Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 13:22, реферат
Роль здорового образа жизни в процессе становления личности и формирования конкурентоспособности специалиста. Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья студентов вуза. Здоровьесберегающее образование в вузе как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.
Повышение физкультурной грамотности людей позволяет ши¬роко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производ¬стве. В деле вовлечения широких слоев населения в физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно из пер¬востепенных значений.
К общепедагогическим относят задачи по формированию лич¬ности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые.
Физическое же воспи¬тание должно содействовать развитию нравственных качеств, по¬ведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.
Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тре¬нером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.
В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств лич¬ности. Духовное и физическое начало в развитии человека состав¬ляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физическо¬го воспитания эффективно решать и эти задачи.
Общепедагогические задачи физического воспитания уточня¬ются в соответствии со спецификой избранного направления фи¬зического воспитания, возраста и пола занимающихся.
Цель физического воспитания может быть достигнута при ус¬ловии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического раз¬вития человека.
В процессе физической (спортивной) тренировки на занимающихся оказывается значительное воздействие по формированию нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и в семье. К таким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.
Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно- эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно- эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.
Составной частью процесса физического и духовного развития человека является самовоспитание - творческая активная деятельность человека, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков.
В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.
Предмет "физкультура" не во всех вузах является обязательным на протяжении всего срока обучения. Однако вопросы занятия физкультурой решаться при согласованной работе кафедры физического воспитания и других подразделений вуза по обеспечению здоровья студентов, претворению оздоровительной политики в жизнь. Совершенно очевидно, что удовлетворение интересов студентов является важнейшим путем в укреплении их здоровья, способствующим самостоятельным занятиям физкультурой и спортом что в целом скажется на здоровом образе жизни.1
здоровьесберегающее образование в вузе как
фактор конкурентоспособности будущих
специалистов
Занимаясь профессиональной подготовкой будущего специалиста, необходимо не только сформировать определённую систему знаний, умений и навыков, но и сохранить физическое, психическое, социальное и духовное здоровье будущего специалиста. И только в этом случае можно говорить о качественном развитии конкурентоспособности студента- выпускника вуза. Здоровье формирующие образовательные технологии– это психолого- педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на
воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Подобные технологии позволяют специалисту максимально мобилизовать свои физические и интеллектуальные силы, быть более продуктивным и стрессоустойчивым в работе
Конкурентоспособность – это процесс управления субъектом своими преимуществами с целью достижения победы в конкурентной борьбе. Благодаря конкуренции стимулируются наиболее эффективные и рациональные стороны деятельности выпускника- профессионала. В основе конкурентоспособности
будущего специалиста лежит стремление к самосовершенствованию и саморазвитию по «ключевым компетенциям» профессиональной деятельности. Именно «ключевые компетенции», согласно правительственной концепции модернизации образования, должны определять его качество, приводить в соответствие профессиональную готовность выпускника с потребностями рынка. Одной из ключевых компетенций является компетентность здоровье сбережения, включающая в себя: физическую культуру человека; знание и соблюдение норм здорового образа жизни; правила личной гигиены; гигиену умственного труда, культуру межличностных отношений, культуру психофизической регуляции. Студенты представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное и умственное перенапряжение, малоподвижный образ жизни, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха. В образе жизни студентов часто наблюдается отсутствие заботы о здоровье: неупорядоченность, хаотичность, выражающиеся в несвоевременном приёме пищи, систематическом недосыпании, малом пребывании на свежем воздухе, недостаточной двигательной активности, отсутствии закаливающих процедур, наличии вредных привычек и. т. п. Накапливаясь в течение учебного года и всего обучения в вузе, негативные последствия оказывают существенное влияние на состояние здоровья данной категории молодежи. Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью российских студентов свидетельствует о том, что 60 % опрошенных склонны приписывать ответственность за свое здоровье внешним обстоятельствам и лишь 35% отмечают решающую роль собственных усилий в сохранении здоровья; 62% опрошенных указали, что относятся к своему самочувствию не очень бережно, 19% вспоминают о его состоянии только в период болезни; 7% стараются не думать и не вспоминать о своем здоровье и 8% вообще не следят за состоянием своего здоровья. С понятием «здоровый образ жизни» знакомы 38,2%, а используют факторы здорового образа жизни лишь 10–15
