Лутфуллина Диана
Институт: Дизайна и национальных культур
группа: БКД-2
шифр 071400. 62
СОЦИАЛЬНОЕ
И НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Введение.
Рост инвалидности
населения в большинстве стран мира, что
связанно с общей урбанизацией и индустриализацией
жизни человечества, обусловил появление
такой новой человековедческой дисциплины,
как адаптивная физическая культура. Но
в настоящее время сложилась такая ситуация,
что на практике адаптивная физическая
культура и адаптивный спорт существуют,
но даже среди специалистов физической
культуры и спорта, студентов, аспирантов
академий и институтов физической культуры
еще не создано научного представления,
об этой специальности. В этой связи целью
моего доклада явилось обоснование научной
и социальной значимости адаптивной физической
культуры и адаптивного спорта.Только
в последнее десятилетие российское общество
обратило внимание на огромный социальный
слой инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями. Экологические катастрофы,
войны, отягощенная наследственность,
увечья, полученные на производстве и
в быту увеличивают число инвалидов на
200 тысяч человек ежегодно. Для выработки
оптимальных условий для жизнедеятельности,
интеграции инвалидов в социум, их психофизиологической
адаптации и была создана эта научная
дисциплина. Применительно к такой необычной
категории занимающихся, организация
работы с ними требует значительной, а
иногда и принципиально другой постановки
задач, разработки инновационных подходов,
средств, методов, форм физической культуры.
В этой связи специалистами разработан
новый раздел теории физической культуры
- "адаптивная физическая культура".
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследований - изучить становление адаптивной физической
культуры как социальное и научное явление.
Методы исследований: изучение печатных и электронных источников
информации, наблюдение.
Адаптивная физическая культура - это
отрасль физической культуры, изучающая
влияние средств физвоспитания и спорта
на способность организма лиц с ограниченными
возможностями приспосабливаться к изменившимся
условиям существования или функционирования.
Адаптивная физическая культура развивает
двигательные и физические возможности,
корректирует нарушения, поддерживает
здоровье и продвигает инвалидов в другие
слои населения средствами физической
культуры.
Основная задача состоит в формировании
у занимающихся осознанного отношения
к своим силам, твердой уверенности в них,
готовности к смелым и решительным действиям,
преодолению необходимых для полного
функционирования субъекта физических
нагрузок, а также потребности в систематических
занятиях физической культурой и вообще
в осуществлении здорового образа жизни
в соответствии с рекомендациями валеологии,
в формировании спортивной культуры инвалида,
приобщение его к общественно-историческому
опыту в данной сфере. Своей ориентацией
на хронических больных и инвалидов адаптивная
физическая культура отличается от такого
вида физической культуры, как "оздоровительно-реабилитационная,
или лечебная физическая культура"
или "двигательная реабилитация",
которые рассматривают в качестве главной
цели восстановление временно утраченных
функций после заболевания, травм. В настоящее
время можно сказать, что АФК приобрела
статус учебной дисциплины, поскольку
она отвечает следующим критериям Никсона
(Nixon, 1967, p. 47): 1. Имеет свое четко очерченное предметное
поле; ставит жизненно важные вопросы
и рассматривает общепризнанно важные
темы; имеет сформулированные цели; 2. Имеет большую историю и общественное
признание, основанное на проверенном
временем опыте;
3. Связанна корнями с определенными структурами,
в том числе научными, и имеет свою концептуальную
базу;
4. Учебная дисциплина представляет собой
специфическую целостность; 5. Характеризуется процедурами и методами,
на которые она опирается, и содержит определенный
свод правил;
6. Имеет свою терминологию для осуществления
внутри- и междисциплинарного общения.
