Состояние физического развития студентов 1 курса ХНПУ им. Г.С. Сковороды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Цель исследования - выучить состояние физического развития студентов 1 курса ХНПУ им. Г.С. Сковороды и экспериментально проверить формы, средства и методы физического воспитания, введенные кафедрой гимнастики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:изучение и анализ научно-методической литературы; анкетирование, опрашивание, беседы; педагогические наблюдения за физическим состоянием студентов.
Методологическую основу исследования представляет учение о роли личностно сориентированного воспитания, теоретические положения психологии спорта и теории и методики физического воспитания о закономерностях формирования двигательной активности, умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 2
Результаты исследования…………………………………………………… 4
Выводы………………………………………………………………………… 6
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 23.49 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….. 2

Результаты  исследования…………………………………………………… 4

Выводы………………………………………………………………………… 6

Литература…………………………………………………………………….. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Высшее образование играет важнейшую  роль в экономическом и социальном развитии страны, обслуживает народное хозяйство, удовлетворяя потребности  регионов и областей в высококвалифицированных  специалистах. Одним из приоритетных заданий, определенных Национальной доктриной  развития образования Украины в  ХХI столетии и Целевой комплексной  программой "Физическое воспитание - здоровье нации" есть воспитания гармонично развитой, морально и физически здоровой личности, которая ответственно относится  к собственному здоровью и здоровью других как к высочайшей индивидуальной и государственной ценности."

На современном этапе возрождения  национально-культурной жизни Украины, в условиях сложной экологической  ситуации вызывает все большую озабоченность  состояние здоровья и физической подготовленности молодежи. В связи  с этим педагоги-ученые, преподаватели-методисты  и специалисты по физическому  воспитанию ведут интенсивные поиски путей повышения качества подготовки учительских кадров из физического  воспитания, деятельность которых плодотворно  влияет на обеспечение и развитие физического, психического и духовного  здоровья молодежи.

В Украине объективно сложились  такие социально-педагогические и  социально-экономические условия, которые  являются причиной существенного ухудшения  состояния здоровья детей разного  возраста, увеличение среди них случаев  наркомании, алкоголизма, отрицательного отношения к основным принципам  здорового образа жизни.

Изучение состояния здоровья и  физического воспитания выпускников  школ Украины и социологические  исследования показывают, что 35% из них  имеют отклонение в здоровье, у 50% школьников наблюдаются разного  рода нарушения опорно-двигательного  аппарата, 60-65% учеников страдают простудными  заболеваниями, у 45% школьников ухудшилось зрение, около 30% составляют группу риска, 52% юношей выпускных классов не выполняют  нормативов допризывной подготовки. ( М.Д. Зубалий ,1988; Н.С. Мартынюк ,1991; Н.О.Наумова, 1999; и др.)

Исследованиями Л.Г.Чернышова (1988), Ж.К.Холодовой (1988) и других показано, что двигательная активность учеников старших классов на 40-50% ниже возрастной потребности. Причем этими авторами установлено, что за период обучения в школе двигательная активность учеников даже снижается. Это обстоятельство объясняется, в основном, увеличением  в старших классах учебной  нагрузки.

Исследование Л.С.Голенко (1991), В.И  Ляха (1992), Б.Г.Шияна (1993) и других свидетельствуют, что состояние здоровья и физическое воспитание школьников в основном зависит  от их образа жизни, важным компонентом  которого являются ежедневные занятия  физической культурой и спортом. Регулярные тренировки не только положительно влияют на физическое развитие, становление  функций организма, повышение физической подготовленности учеников, а и вырабатывают в них на протяжении всех лет обучения в школе ориентации на улучшение  здоровья, формируют умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, умело использовать их с целью  проведения активного досуга и физического  самосовершенствования.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР Харьковского национального  педагогического университета имени  Г.С. Сковороды.

 

Формулирование целей работы.

Цель исследования - выучить состояние физического развития студентов 1 курса ХНПУ им. Г.С. Сковороды и экспериментально проверить формы, средства и методы физического воспитания, введенные кафедрой гимнастики.

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования:изучение и анализ научно-методической литературы; анкетирование, опрашивание, беседы; педагогические наблюдения за физическим состоянием студентов.

Методологическую основу исследования представляет учение о роли личностно  сориентированного воспитания, теоретические  положения психологии спорта и теории и методики физического воспитания о закономерностях формирования двигательной активности, умений и  навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследования.

Анализ обработки полученных данных студентов 1 курсов ХНПУ им. Г.С. Сковороды  показали, что 73 % респондентов не занимались в спортивных секциях и их мало интересуют занятие физической культурой. Это связано, в первую очередь, что  учителя физической культуры общеобразовательных  школ не смогли сформировать у этих школьников положительное отношение  к систематическим занятиям физической культурой и спортом, отсутствием  возможностей для занятий спортом  в системе ДЮСШ.

