Совершенствование системы управления в сфере физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка практических рекомендаций по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты сущности управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне;
проанализировать состояние и систему управления физической культурой и спортом в городе Новокузнецке;
разработать рекомендации по улучшению организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт на муниципальном уровне.

Файлы: 1 файл

СМУ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной. Для этого на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации необходимо разработать и реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных учреждений, региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы).

Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг [20, с.161].

Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.

Для решения этих проблем необходимо:

  • проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;
  • включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости;
  • обустройство, где позволяют возможности, комнат здоровья, психологической разгрузки, введение в цехах, производствах, на участках, где численность трудящихся достигает 500 человек, должности инструктора производственной физической культуры;
  • принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;
  • формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости ведения здорового образа жизни [22, с. 20].

Развитие физической культуры и спорта для трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе.

Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то, что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей – в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9).

Основные направления в этой работе:

  • создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
  • открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
  • разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
  • подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
  • разработка и издание специализированных методик и программ;
  • подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм [24, с.386].

Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий физической культурой и спортом. Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны действующей власти всех уровней, в первую очередь местных органов исполнительной власти и муниципальных образований. Такая помощь в приоритетном порядке должна оказываться многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения.

Кроме этого, необходимо отметить, что здоровый образ жизни формируется с детства, и чтобы ребёнку привить его, необходим кропотливый труд родителей. Детей с раннего возраста нужно приучать к физической культуре и главное, чтобы ребёнок сам осознал необходимость физического воспитания. Фундамент должны закладывать родители.

 

Глава 2 Анализ деятельности органов местного самоуправления по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта

 

2.1 Общая характеристика деятельности и управления Комитета по физической культуре, спорту и туризму г. Новокузнецка

 

Комитет по физической культуре, спорту и туризму (далее – Комитет) является структурным подразделением Администрации г. Новокузнецка.

Комитет взаимодействует со всеми функциональными, отраслевыми и территориальными органами администрации города. Деятельность комитета координирует Первый заместитель Главы города.

Комитет наделен правами юридического лица, является муниципальным учреждением. Имеет смету расходов и доходов, лицевые счета, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Основными задачами Комитета являются:

  • прогнозирование развития и осуществление целей массового спорта, как основного средства всестороннего и гармоничного развития личности, спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва, развития инвалидного спорта;
  • реализация единой политики в области внедрения научного исследования, распространения передового педагогического опыта;
  • осуществления перспективного планирования развития отрасли, координация строительства, реконструкции, текущих и капитальных ремонтов;
  • реализация кадровой политики в области физкультуры и спорта, повышения квалификации спортивных работников, присвоение спортивных разрядов, званий, судейских категорий;
  • организация и проведение соревнований различного уровня и осуществление оздоровительно - профилактических мероприятий;
  • совершенствование финансово-экономического механизма функционирования системы физического воспитания и спортивного совершенства в городе;
  • пропаганда, формирование у жителей города устойчивых жизненных позиций по ведению здорового образа жизни и распространению передовых знаний.

Функции комитета:

    1. разрабатывает программы и осуществляет организационное, нормативное, методическое руководство и координацию деятельности, направленной на развитие физической культуры среди населения;
    2. обеспечивает проведение научных исследований в области спорта, внедряет результаты научных исследований в практику;
    3. ежегодно утверждает сводный календарный план спортивно-массовых мероприятий и учебно-тренировочных сборов, координирует его выполнение, принимает участие в его реализации;
    4. осуществляет организацию летнего отдыха учащихся спортивных школ;
    5. совместно с федерациями по видам спорта организует проведение соревнований различных уровней, осуществляет подготовку сборных команд и обеспечивает их участие в Чемпионатах, первенствах области, Российской Федерации, международных соревнованиях;
    6. изучает потребность и совершенствует структуру сети физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, спортивных школ в городе, спрос населения на услуги физической культуры, планирует развитие этой сети, внедряет новые виды услуг;
    7. обеспечивает горожанам возможность выбора для занятий любыми видами спорта;
    8. рассматривает в установленном законом порядке обращения граждан и юридических лиц;
    9. координирует строительство сооружений и объектов, связанных со сферой физической культуры и спорта;
    10. осуществляет контроль за эффективностью использования и безопасностью эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, независимо от их ведомственной принадлежности;
    11. изучает потребность в специалистах по физической культуре и спорту, готовит кадровый резерв руководящих кадров для физкультурных подразделений;
    12. осуществляет сбор информации в соответствии с формами, утвержденными органами статистики;
    13. осуществляет пропаганду передовых знаний по физической культуре и спорту, обеспечивает выпуск научно-методической литературы и агитационно-пропагандистских материалов по вопросам физкультуры и спорта;
    14. ведет учет и отчетность по физической культуре и спорту, утверждает рекорды и достижения города по видам спорта;
    15. присваивает в установленном порядке судейские категории, спортивные разряды, ходатайствует о награждении почетными званиями, правительственными наградами;
    16. изучает и обобщает опыт организации работы в сфере физической культуры и спорта в городе

 

2.2 Анализ показателей вовлеченности  молодежи г Новокузнецка в  физическую культуру и спорт

 

В 2012 году Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации города Новокузнецка работал в рамках межведомственной целевой программы развития детско-юношеского спорта «Спортивный резерв России», реализация которой планируется до 2014 года. Данная программа ориентирована на комплексное решение проблем развития физической культуры и спорта.

