Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 00:47, реферат
Здоровье подростков является одним из важных показателей, определяющих потенциал страны(экономический, интеллектуальный, культурный), и одной из характеристик национальной безопасности. Устойчиво растет уровень заболеваемости несовершеннолетних. За последние 5 лет (2000 – 2004) возросла заболеваемость подростков с первые установленным диагнозом. Частота случаев возникновения болезней органов кровообращения увеличилась в среднем на 71%, мочеполовой системы – на 56%, нарушения обмена веществ и питания – на 51% и т.д.
Дисциплина: Основы социальной медицины
Тема реферата: « Социально – медицинская просветительская деятельность»
Проверил: Бондарев В. А.
Социально-медицинская просветительская деятельность
1.1 Роль образования в укреплении здоровья подростков.
Здоровье подростков является одним из важных показателей, определяющих потенциал страны(экономический, интеллектуальный, культурный), и одной из характеристик национальной безопасности. Устойчиво растет уровень заболеваемости несовершеннолетних. За последние 5 лет (2000 – 2004) возросла заболеваемость подростков с первые установленным диагнозом. Частота случаев возникновения болезней органов кровообращения увеличилась в среднем на 71%, мочеполовой системы – на 56%, нарушения обмена веществ и питания – на 51% и т.д. Повысился уровень заболеваемости так называемыми управляемыми инфекциями, против которых есть защита – прививки. Резко увеличилась распространенность среди подростков заболеваний передаваемых половым путем. Например, заболеваемость сифилисом в 2004 . по сравнению с 1990 г. Возросла более чем в 45 раз. Серьезной угрозой становится распространение среди подростков наркомании, токсикомании. Большую тревогу вызывает ухудшение репродуктивного здоровья подростков: ранние аборты, гинекологические заболевания у несовершеннолетних. Прогноз состояния здоровья учащихся показывает, что к 2010 г. около 96% выпускников школ будут заканчивать обучение больными. За последние годы значительно увеличилось число лиц, получивших отсрочку от воинской службы из-за низкого уровня физического развития, возросло число болезней, ограничивающих выбор профессии близорукость, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, дыхания, нервной системы. В настоящее время только треть юношей проходят комиссии на пригодность к воинской службе. Среди причин, которые не позволяют призвать юношей на службу, около 33% составляют различные различные психические расстройства. Растет уровень травматизма и количество случаев самоубийств у подростков.
Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья подростков наряду с наследственностью, важно отметить роль так называемых «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий, в которых живут, получают образование и трудятся подростки. В этом возрасте в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей случаи нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции. Но в силу этих же особенностей подростки в значительно большей степени подвержены влиянию среды. Под ее воздействием в основном происходит формирование их поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. Именно о подростковом периоде можно сказать, что в это период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на «этот потенциал здоровья» можно оказать воздействие.
1.2 Роль образования
в укреплении здоровья
Экологическое образование – это овладение не только комплексом знаний в области охраны окружающей среды, но и умение осуществлять полученные навыки на практике.
Загрязнение биосферы человеком представляет собой одно из его самых древних деяний в истории цивилизации. Человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. Стремясь достигнуть независимости от природы, улучшить условия жизни, человек наращивал темпы материального производства. При этом большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов. Это ставит под угрозу существование биосферы и самого человека.
Биосфера существует, многократно используя одни и те же атомы(только очень небольшая часть вещества выходит из биогеохимических циклов), т.е. каждое вещество используется в круговороте. Причем в основном используются легкие биогенные элементы, из которых состоит живое вещество.
Человек же использует вещество планеты весьма неэффективно , так как в результате его деятельности образуется огромное количество отходов. При этом в сферу хозяйственной деятельности включаются элементы практически всей таблицы Менделеева, а так же их соединения: пластмассы, пестициды, радионуклиды и т.д. В результате происходит загрязнение биосферы не свойственными ей соединениями, т.е. нарушается естественное соотношение химических элементов. Чтобы обеспечить одного человека необходимыми предметами существования, каждый год из недр Земли извлекается более 20 т сырья составляет не более 2%, а остальные 98% являются отходами.
Загрязняя биосферу, человек сам подвергается реальной опасности жить в загрязненной окружающей среде(атмосфера, почва, природные воды и т.д.)