Система образования специалиста по адаптивной
физической культуре включает целый блок
психологических и медицинских дисциплин:
"Психология болезни и инвалидности,
"Нарушение психики развития детей
и взрослых", "Основы психиатрии",
"Специальная психология", "Общая
патология", науки о наиболее общих
патологических процессов, о тех главных
чертах, которые лежат в основе любой болезни,
независимо от вызвавшей ее причины. Она
синтезирует в себе знания философии,
современной теоретической и экспериментальной
медицины, патологической физиологии,
генетики, морфологии, биохимии, иммунологии
и других наук. Все эти новые для физкультурного
вуза дисциплины позволят подготовить
специалиста с глубокими базисными знаниями
по широкому спектру медицинских и психологических
проблем, обладающего умениями и навыками,
необходимыми в работе с различными категориями
больных и инвалидов, сформировать представление
биологического, социального и аномального
в человеке, что позволит грамотно апеллировать
к личности, не нанося ей ущерба, а наоборот,
способствовать ее более гармоничному
развитию, социализации и интеграции в
обществе. Хочется надеяться, что творческая
реализация этих знаний в конкретной профессиональной
деятельности будет мощным стимулом воздействия
на природную, психическую, волевую, эмоциональную
сферу инвалидов, формирования у них потребности
в двигательной активности и освоении
всей системы ценностей физической культуры.
Так же не мало важно в адаптивной физической
культуре спортивное движение инвалидов.
Оно представлено паролимпийским движением
и программой Спешиал Олимпикс". В параолимпийском
движении участвуют спортсмены-инвалиды
с поражениями опорно-двигательного аппарата,
с нарушениями слуха и зрения. Параолимпийская
программа требует от спортсмена регулярной
системы тренировки, участия во всех крупных
международных соревнованиях, а главное
уровня спортивного мастерства не ниже
I-II взрослых разрядов. По сути дела, параолимпийские
игры представляют собой олимпийские
игры, но только для инвалидов, т.е. требуют
использования всех резервных возможностей
организма как в период соревнований,
так и в период тренировок. Спортсмены-инвалиды
с нарушениями интеллекта стали принимать
участие в параолимпийских играх не так
давно. Для инвалидов с умственной отсталостью
главными спортивными мероприятием являются
игры " Спешиал олимпикс". Эта программа
представляет собой особый вид спортивного
движения, в котором победителем становится
каждый участник. Программа не предполагает
высокого уровня спортивного мастерства,
не требует от участника выполнения разрядных
нормативов. Применяемый в ней принцип
деления на дивизионы позволяет наградить
медалью или лентой каждого участника.
Помимо соревновательных программ, требующих
определенного уровня психической и тактической
подготовленности, существует также раздел
"Моторная активность", позволяющий
участвовать в соревнованиях и занятиях
инвалидам с тяжелыми степенями поражения
ЦНС и опорно-двигательного аппарата.
Таким образом адаптивная
физическая культура позволяет расширить
спектр услуг предоставляемых людям с
ограниченными возможности для укрепления
их здоровья.
Выводы.
1. Адаптивная
физическая культура - это комплекс мер
спортивно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию и адаптацию
к нормальной социальной среде людей с
ограниченными возможностями, преодоление
психологических барьеров, препятствующих
ощущению полноценной жизни, а также сознанию
необходимости своего личного вклада
в социальное развитие общества .
2. «Адаптивная»
- это название подчеркивает предназначение
средств физической культуры для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья. Это
предполагает, что физическая культура
во всех ее проявлениях стимулирует позитивные
морфо-функциональные сдвиги в организме,
формируя тем самым необходимые двигательные
координации, физические качества и способности,
направленные на жизнеобеспечение, развитие
и совершенствование организма.
Литература:
- Бауэр В. Родословная французской модели
/ Бауэр В.// Спорт для всех. -1996. - № 1-2. - С.
28 - 29.
- Беляев А.В. Волейбол: Учебник для высших
учебных заведений физической культуры
/ А.В. Беляев, М.В Савина - М.: «Физкультура,
образование, наука», 2000. - 368 с.
- Містулова Т.Е. Інформаційне забезпечення
підготовки спортсменів високої кваліфікації
// Актуальні проблеми фізичної культури
і спорту. наук. пр. К., 2004. вид. 4 - с.12-18
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического
воспитания и спорта / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов.
- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 480 с.
- Лубышев И. Социальное и научное становление
специальности "адаптивная физическая
культура" / Лубышев И. // Юбилейный сборник
научных трудов молодых ученых и студентов
РГАФК. - М.: 1998. - С. 87-90.