Социально-медицинская просветительская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 00:47, реферат

Описание работы

Здоровье подростков является одним из важных показателей, определяющих потенциал страны(экономический, интеллектуальный, культурный), и одной из характеристик национальной безопасности. Устойчиво растет уровень заболеваемости несовершеннолетних. За последние 5 лет (2000 – 2004) возросла заболеваемость подростков с первые установленным диагнозом. Частота случаев возникновения болезней органов кровообращения увеличилась в среднем на 71%, мочеполовой системы – на 56%, нарушения обмена веществ и питания – на 51% и т.д.

Файлы: 1 файл

Социально-медицинская просветительская деятельность.docx

— 30.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: Основы социальной медицины

Тема реферата: « Социально – медицинская просветительская деятельность»

                                          Группа: СР – Гb21

                                                                    Выполнил: Бохаев Дольган

Проверил: Бондарев В. А.

 

Социально-медицинская  просветительская деятельность

1.1 Роль образования в укреплении здоровья подростков.

  Здоровье подростков  является одним из важных показателей, определяющих потенциал страны(экономический, интеллектуальный, культурный), и одной из характеристик национальной безопасности. Устойчиво растет уровень заболеваемости несовершеннолетних. За последние 5 лет (2000 – 2004) возросла заболеваемость подростков с первые установленным диагнозом. Частота случаев возникновения болезней органов кровообращения увеличилась в среднем на 71%, мочеполовой системы – на 56%, нарушения обмена веществ и питания – на 51% и т.д. Повысился уровень заболеваемости так называемыми управляемыми инфекциями, против которых есть защита – прививки. Резко увеличилась распространенность среди подростков заболеваний передаваемых половым путем. Например, заболеваемость сифилисом в 2004 . по сравнению с 1990 г. Возросла более чем в 45 раз. Серьезной угрозой становится распространение среди подростков наркомании, токсикомании. Большую тревогу вызывает ухудшение репродуктивного здоровья подростков: ранние аборты, гинекологические заболевания у несовершеннолетних. Прогноз состояния здоровья учащихся показывает, что к 2010 г. около 96% выпускников школ будут заканчивать обучение больными. За последние годы значительно увеличилось число лиц, получивших отсрочку от воинской службы из-за низкого уровня физического развития, возросло число болезней, ограничивающих выбор профессии близорукость, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, дыхания, нервной системы. В настоящее время только треть юношей проходят комиссии на пригодность к воинской службе. Среди причин, которые не позволяют призвать юношей на службу, около 33% составляют различные различные психические расстройства. Растет уровень травматизма и количество случаев самоубийств у подростков.

Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья подростков наряду с наследственностью, важно  отметить роль так называемых «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий, в которых живут, получают образование и трудятся подростки. В этом возрасте в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей случаи нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции. Но в силу этих же особенностей подростки в значительно большей степени подвержены влиянию среды. Под ее воздействием в основном происходит формирование их поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. Именно о подростковом периоде можно сказать, что в это период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на «этот потенциал здоровья» можно оказать воздействие.

1.2 Роль образования  в укреплении здоровья взрослого  населения

Экологическое образование  – это овладение не только комплексом знаний в области охраны окружающей среды, но и умение осуществлять полученные навыки на практике.

Загрязнение биосферы человеком  представляет собой одно из его самых  древних деяний в истории цивилизации. Человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. Стремясь достигнуть независимости  от природы, улучшить условия жизни, человек наращивал темпы материального производства. При этом большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов. Это ставит под угрозу существование биосферы и самого человека.

Биосфера существует, многократно  используя одни и те же атомы(только очень небольшая часть вещества выходит из биогеохимических циклов), т.е. каждое вещество используется в  круговороте. Причем в основном используются легкие биогенные элементы, из которых состоит живое вещество.

Человек же использует вещество планеты весьма неэффективно , так  как в результате его деятельности образуется огромное количество отходов. При этом в сферу хозяйственной  деятельности включаются элементы практически  всей таблицы Менделеева, а так  же их соединения: пластмассы, пестициды, радионуклиды и т.д. В результате происходит загрязнение биосферы не свойственными ей соединениями, т.е. нарушается естественное соотношение химических элементов. Чтобы обеспечить одного человека необходимыми предметами существования, каждый год из недр Земли извлекается более 20 т сырья составляет не более 2%, а остальные 98% являются отходами.

Загрязняя биосферу, человек  сам подвергается реальной опасности  жить в загрязненной окружающей среде(атмосфера, почва, природные воды и т.д.)

Круговорот живого и косного  вещества планеты обеспечивает их динамическое равновесие и сохранение биосферы Земли  в ее космическом окружении. Человек  как детище природы неразрывно связан с ней, неотделим от общих законов развития, присущих всему живому. В отличие от других высших проявлений организации живой материи, человек наделен разумом. Академик В.И. Вернадский отмечал : «Человеческий разум и организованная и деятельность человека меняют ход природных процессов в такой же степени, как проявления энергии, но меняют по – новому. Под влиянием труда и разума человека биосфера неизбежно переходит в новое состояние, которое следует называть ноосферой».

В благоприятной экологической  среде, не оказывающей разрушительного  воздействия на здоровье населения, заинтересовано все человечество нашей  планеты. Международная конференция, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, приняла декларацию по охране окружающей среды на следующий, XXI век.

Некоторые положения международной  конференции в Рио-де-Жанейро, 1992 г. Декларация по окружающей среде:

- люди имеют право на  здоровую и плодотворную жизнь  в гармонии с природой;

- сегодняшний уровень  развития человеческого общества  не должен достигаться путем  причинения вреда интересам развития  и охраны окружающей среды,  он должен осуществляться на  блага нынешнего и будущих  поколений;

- мир, развитие и охрана  окружающей среды взаимосвязаны  и неразделимы;

- защита и улучшение  здоровья людей должны быть  важнейшей целью деятельности  общества.

Программа поведения  человечества на XXI в. :

- здоровье людей зависит  от здоровья окружающей среды,  включая чистую воду, уборку отходов  и наличие достаточно количества  здоровой пищи. Хорошее состояние  здоровья людей зависит  от  уровня их социального, экономического  и духовного развития, а также  здоровой окружающей среды, включая  безопасную пищу и воду;

- изменение структур потребления.  Одной из причин постоянной  деградации окружающей среды  во все мире является структура  потребления и производства, не  обеспечивающая устойчивость среды.  Необходимо найти пути, позволяющие  обеспечить экономический рост  и процветание при одновременном  уменьшении расходов энергии,  сырья и количества производственных  отходов. Следует определить сбалансированные  структуры потребления для всего мира, которые Земля сможет выдержать в течение продолжительного времени;

- население и устойчивость. Демографические программы должны  быть частью более широкой  политики, которая имеет дело  и с такими факторами, как  здоровье экологических систем, уровень развития технологии  и поселений людей, а также  социально-экономические структуры  и доступ к ресурсам;

- защита атмосферы. Главный  источник негативных выбросов  в атмосферу – это процесс  потребления энергии. Успех борьбы  с вредными выбросами в атмосферу  будет зависеть от повышения  эффективности производства, способов  передачи, распределения и потребления  энергии, а также создание экологически  безопасных энергетических систем;

- рациональное использование  земельных ресурсов. Основная цель  – использовать землю таким  образом, чтобы получить от  этого наибольшую пользу. Для  того, чтобы свести к минимуму  «конфликты» со средой и выбрать  наиболее правильные и приемлемые  альтернативы, необходимо связать  социальное и экономическое развитие  человечества с защитой и улучшением  окружающей среды;

- защита и рациональное  использование океанов. Загрязняющими  веществами, которые создаю главную  угрозу для морской среды обитания, являются сточные воды, химические  вещества, продукты отстоя, мусор  и пластмассы, металлы, радиоактивные  отходы и нефть. Некоторые из  этих материалов ядовиты, они  медленно разлагаются в окружающей  среде и накапливаются в живых  существах.

