Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Специфические функции спорта…………………………………….……….3
2. Общие функции спорта………………………………………………….…….4
Заключение……………………………………….…………………………….…7
Список литературы………………………………………….……………………8
Введение.
Спорт как многогранное
общественное явление является сферой
подготовки человека к трудовой деятельности,
удовлетворение духовных запросов общества, а также
одним из важных средств этического и
эстетического воспитания.1
По мере развития спорта,
которое выразилась в его проникновении в различные
сферы жизни общества, становилось очевидным,
что его социальное значение весьма многогранно
и что он может быть пригоден для удовлетворения
разнообразных потребностей личности
и общества. Не случайно он широко представлен
в наше время в системе образования-воспитания
подрастающих и взрослых поколений, в
комплексе социально-здравоохранительных
мер, в разнообразных сферах культурного
общения и международных отношений, ряде
других социальных сфер. Все это дает говорить
о спорте как о многофункциональном явлении.2
В процессе спортивной деятельности
и в связи с ней возникают
и проявляются в действии разнообразные
межчеловеческие отношения: межличностные,
межгрупповые, межколлективные и
более широкие которые могут
иметь черты, как солидарности, содружества,
так и соперничества, конкуренции. Специфически
спортивные отношения (межличностные
отношения соперничества и содружество
отдельных спортсменов, между спортсменами
и тренерами и т. д.) так или иначе, включены
в систему социальных отношений, выходящих
за рамки спорт. Совокупность всех этих
отношений составляет основу формирующего
влияния спорта на личность, усвоения
ею социального опыта в сфере спорта, а
через него и более общего социального
опыта. Спорт поэтому считают одним из
серьезных средств социализации личности.3
1. Специфические функции спорта
Под функциями спорта понимают
объективно присущие ему свойства воздействовать
на человека и человеческие отношения,
удовлетворять и развивать определенные
потребности личности и общества. 4
Функции спорта можно условно
подразделить на специфические (свойственные
только ему как особому явлению действительности)
и общие. 5К первым относят соревновательно-эталонную
и эвристически-достиженческую функции.
Ко вторым в настоящее время причисляют
функции, имеющие социально-общественное
значение, такие, как функция личностно-направленного
воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная
функция; эмоционально-зрелищная функция;
функция социальной интеграции и социализации
личности; коммуникативная функция и экономическая
функция.
Соревновательно-эталонная
функция. Основу специфики спорта
составляет собственно соревновательная
деятельность, суть которой заключается
в максимальном выявлении, унифицированном
сравнении и объективной оценке определенных
человеческих возможностей в процессе
состязаний, ориентированных на победу
или достижение высокого в личном плане
спортивного результата или места в соревновании.
Эталонная функция наиболее ярко выражена
в спорте высших достижений, однако в той
или иной мере она свойственна и спорту
в целом, в том числе массовому общедоступному
через систему специально организованных
соревнований.
Эвристически-достиженческая
функция . Для спорта характерна творческая
поисковая деятельность, сопряженная
с познанием человеком своих возможностей,
наряду с изысканием эффективных способов
максимальной реализации и их увеличения.
Эта функция наиболее полно выражена в
спорте высших достижений, так как на пути
к ним необходимо постоянно совершенствовать
систему подготовки, искать новые средства,
методы тренировки, новые образцы сложнейших
элементов техники и тактических решений
ведения спортивной борьбы.
2. Общие функции спорта
К социально-общественным
прежде всего относят функцию личностно-направленного
воспитания, обучения и развития. Спорт
представляет большие возможности не
только для физического и спортивного
совершенствования, но и для нравственного,
эстетического, интеллектуального и трудового
воспитания. Притягательная сила спорта,
высокие требования к проявлению физических
и психических сил представляют широкие
возможности для личностно-направленного
воспитания духовных черт и качеств человека.
