Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:26, реферат
Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
2. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
3. Функциональные системы организма
4. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека
5. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
6. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление
7. Биологические ритмы и работоспособность
8. Гипокинезия и гиподинамия
9. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.
Понятие “труд” включает различные его виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека — физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.
Физический труд — это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).
Умственный труд — это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе — гипотез и теории. Результат умственного труда — научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей.
Одна из важнейших характеристик личности — интеллект. Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями.
Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов.
6. Утомление при
физической и умственной
Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано, с ощущениемусталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.
Утомление наступает при
физической и умственной деятельности.
Оно может быть острым, т.е. проявляться
в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е.
носить длительный характер (вплоть до
нескольких месяцев): общим, т.е. характеризующим
изменение функций организма в целом,
и локальным, затрагивающим
какую-либо ограниченную группу мышц,
орган, анализатор. Различают две фазы
утомления:компенсированную (
Устранить утомление возможно,
повысив уровень общей и
Профилактике и отдалению
умственного утомления
Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев: 1) устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования: 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения; 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма.
7. Биологические ритмы и работоспособность
Биологические ритмы
— регулярное, периодическое
повторение во времени характера и интенсивности
жизненных процессов, отдельных состояний
или событий. В той или иной мере биоритмы
присущи всем живым организмам. Они характеризуются
периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем,
профилем и делятся на экзогенные (вызванные
воздействием окружающей среды) и эндогенные (обусловленные
процессами в самой живой системе). Существуют
биоритмы клеток, органа, организма, сообщества.
По выполняемой функции биологические
ритмы делят нафизиологические
— рабочие циклы, связанные с деятельностью
отдельных систем (дыхание, сердцебиение)
и экологические, или адаптивны
Все органы и функциональные
системы организма имеют
Знание и рациональное
использование биологических
8. Гипокинезия и гиподинамия
Гипокинезия — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия — совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезни. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете, снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость и силовые показатели.
9. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
Устойчивость организма
к неблагоприятным факторам зависит
от врожденных и приобретенных свойств.
Физическая тренировка путем совершенствования
физиологических механизмов повышает
устойчивость к перегреванию, переохлаждению,
гипоксии, действию некоторых токсических
веществ, снижает заболеваемость и
повышает работоспособность. Тренированные
лыжники при охлаждении их тела до
35°С сохраняют высокую
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
К числу основных физических (или
двигательных) качеств, обеспечивающих
высокий уровень физической работоспособности
человека, относят силу, быстроту и выносливость, котор
Есть также большая
группа физических упражнений, особенность
которых в нестандартности, неп
К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода),гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов.
Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры