Социальные функции
физической культуры
Поскольку
физическая культура является
частью культуры общества, то
ей присущи, прежде всего, общекультурные
социальные функции. К ним можно
отнести такие, как воспитательная, образовательная,
нормативная, преобразовательная, познавательная,
ценностно-ориентационная, коммуникативная,
экономическая и др. Рассмотрим лишь некоторые
из них.
Воспитание
человека. Занятия физическими упражнениями
и спортом: создают возможности
для воспитания воли, честности,
мужества, трудовых качеств; развивают
гуманистические убеждения, чувство
уважения соперника; формируют
социальную активность (капитан
команды, физорг, старший в группе,
судья по спорту). В ходе
занятий человек получает уроки
правовой этики. Отношения между
тренером и спортсменом, спортсменом
и судьей, между спортсменами
требуют сознательного соблюдения
правил проведения. Для физкультурников
и спортсменов характерны патриотизм,
преданность своему делу, борьба за спортивную
честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве
и благоустройстве площадок, заливке катков,
уборке мест занятий. Образование человека.
В процессе занятий ФКС человек познает
много нового, обучается двигательным
умениям и навыкам, поиску новых спортивных
средств и методов для улучшения результата.
Занятия ФКС создают возможности для развития
творчества и формирования познавательной
активности. Оздоровление человека.
Физическая культура — важная часть валеологии.
Систематические занятия способствуют
профилактике заболеваний. Средства лечебной
физической культуры используются для
реабилитации больных. Адаптивная физическая
культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной
работы с инвалидами. Как самостоятельная
часть культуры общества физическая культура
имеет специфические социальные функции.
Последние органически связаны с общими,
но в более конкретной форме выражают
социальную сущность физической культуры
как общественно необходимой деятельности,
ее способность удовлетворять запросы
общества в области физического воспитания.
По признакам
общности их можно объединить
в следующие группы:
1. Общее развитие
и укрепление организма всех
людей независимо от возраста,
пола, состояния здоровья, степени
физического развития (формирование
и развитие физических качеств
и способностей, совершенствование
двигательных навыков, укрепление
здоровья, снижение процессов инволюций
и т.д.)
2. Физическая
подготовка людей к трудовой
деятельности, защите отечества
(мобилизационная функция физической
культуры, профессионально-прикладная
физическая подготовка).
3. Удовлетворение
потребности людей в активном
отдыхе, досуге, рациональном использовании
свободного времени (отвлечение
от вредных привычек, формирование
здорового образа жизни).
4. Развитие волевых
физических способностей и двигательных
возможностей человека от оптимального
до предельного уровней.
5. Экономическая
значимость физической культуры
определяется снижением уровня
заболеваемости и травматизма
трудящихся, повышением их производительности
труда, долголетием, в том числе
и трудовым.
Социологические
данные, полученные многими учеными убедительно
доказывают положительное влияние занятий
физическими упражнениями на социальную
активность, производительный труд, здоровье
и долголетие людей. Так, Институтом социологических
исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено
свыше трех тысяч человек) было выявлено,
что среди активных физкультурников значительно
выше (на 15—20%) доля тех, кто проявляет
инициативу в труде, влияет на дела коллектива,
стремится выполнить работу с высоким
качеством.
Разносторонние
интересы физкультурников положительно
сказываются и на характере
досуга, который у них значительно
богаче и содержательнее. Кроме
того, 69,2% физкультурников постоянно
уделяют внимание воспитанию
детей, тогда как у не физкультурников
этот показатель равен 44%. Нельзя
не отметить еще один весьма
существенный факт, выявленный в
ходе исследования. Занимающиеся
физической культурой не только
сами социально активны, но
и оказывают положительное воздействие
на своих близких, друзей, коллег.
Занятия физическими упражнениями
помогают выработать такие важные
качества, как дисциплинированность,
умение рационально использовать
свободное время, коммуникабельность,
способность анализировать свои
успехи и неудачи, желание быть
лучшими. Как показало исследование,
чем активнее человек включен
в физкультурно-спортивную деятельность,
тем меньше он надеется на
везение, на чью-то помощь, на
связи с нужными людьми, на
умение приспособиться. Человек
привыкает рассчитывать на себя
и для достижения благополучия
делает ставку на определение
цели, на свои способности, талант,
трудолюбие и добросовестность.
Именно в этом видятся наиболее
значимые социальные функции
физической культуры и спорта.