Существенно, однако, что конечный результат
в достижении воспитательных целей зависит
не только и не столько от самого спорта,
сколько от социальной направленности
всей системы воспитания и развития. Таким
образом, воспитательные возможности
спорта реализуются не сами по себе, а
посредством системы воспитательно-направленных
отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую
систему, он является также действенным
средством физического воспитания, а благодаря
занятиям профессионально-прикладными
видами спорта становится важнейшим компонентом
в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная
функция проявляется в положительном
влиянии спорта на состояние и функциональные
возможности организма человека. Особенно
это ярко выражено в детском и юношеском
спорте, где благотворное влияние занятий
спортом на развивающийся и формирующийся
организм неоценимо. Именно в этом возрасте
закладываются основы здоровья, прививаются
навыки систематических занятий физическими
упражнениями, формируются привычки личной
и общественной гигиены. Спорт одновременно
является и источником положительных
эмоций, он нивелирует психическое состояние
детей, позволяет снимать умственную усталость,
дает познать «мышечную радость». Особенно
велика его роль в деле ликвидации отрицательных
явлений гиподинамии у детей. Большая
роль отводится спорту и в работе со взрослым
населением. Он является средством оздоровления,
защиты от неблагоприятных последствий
научно-технического прогресса с характерным
для него резким уменьшением двигательной
активности в трудовой деятельности и
в быту. Спорт является одной из популярнейших
форм организации здорового досуга, отдыха
и развлечений. Особенно это ярко проявляется
в массовом спорте, где не ставится цели
достижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная
функция раскрывается в том, что спорт
(многие его виды) несет в себе эстетические
свойства, проявляющиеся в гармонии физических
и духовных качеств человека, граничит
с искусством. Особенно в этом плане привлекательны
сложно координированные виды спорта,
такие, как спортивная и художественная
гимнастика, фигурное катание, прыжки
в воду и др. Красота человеческого тела,
технически сложные и отточенные движения,
праздничное настроение -- все это привлекает
истинных поклонников спорта. Популярность
спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью
и остротой восприятия, затрагивающего
личные и коллективные интересы множества
людей, а также универсальностью «языка
спорта», понятного практически каждому.
Функция социальной
интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных
факторов вовлечения людей в общественную
жизнь, приобщения к ней и формирования
у занимающихся опыта социальных отношений.6 На этом основана его важная
роль в процессе социализации личности.
Специфические спортивные отношения (межличностные,
межгрупповые, межколлективные) так или
иначе вовлекаются в систему социальных
отношений, выходящих за рамки спорта.
Совокупность этих отношений составляет
основу влияния спорта на личность, усвоения
ее социального опыта, как в сфере спорта,
так и в более широком масштабе.
Коммуникативная
функция. Гуманизация общества в настоящий
период развития человечества делает
спорт фактором развертывания международных
связей, взаимопонимания и культурного
сотрудничества народов, упрочения мира
на земле.
Экономическая
функция. Спорт имеет большое экономическое
значение, выражающееся в том, что средства,
вложенные в развитие спорта, сторицей
окупаются прежде всего в повышении уровня
здоровья населения, повышении общей работоспособности,
продлении жизни человека. Развитие науки
о спорте, материально-технической базы,
подготовка кадров -- все это способствует
развитию детского и юношеского спорта,
массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое
значение имеют также финансовые средства,
получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации
спортивных сооружений. Однако это малая
толика того, что вкладывают государство
и общественные организации в развитие
спорта.7 Основная ценность нашего
общества -- это здоровье. И в этом аспекте
роль спорта неоценима.
Заключение
Социальная
ценность спорта заключается в том,
что он представляет собой совокупность
наиболее действенных средств и методов
физического воспитания, одну из основных
форм подготовки человека к трудовой и
другим общественно необходимым видам
деятельности, а на ряду с этим – и одно
из важных средств этического и эстетического
воспитания, удовлетворение духовных
запросов общества, упрочения и расширения
интернациональных связей. В качестве
продукта общественного развития он составляет
органическую часть культуры общества
и в зависимости от конкретно социальных
условий приобретает различные черты
и формы.
Список литературы
1. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И.
Основы физической культуры и здорового
образа жизни. Москва., 1996.
2. Виноградов П.А., Физическая культура
и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
3. Жолдак В.И. Социология физической культуры
и спорта. Кн. I. Москва.,1992.
4. Кулинко Н.Ф. История и организация физической
культуры. - М.: Просвещение. 1982.
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической
культуры / Учеб. Для ин-тов физ. Культуры.-
М.: Физкультура и спорт, 1991.-543с.;.
6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее
прикладные аспекты / Л.П.Матвеев – СПб.:
Издательство «Лань», 2005. – 384с.;
7. Смирнов Н.Г. Физическая
культура как фактор социального
развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд.
дис., СПб., 1995.
8. Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и
методика физического воспитания и спорта
/ Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов – М.: Издательский
центр «Академия»,2000.-480с.;
1 Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и методика
физического воспитания и спорта / Ж.К.
Холодов, В.С Кузнецов – М.: Издательский
центр «Академия»,2000.-480с.;
2 Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее
прикладные аспекты / Л.П.Матвеев – СПб.:
Издательство «Лань», 2005. – 384с.;
3 . Матвеев, Л.П. Теория и методика физической
культуры / Учеб. Для ин-тов физ. Культуры.-
М.: Физкультура и спорт, 1991.-543с.;
4 Виноградов П.А., Физическая культура
и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
5 Смирнов Н.Г. Физическая культура как
фактор социального развития личности
в современном российском обществе: Автореф.
канд. дис., СПб., 1995
6 Жолдак В.И. Социология физической культуры
и спорта. Кн. I. Москва.,1992.
7 Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее
прикладные аспекты / Л.П.Матвеев – СПб.:
Издательство «Лань», 2005. – 384с.;