% студентов. Для большинства
студентов здоровье не
ценностью, а следовательно, отсутствует достаточная мотивация к формированию и
ведению здорового образа жизни. К сожалению, студентов технического университета болеющих очень редко (раз в несколько лет), среди опрошенных всего 30%, 45% болеют 1– 2 раза в год, 17,5% – 1 раз в полгода, 7,5% болеют каждый месяц, а то и чаще. На в
опрос «Бывают ли у вас головные боли, недомогания?» отрицательно ответили 27,5%; головными болями страда ют с утра 10%, во время занятий –27,5%, после занятий –37,5%. При возникновении недомоганий только 12,5% респондентов обращаются в медпункт за помощью, 7,5% –уходят домой с занятий, 82,5% –пьют таблетки, но с занятий стараются не уходить, 5% ответили, что просто терпят боль. 30 % респондентов испытывают неудовлетворенность учебной работой, у 30% –частое внутреннее напряжение, 50% –жалуются на рассеянное внимание, 52,5%–на повышенную утомляемость, 35%–на повышенную раздражительность,у 45% –наблюдается пониженное настроение. При опросе о субъективной оценке образа жизни (по Московченко) выяснилось, что 22 % студентов занимаются физкультурой 3-6 раз в неделю, 67 % –1-2 раза, а 14% –ни разу. Продолжительность сна в сутки у 57% опрошенных составляет 7–8 часов, 31%–спят 5 часов и менее. На вопрос о регулярности питания выяснилось, что 3–4 раза в течение дня питаются 50 % обучаемых в вузе, 2 раза–48%, 1 раз –5%. 10% респондентов не завтракают, 36% –делают это от случая к случаю, и только 55% –делают это ежедневно. Каждый день употребляют в пищу овощи 43% учащихся, 43% –от одного до 3-х раз в неделю, 12% –2–3 раза в месяц, а 2% вообще не едят овощей. Аналогичная картина с употреблением в пищу фруктов. Здоровьесберегающий подход в содержании психолого-педагогической части образования может быть представлен в виде интегрированного курса теоретических, практических и методических основ формирования, сохранения и укрепления здоровья студентов. В качестве задач могут выступать такие, как: обогащение студентов теоретическими знаниями о здоровом образе жизни; формирование практических умений и навыков сохранения, укрепления и коррекции здоровья как ценности; расширение опыта деятельности студентов в сфере здоровьесбережения; контроль среды жизнедеятельности, что может содействовать актуализации потребности студентов в сохранении и укреплении своего здоровья. Включение в учебный план вуза таких интегративных спецкурсов, как «Культура здоровья», «Культура здорового образа жизни студентов», «Основы культуры здоровья» может быть решением вопроса выбора стиля жизни в отношении здоровья, расширении когнитивного опыта студентов, развитии аналитических умений в определении собственных «маршрутов» здравотворческой деятельности, формировании мировоззренческой позиции. В сфере здоровья необходимы следующие направления деятельности: создание ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ соответствующей здоровой предметно-пространственной среды вуза, обусловливающей ЗОЖ субъектов педагогического процесса; создание нормативно-регламентирующих и
научно- методических предпосылок поддержки здорового образа жизни для всех участников образования; интеграция учебной и вне-учебной работы по здоровьесбережению, представляющей студентам широкий выбор форм и видов активной деятельности; культивирование целостного отношения к ресурсам собственного здоровья на мировоззренческом уровне; участие в пропаганде и рекламе здорового образа жизни, «моды на здоровье»; активное противостояние вредным привычкам; посещение соревнований по различным видам спорта; здоровьеориентированная деятельность вузовской службы здоровья, осуществляющей медико-психологическое и социально- педагогическое сопровождение образовательного процесса; формирование
санитарно-гигиенической культуры, навыков организации труда и разумного отдыха, комфортных условий образовательной деятельности; использование поисковых
способов научно- исследовательской деятельности в аспекте здоровьесберегающего образования; внедрение системы психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья студентов
Конкурентоспособность –социально ориентированная система способностей, свойств
и качеств личности, характеризующая её потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Образовательный процесс в вузе должен ориентировать студента на овладение совокупностью ключевых компетенций (информационных, профессиональных, коммуникативных, межкультурных, социальной ответственности за собственную жизнь), в том числе и здоровьесберегающих, что в дальнейшем обеспечит личности конкурентные преимущества в профессиональной деятельности.2
1
http://www.vevivi.ru/best/
2
http://elib.altstu.ru/elib/
Информация о работе Состояние здоровья, как фактор конкурентоспособности