Наблюдение специалистов физической культуры (А.Т.Железняков, 1980; О.М.Магомедов, 2001; В.В.Гузынин, 2003; и др.) выявили, что  много старшеклассники хотят  активно заниматься в спортивных секциях, но не имеют возможностей, так как эта возрастная группа не вызывает интереса у тренеров ДЮСШ. На страницах спортивных изданий  продолжительное время ведется  широкое обсуждение данной проблемы. Предлагается расширить системы  платных абонементных групп из разных видов спорта, улучшить секционную работу в ВУЗах, общеобразовательных  школах и по месту жительства, переориентировать  большинство ДЮСШ на развитие массовой физической культуры и укрепление здоровья детей и подростков.

Обучение физическим упражнениям  и развитие физических качеств - единый педагогический процесс, который предусматривает  использование таких дидактических  принципов, как наглядность, сознательность, систематичность, активность, последовательность, доступность, кроме того, в процессе развития физических качеств необходимо также учитывать методы и методические приемы, которые в единении с дидактическими принципами и образовывают единую систему  методики развития физических качеств.

Обобщение и анализ исследований дает возможность утверждать, что развитие у студентов физических качеств  должен осуществляться комплексно, в  такой последовательности: гибкость, координация движений, скорость, выносливость и сила. Такой подход обеспечивает успешное выполнение упражнений и значительно  повышает функциональные возможности  организма.

А.А. Гужаловский (1966), А.Т.Железняков (1980), В.И. Лях (1992) и другие отмечают, что  развитие координации является основой  для формирования техники движений. Во время занятий упражнения на координацию  выполняются первыми, пока организм не утомлен. Формирование координации  происходит в три этапа. На первом развивается пространственная точность (координация движений, когда скорость выполнения упражнений не имеет значения). Эта координация измеряется пространством. Второй этап характеризуется пространственной точностью и пространственной координацией движений, которые выполняются за короткое время. Критерием сформированности координации на этом этапе являются отношения пространственных и временных  величин. На третьем этапе координационные  движения выполняются в нестандартных  условиях, которые постоянно изменяются.

Предложенная нами программа курса  физической культуры предусматривала  различные формы и средства развития физических качеств студентов. В  первом семестре 2 месяца студенты занимались физической культурой на свежем воздухе (на спортивной площадке). Средствами физической подготовки были физические упражнения с преобладающим развитием гибкости и координации движений, которые  подготавливали студентов к дальнейшему  освоению двигательных действий включенных в программу. Следующие два месяца занятия проводились в помещении, где студенты обучались основам аэробики, элементам танцевальных упражнений, чарлидинга. Итогом первого семестра была аттестация студентов, которая проводилась в форме массовых спортивных соревнований между группами и факультетами. Состав команды должен был быть не менее 80% всей группы, большее количество студентов-участников в команде позволяло получить дополнительные баллы.

Во втором семестре три месяца занятий, которые проходили в помещенные, включали в себя элементы хореографии  и отдельные комбинации для создания композиции по чарлидингу, по специально разработанным нормативам. Последние  два месяца занятия из физической культуры проводились на свежем воздухе  с акцентом на развитие скорости и  выносливости и силы. Включение целенаправленных подвижных игр повышало активность и заинтересованность к выполнению задач. Итогом этого семестра и учебного года было проведение государственных  тестов и конкурсное выполнение композиции по чарлидингу всей группой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

Таким образом, специально разработанный  двигательный режим с комбинированным  объединением средств физической культуры оказывает содействие улучшению  усвоения учебного материала, привлечению  студентов к занятиям физическими  упражнениями, повышению интереса к  занятиям физкультурой, которая положительно влияет на физическое развитие студентов. Включение занятий чарлидингом  и аэробикой в учебный процесс  повышает интерес и желание студентов  заниматься в спортивных секциях  университета.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем повышения уровня физической подготовленности студентов  на занятиях физической культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Голенко Л.С. Занятие физической культурой и потребностно-мотивационная сфера учеников 10-17 лет // Тезисы Ш всесоюзной конференции по физическому воспитанию и школьной гигиене.-М.,1991.- С. 137-138.

2. Гузинин В.В. Организация физкультурных и спортивных мероприятий в ВУЗах (из опыта работы ХНПУ им. Г.С.Сковороды) //Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи: Реалии и перспективы. - Полтава, 2003.- С. 17-20.

3. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Концепция физического воспитания и здоровье детей и подростков. -М.,1992.

4. Магомедов О.М. Пути повышения качества спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе // Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного процесса современного вуза. - Ростов-на-Дону, 2001.- С. 83-85.

5. Наумова Н.О. Индивидуально-дифференцированный подход к физическому воспитанию студентов на основе педагогической диагностики физического состояния // Молодая спортивная наука Украины: Сб. науч. статей аспирантов области физической культуры и спорта. - Львов: ЛДИФК,1999.-Вип.3.- С. 195-197.

6. Шиян Б.М. Методика физического воспитания школьников. - Львов. Мир,1993.- С.184.

 


Информация о работе Состояние физического развития студентов 1 курса ХНПУ им. Г.С. Сковороды