Социальное и научное становление адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:50, статья

Описание работы

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества .

Файлы: 1 файл

физра статья 2 курс.rtf

— 53.41 Кб (Скачать файл)

Лутфуллина Диана

Институт: Дизайна и национальных культур

группа: БКД-2 
шифр 071400. 62

 

СОЦИАЛЬНОЕ И НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Введение.

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связанно с общей урбанизацией и индустриализацией жизни человечества, обусловил появление такой новой человековедческой дисциплины, как адаптивная физическая культура. Но в настоящее время сложилась такая ситуация, что на практике адаптивная физическая культура и адаптивный спорт существуют, но даже среди специалистов физической культуры и спорта, студентов, аспирантов академий и институтов физической культуры еще не создано научного представления, об этой специальности. В этой связи целью моего доклада явилось обоснование научной и социальной значимости адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.Только в последнее десятилетие российское общество обратило внимание на огромный социальный слой инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Экологические катастрофы, войны, отягощенная наследственность, увечья, полученные на производстве и в быту увеличивают число инвалидов на 200 тысяч человек ежегодно. Для выработки оптимальных условий для жизнедеятельности, интеграции инвалидов в социум, их психофизиологической адаптации и была создана эта научная дисциплина. Применительно к такой необычной категории занимающихся, организация работы с ними требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры. В этой связи специалистами разработан новый раздел теории физической культуры - "адаптивная физическая культура".

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследований - изучить становление адаптивной физической культуры как социальное и научное явление.

Методы исследований: изучение печатных и электронных источников информации, наблюдение.

Адаптивная физическая культура - это отрасль физической культуры, изучающая влияние средств физвоспитания и спорта на способность организма лиц с ограниченными возможностями приспосабливаться к изменившимся условиям существования или функционирования. Адаптивная физическая культура развивает двигательные и физические возможности, корректирует нарушения, поддерживает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои населения средствами физической культуры.                                                                                                                                             Основная задача состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физической культурой и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии, в формировании спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере. Своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от такого вида физической культуры, как "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация", которые рассматривают в качестве главной цели восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм. В настоящее время можно сказать, что АФК приобрела статус учебной дисциплины, поскольку она отвечает следующим критериям Никсона (Nixon, 1967, p. 47):                                                                                                            1. Имеет свое четко очерченное предметное поле; ставит жизненно важные вопросы и рассматривает общепризнанно важные темы; имеет сформулированные цели;                                                                        2. Имеет большую историю и общественное признание, основанное на проверенном временем опыте;                                                                                                                                            3. Связанна корнями с определенными структурами, в том числе научными, и имеет свою концептуальную базу;                                                                                                                         4. Учебная дисциплина представляет собой специфическую целостность;                                                                                                       5. Характеризуется процедурами и методами, на которые она опирается, и содержит определенный свод правил;                                                                                                                         6. Имеет свою терминологию для осуществления внутри- и междисциплинарного общения.                                                                                                                                                                   Система образования специалиста по адаптивной физической культуре включает целый блок психологических и медицинских дисциплин: "Психология болезни и инвалидности, "Нарушение психики развития детей и взрослых", "Основы психиатрии", "Специальная психология", "Общая патология", науки о наиболее общих патологических процессов, о тех главных чертах, которые лежат в основе любой болезни, независимо от вызвавшей ее причины. Она синтезирует в себе знания философии, современной теоретической и экспериментальной медицины, патологической физиологии, генетики, морфологии, биохимии, иммунологии и других наук. Все эти новые для физкультурного вуза дисциплины позволят подготовить специалиста с глубокими базисными знаниями по широкому спектру медицинских и психологических проблем, обладающего умениями и навыками, необходимыми в работе с различными категориями больных и инвалидов, сформировать представление биологического, социального и аномального в человеке, что позволит грамотно апеллировать к личности, не нанося ей ущерба, а наоборот, способствовать ее более гармоничному развитию, социализации и интеграции в обществе. Хочется надеяться, что творческая реализация этих знаний в конкретной профессиональной деятельности будет мощным стимулом воздействия на природную, психическую, волевую, эмоциональную сферу инвалидов, формирования у них потребности в двигательной активности и освоении всей системы ценностей физической культуры. Так же не мало важно в адаптивной физической культуре спортивное движение инвалидов. Оно представлено паролимпийским движением и программой Спешиал Олимпикс". В параолимпийском движении участвуют спортсмены-инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха и зрения. Параолимпийская программа требует от спортсмена регулярной системы тренировки, участия во всех крупных международных соревнованиях, а главное уровня спортивного мастерства не ниже I-II взрослых разрядов. По сути дела, параолимпийские игры представляют собой олимпийские игры, но только для инвалидов, т.е. требуют использования всех резервных возможностей организма как в период соревнований, так и в период тренировок. Спортсмены-инвалиды с нарушениями интеллекта стали принимать участие в параолимпийских играх не так давно. Для инвалидов с умственной отсталостью главными спортивными мероприятием являются игры " Спешиал олимпикс". Эта программа представляет собой особый вид спортивного движения, в котором победителем становится каждый участник. Программа не предполагает высокого уровня спортивного мастерства, не требует от участника выполнения разрядных нормативов. Применяемый в ней принцип деления на дивизионы позволяет наградить медалью или лентой каждого участника. Помимо соревновательных программ, требующих определенного уровня психической и тактической подготовленности, существует также раздел "Моторная активность", позволяющий участвовать в соревнованиях и занятиях инвалидам с тяжелыми степенями поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата.

Таким образом адаптивная физическая культура позволяет расширить спектр услуг предоставляемых людям с ограниченными возможности для укрепления их здоровья.

Выводы.

1. Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества .

2. «Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях стимулирует позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

 

Литература:

  • Бауэр В. Родословная французской модели / Бауэр В.// Спорт для всех. -1996. - № 1-2. - С. 28 - 29.
  • Беляев А.В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.В. Беляев, М.В Савина - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. - 368 с.
  • Містулова Т.Е. Інформаційне забезпечення підготовки спортсменів високої кваліфікації // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. наук. пр. К., 2004. вид. 4 - с.12-18
  • Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
  • Лубышев И. Социальное и научное становление специальности "адаптивная физическая культура" / Лубышев И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - С. 87-90.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальное и научное становление адаптивной физической культуры