Система физического воспитания по А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:29, реферат

Описание работы

Много замечательных дел в области воспитания подрастающего поколения связано с именем Антона Семеновича Макаренко (1888 - 1939). Даже в наши дни, когда уже полностью разрушена идея коммунизма и образ большевика-ленинца вытеснен из литературы постсоветского пространства, в школах и других учебно-воспитательных заведениях по-прежнему руководствуются его идеями, наставлениями, советами, а философы, психологи, педагоги, литературоведы ссылаются на его анализ и выводы.

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 23.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство образования

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Волгоградский государственный  социально- педагогический

Университет

 

 

 

 

 

Реферат на тему: « Система физического  воспитания по А.С. Макаренко»

 

 

 

Выполнила студентка:

 СКП-СПб-31

Тюлюпкалиева  Н.М.

Проверила преподаватель:

Лукьянова Л.М.

 

 

 

 

Волгоград,2012

Много замечательных дел  в области воспитания подрастающего  поколения связано с именем Антона Семеновича Макаренко (1888 - 1939). Даже в  наши дни, когда уже полностью  разрушена идея коммунизма и образ  большевика-ленинца вытеснен из литературы постсоветского пространства, в школах и других учебно-воспитательных заведениях по-прежнему руководствуются его  идеями, наставлениями, советами, а  философы, психологи, педагоги, литературоведы ссылаются на его анализ и выводы.

В педагогике Макаренко бессмертен. Но если в прошлые годы больше всего  обращались к его опыту воспитания коллектива учащихся, то ныне идет речь об использовании педагогических идей А.С. Макаренко во многих аспектах педагогической деятельности и, прежде всего, в решении  главной социально-педагогической проблемы современности – всестороннего  и гармонического развития человеческой личности.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные  возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять  активное отношение к окружающему  неизменно являлись основой новаторской  педагогической деятельности А.С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом: «Как можно  больше уважения к человеку и как  можно больше требования к нему». К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил  свой: любовь и уважение к детям  обязательно должны сочетаться с  требованиями к ним; детям нужна  «требовательная любовь», говорил  он. Высокоразвитый гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через  всю педагогическую систему А.С. Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верил  в творческие силы человека, в его  возможности. Он стремился «проектировать»  в человеке лучшее.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.

Воспитание эстетики поведения, по мнению Макаренко, тесно связано  и с физическим воспитанием. Но физическое воспитание не следует понимать лишь как закалку, тренировку, как спартанское воспитание. «У спартанцев, - говорил А.С. Макаренко, - воспитание закаленных людей не сопровождалось таким сознательным оформлением, как у нас, такой философией жизни». (3, 304) Наше физическое воспитание «должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием сознательности».

А.С. Макаренко не был специалистом по физкультуре, но, зная военный строй  и военную гимнастику, занимался  физическим воспитанием колонистов. Педагог отмечал положительное  влияние на колонистов правильной военной  выправки, занятий по физической культуре. Внешний облик колонистов: стройность, умение спокойно и свободно держать  себя, уверенная пружинистая походка  с поднятой головой, руки не в карманах, – все это было первыми результатами правильной военной выправки и занятий  по физической культуре.

Анализ воспитательной работы в колонии в коммуне подтверждает, что А.С. Макаренко применял разносторонние педагогические приемы, чтобы укрепить здоровье воспитанников, воспитать  у них выносливость и другие необходимые  и важные качества. Средствами физического  воспитания в педагогической практике А.С. Макаренко были: различные игры, военные занятия, катанье на лыжах, коньках, экскурсии, походы, лагеря, купанье. плавание и т.д.

Всестороннее физическое развитие детей требует наличия  в каждой школе необходимой материальной базы (площадок, набора физкультурных  снарядов и т.д.) и правильного  научно-педагогического ее использования. В школе, как и в любом воспитательном детском учреждении, устанавливается  обязательный для всех минимум по физическому воспитанию. Так было и в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского. Но разные по своим наклонностям дети увлекаются и разными видами физических упражнений и спорта. Для этого  необходимо создать столько возможностей, сколько может быть проявлено  наклонностей. Факты, взятые из жизни  колонии Горького и коммуны Дзержинского подтверждают, что в этих учреждениях развивались потребности и наклонности воспитанников как в области трудовой деятельности, так и в области физического воспитания; наряду с этим проводилась большая педагогическая целесообразная работа по обеспечению этого развития. Поэтому здесь не было застоя. Обилие игр, физкультурных, спортивных и других занятий обеспечивало педагогическую заботу о всех и вместе с тем разрешало задачу индивидуального подхода к каждому. (3, 199)

В коммуне Дзержинского было большое количество волейбольных, футбольных, гандбольных и других площадок, катков, была кавалерийская и парашютная секции и т.д.

Физическое воспитание и  развитие в конечном результате должны способствовать закалке организма. И это составляло предмет особых забот Макаренко. Его воспитанники были крепкими, стройными и собранными, были мускулисты и здоровы и не знали, что такое болезнь. 

Опыт колонии имени  Горького и коммуны имени Дзержинского в области физического воспитания чрезвычайно важен не только для  воспитания активности и сдержанности, но и для всей системы всестороннего  воспитания личности.

Система физического  воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности

В отечественной системе  физического воспитания мировоззренческие  установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные  основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к  особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние  здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное  направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.

Специализированное  направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления  обеспечивают возможность последовательного  овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и  волевых качеств, спортивного совершенствования  человека.

4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии  предусматриваются систематические  обязательные занятия физическими  упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным  графиком под руководством штатных  специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического  воспитания по государственной линии  обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной  Думы по туризму и спорту, городские  комитеты по физической культуре и  спорту, а также соответствующие  отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании.

Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит  во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального  наличия свободного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Макаренко А.С. Сочинения, изд. 2., т. 5 – М., 1958.
  2. Нежинский Н.П. А.С. Макаренко и современная школа. – М., 1970.
  3. Макаренко А.С. Сочинения, изд. 2., т. 1 – М., 1958.
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

Информация о работе Система физического воспитания по А.С. Макаренко