Для решения проблемы необходимо:

- сокращение или полное  прекращение сбросов в океаны  синтетических и химических веществ,  которые могут аккумулироваться  и представлять собой опасность  для морской среды;

- уменьшение количества  сбросов токсичных отходов, а  также создание систем для  наземной переработки отходов  вместо сброса их в моря  и океаны;

- установление более жестких  международных норм с целью  уменьшения риска аварий и  случаев загрязнения от использования  грузовых судов;

- охрана и рациональное  использование ресурсов пресной  воды.

Более рациональное управление ресурсами потребует новаторских  технологий, включая совершенствование  существующих местных технологий –  с тем, чтобы полностью использовать ограниченные водные ресурсы и не допускать случаев загрязнения  воды. Для этого управления водными  ресурсами должно быть включено в  качестве составной части в общегосударственную  экономическую и социальную политику, которая также охватывает планирование землепользование, использования земных ресурсов и охрану горных склонов  и берегов рек.

Просвещение должно давать представление не только о физической и биологической окружающей среде, но и способствовать пониманию экологической  обстановке и проблем развития человека. Для чего необходимо; обеспечить должный уровень просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;

- включить концепции развития  и охраны окружающей среды  во все учебные программы с  анализом причин, вызывающих возникновение  основных проблем в этой сфере.

1. 3 Организация  пропаганды медицинских знаний  в Российской Федерации

В настоящее время в  Российской Федерации гигиеническое  обучение и воспитание населения  осуществляют 267 республиканских, краевых, областных и городских центров  медицинской профилактики и 60 соответствующих отделений (кабинетов) в лечебно - профилактических учреждениях,  а научно- методическое обеспечение- федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья и Государственный научно- исследовательский центр профилактической медицины. На основании приказа Минздрава России № 295 от 06. 10. 1997 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации» в настоящее время восстанавливается ранее действовавшая специализированная сеть структурных учреждений службы медицинской профилактики.

Для каждого социального  работника пропаганда ЗОЖ является важным и необходимым разделом работы, его профессиональной обязанностью. Все медицинские работники (врачи, фельдшера, акушерки, медицинские сёстры) кроме повседневной индивидуальной санитарно- просветительной работы с больными и посетителями лечебно- профилактических учреждений, также  должны уделять ежемесячно не менее 4 ч рабочего времени массовой групповой  пропаганде медицинских и гигиенических  знаний среди населения. Результаты этой работы включены в критерии оценки качества и модели конечного результата деятельности медицинских работников, отделений и медицинских учреждений в целом.

В лечебно-профилактическом учреждении за санитарное просвещение отвечает главный врач – санпросветорганизатор (врач или медицинский работник среднего звена), имеющий соответствующую подготовку в области гигиенического обучения и воспитания со стажем работы не мене 5 лет. Он осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области санитарно-просветительной работы.

Отделение(кабинет) медицинской  профилактики организуется в составе  территориальных поликлиник, поликлинических  отделений(отделов) центральных районных(городских) больниц, медико-санитарных частей, а  также такие кабинеты могут создаваться в других ЛПЦ(по решению органа управления структурами здравоохранения).

Организационно-методическое руководство деятельностью отделения  (кабинета) осуществляется Центром медицинской профилактике совместного с главным врачом ЛПУ при непосредственном участии Центра Госсанэпиднадзора. Виды деятельности отделения (кабинета):

  1. Взаимодействие с центром медицинской профилактики по вопросам:

- подготовки сотрудников  ЛПУ по разделу гигиенического  обучения и воспитания населения,  усовершенствования знаний, внедрение  новых методов профилактики заболеваний;

- приобретения и распространения  инструктивно-методических документов  и наглядных пособий для сохранения  и укрепления знаний среди  работников медицинских учреждения  и населения;

- организации и проведения  акций и компаний профилактической  направленности среди прикрепленного  населения с широким привлечением  граждан к этой работе;

- создание банка санпросветлитературы (по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний); проведения лекций, бесед; подбора статей медицинского профиля из периодической печати для использования их в повседневной работе;

Информация о работе Социально-медицинская просветительская деятельность