Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 17:03, реферат
Важной составной частью государственной социально экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.
Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ИСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Реферат
По дисциплине «Физическая Культура»
На тему «Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как действительные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования»
Выполнила
Студентка группы 14Э2
Кучаров.А.Ф.
Проверил
Скляров А.В
Важной составной частью государственной социально
Основная цель политики государства в области физической
культуры и спорта - оздоровление нации,
формирование здорового образа жизни населения,
гармоничное воспитание здорового, физически крепкого
поколения, а также достойное выступление
российских спортсменов на крупнейших
международных спортивных соревнованиях.
Физическая культура и спорт (ФКС) - одна
из самых быстро развивающихся за последние
десятилетия отраслей социальной сферы
во всем мире. Данная отрасль имеет свою
специфику, которая проявляется в двойственной
природе услуг ФКС: потребительском начале,
с одной стороны и производственно-
Инвестирование в ФКС обладает важным социальным
эффектом - созданием дополнительных рабочих
мест не только непосредственно в спортивной
отрасли, но и в смежных отраслях и производствах.
Создание новых рабочих мест - это не только
рост экономики, но и во многом решение
социальных проблем государства: снижение
безработицы, улучшение социального климата в обществе.
По данным отечественных и зарубежных ученых,
здоровье человека только на 10-15% зависит от
деятельности учреждений здравоохранения.
А на 50-55% - от условий и образа жизни людей,
важной составляющей частью которого
являются активный отдых и физическое совершенствование.
В своем выступлении на Совете при Президенте
РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев
отметил, что для развития массового спорта
и спорта высоких достижений в стране
есть все необходимые ресурсы, и указал
на необходимость принятия экстренных
мер по модернизации спортивной сферы.
В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии
реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее
время, снова происходит реформирование
в области управления ФКС: Федеральное
агентство по физической культуре и спорту
(Росспорт), которое осуществляло руководство сферой
ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия
созданному 12 мая 2008г. Указом Президента
РФ Министерству спорта, туризма и молодежной
политики (Минспорттуризм России) под руководством
В. Мутко. «Министерство спорта, туризма и молодёжной
политики Российской Федерации осуществляет
координацию и контроль деятельности подведомственных
ему Федерального агентства по делам молодежи,
Федерального агентства по туризму и Федерального
агентства по физической культуре и спорту.
Минспорттуризм России является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере физической культуры, спорта, туризма
и молодежной политики».1
Существенным фактором, определяющим развитие
ФКС, является материально-техническое
обеспечение.
К материально-технической базе (МТБ) физической
культуры и спорта относятся физкультурно-
Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу,
которая включала в себя разветвленную сеть
учебно-тренировочных баз и
В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными
Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных
сооружений сократилась примерно на 20%
. По данным федеральной службы государственной
статистики, сегодня эта сеть составляет
225 тыс. единиц, которые могут единовременно
принять около 5 млн. человек, что соответствует всего лишь
17% действующего норматива единовременной
пропускной способности спортивных сооружений.
Сложившаяся в Российской Федерации сеть
физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений характеризуется не только
недостаточным количеством: в ряде случаев
многие объекты не отвечают техническим
и санитарно-гигиеническим требованиям,
неравномерно размещены по России.
По сравнению с 2001 г. общее число штатных
работников физкультурно-спортивных организаций
увеличилось более чем на 45 тыс. человек,
что составляет 18,2%.
За этими цифрами стоит следующая картина:
обеспечение населения России кадрами ФКС
составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не
более 20 работников, а норматив - 26 работников.
Иными словами, кадровый недобор. Действительно,
сегодня в российской школе учитель физкультуры
- едва ли не самый дефицитный преподаватель.
Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов
производственной гимнастики на предприятиях
и в организациях.