В рамках реализации данной программы в 2012 году комитетом проводилась целенаправленная работа по развитию физической культуры и спорта среди жителей города Новокузнецка, велась работа по созданию нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы, работа по поиску наиболее эффективных форм работы с подростками и детьми в физкультурно-оздоровительных, спортивных клубах и центрах.

Статистический анализ 2012 года показывает, что физической культурой и спортом в городе Новокузнецке занимается 131.462 человек. В сфере физической культуры и спорта работает 1.173 специалиста.

Одной из приоритетных задач 2012 года являлась создание условий для активных занятий физической культурой и спортом. Пытаясь решить данную задачу в 2012 году, к услугам новокузнечан было предоставлено:

- 1.151 спортивное сооружение, в том  числе:

- Дворец спорта кузнецких металлургов,

- 2 малые ледовые арены, городской теннисный центр,

- 4 стадиона,

- 16 плавательных бассейнов,

- 4 горнолыжных комплекса,

- футбольное поле с искусственным  покрытием 5 поколения,

- 2 манежа – легкоатлетический и футбольный,

- 568 спортивных залов, 535 плоскостных сооружений,

- 38 ледовых площадок и хоккейных  коробок, которые в свою очередь  всегда очень востребованы среди  горожан разного возраста.

Работая над реализацией такого направления программы «Спортивный резерв России» как развитие материально-технической базы плоскостных сооружений, расположенных на территории города Новокузнецка в 2012 году в рамках программных мероприятий были:

- проведены ремонтно-восстановительные работы на плоскостных сооружениях образовательных учреждений и учреждениях спортивной направленности на сумму 90 тысяч рублей.

- организованы и проведены соревнования  по летним и зимним видам  спорта среди детей и подростков  по месту жительства.

- построен спортивный зал для  занятий панкратионом в Кузнецком  районе за счет внебюджетных  средств составивших; 1,5 миллиона  рублей.

- приобретено поле с искусственным  покрытием в 2012 году на сумму 6 мил.332 тыс.139 рублей.

Актуальной в 2012 году была проблема организации спортивно-массовой работы, укрепилась тенденция к положительной динамике в части проведения свыше семисот спортивно-массовых мероприятий по 41 виду спорта, в которых приняли участие свыше 20 тысяч человек. В 2012 году проведены корпоративные спартакиады на крупных промышленных предприятиях, мероприятия, посвященные профессиональным праздникам: Дню физкультурника, Дню металлурга, Дню шахтера и другие. В 2012 году были организованы массовые соревнования, как: «Лыжня России», «Кросс наций», «Оранжевый мяч», «Российский азимут». В 2012 г. проведена XXVI традиционная летняя спартакиада, посвященная Дню независимости России и Дню города по 12 видам спорта, в финале которой приняли участие свыше 1,5 тысяч новокузнечан. В декабре 2012 года была и организована спартакиада между комитетами администрации города и подведомственных учреждений комитета социальной защиты и комитета по физической культуре, спорту и туризму. Мероприятие было освещено в СМИ города.

Наиболее популярными видами спорта среди горожан остаются: хоккей, футбол, регби, шахматы, легкая атлетика, настольный теннис, художественная гимнастика и др.

В городе работает 4 специализированных детско-юношеских спортивных школы олимпийского резерва.

Данные учреждения ориентированы на спорт высоких достижений, воспитывая Лучшие команды Кузбасса, спортсменов, ставших чемпионами России, участниками олимпийских игр в составе сборной страны. 15 детско-юношеских спортивных школ, каждая из которых – это мир спорта, творчества и здоровья, где на сегодняшний день созданы все условия для занятий физической культурой и спортом. Каждая из спортивных школ - это центр микросоциального пространства для детей и подростков в котором они имеют возможность самореализовать себя по выбранным видам спорта. А таких желающих на сегодня 12.531 человек. Сегодня хочется отметить положительную тенденцию, которая прослеживается в том, чтобы ориентировать своих воспитанников на тренерскую работу в ДЮСШ. А это значит у детско - юношеского спорта Новокузнецка хорошие перспективы.

На территории города работают так же областные учреждения: областная школа высшего спортивного мастерства № 2 – центр спортивной подготовки, училище олимпийского резерва, областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по пулевой стрельбе. Эти учреждения приумножают те результаты, о которых сегодня хочется говорить.

В 2012 году в городе подготовлено:

3 – мастера спорта международного  класса.

Информация о работе Совершенствование системы управления в сфере физической культуры и спорта