжи: опыт, проблемы, перспективы.............................................................................
Заключение.............................................................
Список литературы....................................................................
В исследовании был выявлен большой разброс в потребности студентов, обучающихся на различных факультетах, в занятиях физической культурой (см. таблицу).
Оценка студентами значимости культуры (n - 20000, %)
Суждения студентов |
Факультеты | ||
гуманитарный |
естественный |
технический | |
Специалист не может быть не развит в культурном отношении |
80 |
57 |
52 |
Специалист не может обойтись без широких знаний в области культуры |
17 |
29 |
31 |
Для специалистов более важны занятия физической культурой, забота о здоровье |
2 |
12 |
15 |
Главное в культуре - следовать примеру окружающих |
1 |
1 |
3 |
Различные виды физической культуры представляют богатейший материал для творческой деятельности в многообразии искусства, которое является одной из основных форм отражения прекрасного в природе и в обществе. В этом неразрывная естественная связь физической культуры с культурой общества в целом и главное направление реализации прекрасного в самой природе физкультурной деятельности.
Освоение ценностей физической культуры вооружает молодого человека пониманием сложности жизни, помогает выработать духовно-нравственные критерии самооценки личности. Это, в свою очередь, требует формирования и развития способности к общекультурному самовыражению, что на практике означает формирование потребности в широкой культурной информации и знаниях, приобретение умения распознавать истинные культурные ценности. Проявлением такого стремления является участие студенческой молодежи в создании и деятельности инициативных объединений в области физкультурной деятельности по интересам, умение содержательно и творчески проводить свободное время, используя то многообразие возможностей, которое дают различные виды физической культуры.
Функции физической культуры между собой тесно взаимосвязаны и проявляются в единстве. Органическое единство функций физической культуры, их взаимопроникновение, превращение цели одной в средство достижения другой, ориентация всех целей функций на развитие личности студента - необходимое условие воспитания у молодых специалистов активной жизненной позиции. Это единство формирует основы социально зрелого интеллигента, сознающего свою ответственность перед обществом и в полную меру реализующего творческий потенциал в различных видах жизнедеятельности.
Данные социологического
исследования по проблеме "Образ
жизни современного студенчества"
показывают, что в социально-
Многолетний практический
опыт подтверждает, что при формировании
интересов студентов в
Интересы студентов
в сфере физкультурной
Социологические исследования, проведенные в гуманитарных и технических вузах, позволили условно выделить несколько групп потребностей в зависимости от характера целей и мотивов студентов в физкультурной деятельности.
1. Потребности спортивной направленности. Они отличаются единством характера спортивных целей (разряд, титул) и мотивов (стремление к достижениям). Эти потребности удовлетворяют такой вид физической культуры, как спортивная деятельность - соревновательная деятельность и подготовка к ней со всей спецификой целей, задач, средств и методов учебно-тренировочных занятий и восстановительных мероприятий.
2. Потребности в рекреационной деятельности, связанные с переменой деятельности, активным отдыхом с применением физических упражнений в щадящем режиме, элементов спортивных игр и соревнований по упрощенным правилам. Их важнейшие мотивы - укрепление здоровья, хорошее физическое развитие, красивое телосложение. Иногда в качестве руководящих мотивов физкультурной деятельности этой группы студентов проявляется желание соперничества, что можно объяснить их спортивной притязательностью.
3. Потребности
реабилитационной
4. Потребности
в образовательной
В процессе исследования установлены приоритетные мотивы студентов в физкультурной деятельности, которые можно условно объединить в следующие группы:
- удовлетворение студентов от самого процесса физкультурной деятельности (эмоциональность, динамичность, разнообразие, новизна, общение и т.п.);
- получение
повышенных результатов в
- новые перспективы
в процессе физкультурной
Результаты анкетного опроса позволили определить основные группы целей студентов в физкультурной деятельности:
- оздоровительные,
функциональные, морфологические (улучшение
здоровья, снятие усталости,
- нормативные
(выполнение программных
- коммуникативно-воспитательные (общение, воспитание культуры поведения, трудолюбия, эмоциональной и нравственной самоорганизации);
- организаторско-педагогические
(приобретение знаний, умений, практических
навыков общественной
Однако границы этих групп условны, так как достижение цели, отнесенной к одной группе, может быть реализовано в удовлетворении потребностей в другой.
Повторные социологические
исследования в вузах нефизкультурного
профиля позволили
- удовлетворенность,
в основе которой лежит
- привлекательность, где формирование определенных полезных целей для общества совпадает с целями и интересами личности студента, увеличение престижности физкультурной деятельности. Кроме опосредованных мотивов (активно заниматься физической культурой) существуют и непосредственные мотивы (пассивные) - привлекательность самой спортивной деятельности, ее функциональное содержание, без которых вряд ли можно с успехом заниматься физической культурой длительное время;
- обязательность,
как важный педагогический
Реальные ценности
неспециального физкультурного образования,
спортивной деятельности, физической
рекреации и двигательной реабилитации
позволяют рассматривать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие физической
культуры и спорта наиболее важная
составная часть
Основная цель политики
государства в области
Отмечается, что в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.
Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В настоящее время в Самаре существует множество молодежных спортивных организаций, ниже я перечислю некоторые из них:
· Федерация студенческой молодежи авиационного института г. Самары
· Молодежный гандбольный клуб "Рубин"
· Футбольно-хоккейный клуб "Сызрань"
· Молодежное спортивное объединение "Спарта"
· Любительское спортивное молодежное объединение "Спутник"
· Самарский детский баскетбольный спортивный клуб "Олимпия"
· Детско-юношеский гандбольный Клуб "Союз"
· Ассоциация средних педагогических учебных заведений Самарской области
· Детский футбольный клуб "Жигули"
· Подростково-молодежный спортивный клуб "Сокол"
· Студенческий баскетбольный спортивный клуб "Буревестник" г. Самары
· Детско-молодежный спортивный центр "Барс"
· Региональная молодежная
общественная организация физкультурно-
· Молодежная общественная организация Физкультурно-спортивного клуба "Трудовые резервы" г. Самары
· Региональная общественная организация "Детско-молодежный центр ЦСК ВВС"
· Самарская областная
организация Российского
· Региональная общественная организация "Детско-юношеский спортивный клуб "Отрок"
· Самарская региональная общественная организация "Детско-юношеский баскетбольный клуб "АРИЕС".
· Бассейн "ФОЦ СГАУ/
Физкультурно-оздоровительный
· Бассейн "Нефтяник"
В бассейне ЦСК ВВС за последнее время произошли некоторые изменения, связанные с его реконструкцией.
Отныне каждый бассейн будет работать в автономном режиме. Прежде, в период соревнований, ущемленными себя чувствовали те, кто приходили заниматься по абонементам, так как в комплексе находилась лишь одна "раздевалка". С постройкой на месте "лягушатника" второй душевой и раздевалки проблема сошла на "нет". "Лягушатник" как таковой больше не существует, но дети смогут плавать в закрытой ванне. Специальная инженерная конструкция с поднимающимся дном позволит обеспечить необходимую для них глубину. Уместно отметить, что и подогрев воды в бассейнах с недавних пор автоматический, а установка алюминиевых витражей и пластиковых окон привела к существенному энергосбережению.