Между тем, в настоящее время в России подготовка
кадров ФКС осуществляется по одному направлению
и шести специальностям в 219 образовательных
учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
При этом в системе Госкомспорта России
работают: 13 высших учебных заведений,
имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на
2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных
заведений, включая 2 колледжа в составе
академий; 7 докторантур; 12 аспирантур;
6 докторских и 9 кандидатских диссертационных
советов; 2 образовательных учреждения
и 11 структурных подразделений
ФКС России испытывает дефицит и в отношении научно-
Существует еще одна значимая кадровая
проблема: кадры для работы на современных физкультурно-
За последние годы в связи с профессионализацией
и коммерциализацией спорта обострилась
конкуренция на международной арене, а наша
страна продолжает терять ведущие позиции во
многих видах спорта. Научный анализ результатов работы
спортивных школ, проведенный специалистами
по детско-юношескому спорту показывает,
что современное развитие спорта высших
достижений в России целиком и полностью опирается на
детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться
ведущей спортивной державой, необходимо
создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных
школ и качественной подготовки спортивного
резерва.
Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная
динамика по показателям состояния сферы ФКС,
и к таким тенденциям относятся:
- рост сети физкультурно-спортивных сооружений,
а также рост числа занимающихся физической
культурой и спортом;
- рост затрат на 1 человека, занимающегося
ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося
в спортивной школе;
- рост средств, выделенных из федерального
бюджета на проведение всероссийских
и обеспечение участия в международных
соревнованиях спортсменов-инвалидов;
- увеличение объема финансирования ФКС
из федерального бюджета, увеличение капитальных
вложений на развитие баз и центров олимпийской
подготовки из федерального бюджета;
- рост численности кадров ФКС, количества
присвоенных спортивных разрядов и званий,
количества клубов ФКС по месту жительства,
а также физкультурно-оздоровительных
центров предприятий и организаций.
При этом указанные тенденции не носят случайного
характера, поскольку обеспечены новым Федеральным законом
«О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а
также Федеральной целевой программой
«Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2006-2015 годы»
(ФЦП), рядом региональных спортивных программ
и подпрограмм. Так же подготовлен проект
Концепции развития детско-юношеского
спорта на 2009 - 2015 годы.
Новый Закон о физической культуре и спорте
поднимает социальную значимость массового спорта.
Так, основными принципами законодательства
провозглашаются (в том числе): «обеспечение
права каждого на свободный доступ к физической
культуре и спорту как к необходимым условиям
развития физических, интеллектуальных
и нравственных способностей личности,
права на занятия физической культурой и спортом
для всех категорий граждан и групп населения»,
а также «содействие развитию физической
культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными
возможностями здоровья и других групп населения,
нуждающихся в повышенной социальной защите»2.
Закон о спорте решает многие вопросы самостоятельно.
Но есть значимая часть, которая потребует изменений
в Налоговом кодексе, Законе о земле, Законе
об образовании. Например, нужны изменения в Законе
об образовании, относительно детских спортивных
школ. Необходимы изменения в налоговом
законодательстве, чтобы заработал механизм
налоговых льгот и послаблений бизнесу,
который помогает детскому и инвалидному спорту.
В процессе занятия спортом между людьми
возникают многочисленные связи, которые проявляются в
передаче знаний, опыта, навыков. Спорт
органично включен в целостную отлаженную
социально-педагогическую систему, он
является одним из действеннейших факторов
воспитания личности, особенно в детском и юношеском
При освоении нового вида деятельности,
каковым является и спорт, значительно
расширяется круг участников педагогического
процесса. Специалисты спорта передают
соответствующие знания и умения своим
воспитанникам, формируя тем самым личность
спортсмена.
Спорт высших достижений формирует такие
важные качества, как честность, чувство
долга, уважение к сопернику, гордость
за принадлежность к определенной команде,
и другие. Так, в некоторых видах спорта,
например в большом теннисе, существуют
негласные кодексы чести спортсмена. А
такой на первый взгляд агрессивный вид
спорта, как профессиональный бокс, способствует
развитию у спортсменов определенных
нравственных качеств.
Роль спорта в формировании личности человека
всегда проявлялась особенно значимо.
В различных общественно-
Реальное воспитательное значение спорта
зависит от участников образовательного
процесса и, прежде всего, от тренеров.