Круговорот живого и косного вещества планеты обеспечивает их динамическое равновесие и сохранение биосферы Земли в ее космическом окружении. Человек как детище природы неразрывно связан с ней, неотделим от общих законов развития, присущих всему живому. В отличие от других высших проявлений организации живой материи, человек наделен разумом. Академик В.И. Вернадский отмечал : «Человеческий разум и организованная и деятельность человека меняют ход природных процессов в такой же степени, как проявления энергии, но меняют по – новому. Под влиянием труда и разума человека биосфера неизбежно переходит в новое состояние, которое следует называть ноосферой».
В благоприятной экологической среде, не оказывающей разрушительного воздействия на здоровье населения, заинтересовано все человечество нашей планеты. Международная конференция, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, приняла декларацию по охране окружающей среды на следующий, XXI век.
Некоторые положения международной конференции в Рио-де-Жанейро, 1992 г. Декларация по окружающей среде:
- люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
- сегодняшний уровень
развития человеческого
- мир, развитие и охрана
окружающей среды
- защита и улучшение здоровья людей должны быть важнейшей целью деятельности общества.
Программа поведения человечества на XXI в. :
- здоровье людей зависит
от здоровья окружающей среды,
включая чистую воду, уборку отходов
и наличие достаточно
- изменение структур
- население и устойчивость.
Демографические программы
- защита атмосферы. Главный
источник негативных выбросов
в атмосферу – это процесс
потребления энергии. Успех
- рациональное использование
земельных ресурсов. Основная цель
– использовать землю таким
образом, чтобы получить от
этого наибольшую пользу. Для
того, чтобы свести к минимуму
«конфликты» со средой и
- защита и рациональное
использование океанов.
Для решения проблемы необходимо:
- сокращение или полное
прекращение сбросов в океаны
синтетических и химических
- уменьшение количества сбросов токсичных отходов, а также создание систем для наземной переработки отходов вместо сброса их в моря и океаны;
- установление более жестких
международных норм с целью
уменьшения риска аварий и
случаев загрязнения от
- охрана и рациональное
использование ресурсов
Более рациональное управление
ресурсами потребует
Просвещение должно давать представление не только о физической и биологической окружающей среде, но и способствовать пониманию экологической обстановке и проблем развития человека. Для чего необходимо; обеспечить должный уровень просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;
- включить концепции развития и охраны окружающей среды во все учебные программы с анализом причин, вызывающих возникновение основных проблем в этой сфере.
1. 3 Организация пропаганды медицинских знаний в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляют 267 республиканских, краевых, областных и городских центров медицинской профилактики и 60 соответствующих отделений (кабинетов) в лечебно - профилактических учреждениях, а научно- методическое обеспечение- федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья и Государственный научно- исследовательский центр профилактической медицины. На основании приказа Минздрава России № 295 от 06. 10. 1997 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации» в настоящее время восстанавливается ранее действовавшая специализированная сеть структурных учреждений службы медицинской профилактики.
Для каждого социального
работника пропаганда ЗОЖ является
важным и необходимым разделом работы,
его профессиональной обязанностью.
Все медицинские работники (врачи,
фельдшера, акушерки, медицинские сёстры)
кроме повседневной индивидуальной
санитарно- просветительной работы
с больными и посетителями лечебно-
профилактических учреждений, также
должны уделять ежемесячно не менее
4 ч рабочего времени массовой групповой
пропаганде медицинских и гигиенических
знаний среди населения. Результаты
этой работы включены в критерии оценки
качества и модели конечного результата
деятельности медицинских работников,
отделений и медицинских
В лечебно-профилактическом учреждении за санитарное просвещение отвечает главный врач – санпросветорганизатор (врач или медицинский работник среднего звена), имеющий соответствующую подготовку в области гигиенического обучения и воспитания со стажем работы не мене 5 лет. Он осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области санитарно-просветительной работы.
Отделение(кабинет) медицинской
профилактики организуется в составе
территориальных поликлиник, поликлинических
отделений(отделов) центральных районных(
Организационно-методическое
руководство деятельностью
- подготовки сотрудников
ЛПУ по разделу гигиенического
обучения и воспитания
- приобретения и
- организации и проведения
акций и компаний
- создание банка
Информация о работе Социально-медицинская просветительская деятельность