Широкое использование средств физической культуры для нравственного воспитания студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.
Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.)

Содержание работы

Введение...............................................................................................................
1. Современное состояние спорта и физической культуры в регионах РФ........
2. Спорт и современная молодежь.................................................................
2.1. Характеристика образа жизни студенческой молодежи..................
2.2.Физиологические особенности...........................................................
3. Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии......................................................................
4.Физическая культура студенческой молодёжи: опыт, проблемы, перспективы.............................................................................
Заключение.............................................................
Список литературы....................................................................

Файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

В исследовании был выявлен большой разброс  в потребности студентов, обучающихся  на различных факультетах, в занятиях физической культурой (см. таблицу).

Оценка  студентами значимости культуры (n - 20000, %)

Суждения студентов

Факультеты 

гуманитарный 

естественный 

технический

Специалист  не может быть не развит в культурном отношении 

80

57

52

Специалист  не может обойтись без широких  знаний в области культуры

17

29

31

Для специалистов более важны занятия физической культурой, забота о здоровье

2

12

15

Главное в культуре - следовать примеру окружающих

1

1

3


Различные виды физической культуры представляют богатейший материал для творческой деятельности в многообразии искусства, которое  является одной из основных форм отражения прекрасного в природе и в обществе. В этом неразрывная естественная связь физической культуры с культурой общества в целом и главное направление реализации прекрасного в самой природе физкультурной деятельности.

Освоение ценностей физической культуры вооружает молодого человека пониманием сложности жизни, помогает выработать духовно-нравственные критерии самооценки личности. Это, в свою очередь, требует формирования и развития способности к общекультурному самовыражению, что на практике означает формирование потребности в широкой культурной информации и знаниях, приобретение умения распознавать истинные культурные ценности. Проявлением такого стремления является участие студенческой молодежи в создании и деятельности инициативных объединений в области физкультурной деятельности по интересам, умение содержательно и творчески проводить свободное время, используя то многообразие возможностей, которое дают различные виды физической культуры.

Функции физической культуры между собой тесно взаимосвязаны и проявляются в единстве. Органическое единство функций физической культуры, их взаимопроникновение, превращение цели одной в средство достижения другой, ориентация всех целей функций на развитие личности студента - необходимое условие воспитания у молодых специалистов активной жизненной позиции. Это единство формирует основы социально зрелого интеллигента, сознающего свою ответственность перед обществом и в полную меру реализующего творческий потенциал в различных видах жизнедеятельности.

Данные социологического исследования по проблеме "Образ  жизни современного студенчества" показывают, что в социально-психологическом  восприятии традиционная система занятий  физическим воспитанием в гуманитарных и технических вузах оценивается  студенческой молодежью как "требуемая социальная обязанность", а не как "потребность в естественном". Именно на этой основе осуществляется формирование потребности в физической культуре и большей части студенческой молодежи, приобретение определенной системы знаний в этой области деятельности.

Многолетний практический опыт подтверждает, что при формировании интересов студентов в физкультурной  деятельности следует исходить из "потребности  в естественном". Этот процесс, по-видимому, можно успешно осуществить при  использовании "свободной самодеятельности" (физическое самовоспитание и самосовершенствование), которая преобразует физкультурную деятельность личности во внутреннее осознанное представление о её целесообразности, как важнейшем условии подготовки молодежи к будущей жизнедеятельности. Самовыражение в различных видах физической культуры, творческое развитие, осуществление процессов самопознания, саморазвития в этой своеобразной двигательной деятельности служит одним из эффективных способов культурного развития личности молодого человека.

Интересы студентов  в сфере физкультурной деятельности тесно связаны с их социальной активностью, на которую существенное влияние оказывают такие устойчивые элементы психической структуры  личности, какими являются ценностные ориентации. Они выступают важными критериями свободного выбора вида физической культуры. Знание преподавателями ценностных ориентации студентов позволяет целесообразно и с высокой эффективностью применять средства стимуляции физкультурной активности, оценивать результаты деятельности и четко координировать их в динамике.

Социологические исследования, проведенные в гуманитарных и технических вузах, позволили  условно выделить несколько групп  потребностей в зависимости от характера  целей и мотивов студентов  в физкультурной деятельности.

1. Потребности  спортивной направленности. Они отличаются единством характера спортивных целей (разряд, титул) и мотивов (стремление к достижениям). Эти потребности удовлетворяют такой вид физической культуры, как спортивная деятельность - соревновательная деятельность и подготовка к ней со всей спецификой целей, задач, средств и методов учебно-тренировочных занятий и восстановительных мероприятий.

2. Потребности  в рекреационной деятельности, связанные с переменой деятельности, активным отдыхом с применением физических упражнений в щадящем режиме, элементов спортивных игр и соревнований по упрощенным правилам. Их важнейшие мотивы - укрепление здоровья, хорошее физическое развитие, красивое телосложение. Иногда в качестве руководящих мотивов физкультурной деятельности этой группы студентов проявляется желание соперничества, что можно объяснить их спортивной притязательностью.

3. Потребности  реабилитационной направленности. Они присущи лицам, у которых возникают проблемы восстановления сниженных или утраченных в процессе физкультурной, бытовой, трудовой деятельности физических, психических, интеллектуальных способностей. Они смыкаются с лечебным использованием физических упражнений (ЛФК).

4. Потребности  в образовательной направленности в сфере физической культуры способствуют творческому, осознанному отношению к задачам, средствам и методам физического совершенствования, отношению к ней как к ценности. К сожалению, этот важный аспект физической культуры еще недостаточно представляется и осознается студенческой молодежью.

В процессе исследования установлены приоритетные мотивы студентов  в физкультурной деятельности, которые  можно условно объединить в следующие группы:

- удовлетворение  студентов от самого процесса  физкультурной деятельности (эмоциональность,  динамичность, разнообразие, новизна,  общение и т.п.);

- получение  повышенных результатов в процессе  занятий избранным видом физической культуры (приобретение знаний, умений, навыков, получение разрядов и т.п.);

- новые перспективы  в процессе физкультурной деятельности (физическое совершенство, спортивное  мастерство, воспитание характера,  воли, настойчивость, трудолюбия  и т.п.);

Результаты  анкетного опроса позволили определить основные группы целей студентов  в физкультурной деятельности:

- оздоровительные,  функциональные, морфологические (улучшение  здоровья, снятие усталости, всестороннее  гармоничное развитие, воспитание  культуры тела, движения, повышение умственной и физической работоспособности);

- нормативные  (выполнение программных требований, достижения в спорте, повышение  функциональных (резервных) возможностей  организма);

- коммуникативно-воспитательные (общение, воспитание культуры поведения, трудолюбия, эмоциональной и нравственной самоорганизации);

- организаторско-педагогические (приобретение знаний, умений, практических  навыков общественной физкультурной  работы, пропаганда здорового образа  жизни, активного отдыха).

Однако границы  этих групп условны, так как достижение цели, отнесенной к одной группе, может быть реализовано в удовлетворении потребностей в другой.

Повторные социологические  исследования в вузах нефизкультурного профиля позволили классифицировать стимулы (побудительные причины) студентов в физкультурной деятельности:

- удовлетворенность,  в основе которой лежит соответствие  содержания деятельности потребностям  в занятиях различными вицами  физической культуры;

- привлекательность,  где формирование определенных полезных целей для общества совпадает с целями и интересами личности студента, увеличение престижности физкультурной деятельности. Кроме опосредованных мотивов (активно заниматься физической культурой) существуют и непосредственные мотивы (пассивные) - привлекательность самой спортивной деятельности, ее функциональное содержание, без которых вряд ли можно с успехом заниматься физической культурой длительное время;

- обязательность, как важный педагогический инструмент  формирования у студентов потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Многолетние педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что в процессе физкультурной деятельности у студентов вырабатываются более устойчивые потребности, интересы и мотивы в двигательной активности.

Реальные ценности неспециального физкультурного образования, спортивной деятельности, физической рекреации и двигательной реабилитации позволяют рассматривать учебную  дисциплину "Физическая культура" в вузе как фундамент психофизического развития и физического совершенствования студенческой молодежи. Практическое использование ее результатов с четко выраженной гуманитарной направленностью имеет существенное значение для достижения целей в будущей профессиональной деятельности молодых специалистов в сфере производства, науки, культуры.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие физической культуры и спорта наиболее важная составная часть государственной  социально-экономической политики.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Отмечается, что в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Самая острая и требующая  срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем  двигательной активности учащихся и  студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

В настоящее время  в Самаре существует множество молодежных спортивных организаций, ниже я перечислю некоторые из них:

· Федерация студенческой молодежи авиационного института г. Самары

· Молодежный гандбольный  клуб "Рубин"

· Футбольно-хоккейный  клуб "Сызрань"

· Молодежное спортивное объединение "Спарта"

· Любительское спортивное молодежное объединение "Спутник"

· Самарский детский  баскетбольный спортивный клуб "Олимпия"

· Детско-юношеский гандбольный  Клуб "Союз"

· Ассоциация средних  педагогических учебных заведений  Самарской области 

· Детский футбольный клуб "Жигули"

· Подростково-молодежный спортивный клуб "Сокол"

· Студенческий баскетбольный  спортивный клуб "Буревестник" г. Самары

· Детско-молодежный спортивный центр "Барс"

· Региональная молодежная общественная организация физкультурно-спортивный клуб "Виктория"

· Молодежная общественная организация Физкультурно-спортивного клуба "Трудовые резервы" г. Самары

· Региональная общественная организация "Детско-молодежный центр  ЦСК ВВС"

· Самарская областная  организация Российского Коммунистического  Союза Молодежи

· Региональная общественная организация "Детско-юношеский спортивный клуб "Отрок"

· Самарская региональная общественная организация "Детско-юношеский  баскетбольный клуб "АРИЕС".

· Бассейн "ФОЦ СГАУ/ Физкультурно-оздоровительный центр  СГАУ"

· Бассейн "Нефтяник"

В бассейне ЦСК ВВС за последнее время произошли некоторые изменения, связанные с его реконструкцией.

Отныне каждый бассейн  будет работать в автономном режиме. Прежде, в период соревнований, ущемленными  себя чувствовали те, кто приходили  заниматься по абонементам, так как в комплексе находилась лишь одна "раздевалка". С постройкой на месте "лягушатника" второй душевой и раздевалки проблема сошла на "нет". "Лягушатник" как таковой больше не существует, но дети смогут плавать в закрытой ванне. Специальная инженерная конструкция с поднимающимся дном позволит обеспечить необходимую для них глубину. Уместно отметить, что и подогрев воды в бассейнах с недавних пор автоматический, а установка алюминиевых витражей и пластиковых окон привела к существенному энергосбережению.

Информация о работе Широкое использование средств физической культуры для нравственного воспитания студенческой молодежи