С одной стороны, могут возникнуть условия,
способствующие формированию высокомерия,
чрезмерной гордыни, резкого противопоставления
себя окружающим, что способствует проявлению
«звездной болезни». С другой стороны,
при правильно организованном педагогическом
процессе, формируется социально значимая
личность спортсмена, способного к достижению
высоких результатов не любой ценой, а
на основе научно организованного тренировочного
процесса. Современные научные знания
и прогрессивная социально-педагогическая
технология по освоению новых видов и
форм деятельности исходят из того, что
все участники образовательно-обучающего
процесса взаимодействуют активно. Внешние
воздействия субъекта обучения сочетаются
с активной творческой познавательной
внутренней реакцией объекта, на которую
обращены эти воздействия.
Спорт решает задачи всестороннего развития
целостной личности в учебно-воспитательном
процессе. Эти задачи достигаются при соблюдении
определенных теоретико-методологических
положений.
Cогласно планам Федеральной программы,
за десять лет в нашей стране будет построено
4000 спортивных объектов самого высокого
технологического уровня. Это - 750 бассейнов,
столько же спортивных залов, более 1000
физкультурно-оздоровительных и спортивных
комплексов и сооружений. Это - спортивные
залы, хоккейные корты с искусственным
льдом, футбольные поля с искусственным
покрытием. Помимо предусмотренного программой
строительства футбольных полей в дополнение
к ФЦП была принята футбольная подпрограмма,
которая предусматривает строительство
порядка 600 искусственных полей, десяти
крытых футбольных манежей. Кроме того,
программой. С давних времен проблема сохранения
здоровья человека была одной из важнейших
и уже в глубокой древности к физической
культуре относились как к составляющей
здоровья. Древнеиндийский сборник "Аюрведа"
свидетельствует, что коренное население
страны в 2000 г. до нашей эры занимались
оздоровительной гимнастикой, гармонично
сочетая ее с массажем и специальными
растираниями.
Особое внимание заслуживает развитие физической культуры в Древней Греции. Их система физического воспитания ставила конкретную цель - подготовить сильного, смелого, выносливого воина, умеющего хорошо бегать, прыгать метать копье, владеть приемами борьбы. Апофеозом стали античные Олимпийские игры. Отчет их ведется с 776 г. до нашей эры. Почти 300 раз встречались древние атлеты в спортивных поединках в г. Олимпии. Общеэллинские фестивали прекратились в 384 г. нашей эры после того, как римский "император Востока и Запада" Феодосий I объявил Игры нечестивыми и запретил их проведение. Возродились современные Олимпийские игры в 1896 году, они были проведены в Афинах.
В Европе подобное направление развилось лишь в эпоху Возрождения. Поиски идеальных систем сохранения здоровья привели гуманистов Италии, Франции, Германии и других стран к античной гимнастике, основу которой составлял бег.
В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире. Решение вопросов, касающихся здоровья нации и физического воспитания, нашло широкое отражение в государственных документах Украины: в государственном стандарте образования, в Концепции физического воспитания в системе образования Украины, в Целевой комплексной программе "Физическое воспитание - здоровье нации".
Физическая культура многофункциональна. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма человека. Изменяя характер и величину тренировочных нагрузок, можно целенаправленно влиять на течение адаптационных процессов и тем самым укреплять различные органы, развивать важнейшие физические качества. Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:
§ повышения тонуса центральной нервной системы;
§ улучшения свойств нервных процессов - силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;
§ усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
§ увеличения общего объема циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина;
§ развития мышечной системы;
§ совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;
§ улучшения кровообращения мышечных волокон;
§ развития адаптационных способностей организма;
§ утолщения костной ткани, ее большей прочности, большей подвижности суставов;
§ нормализации обмена веществ в организме;
§ совершенствования регуляции функций организма;
§ профилактики гиподинамии;
§ избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;
§ улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.
Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс адаптации, т.е. приспособления функций разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость координируется центральной нервной системой. Ее тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных процессов, их сила, уравновешенность, совершенствуется регуляция всех функций организма. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление.
Основными причинами возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз и другие) являются: гиподинамия, неврогенный (стрессовый) фактор и неправильное питание.
Сердце, не получая необходимой нагрузки, постепенно теряет способность быстро и правильно реагировать на различные физические напряжения, возникает явление и "детренированного сердца", которые теперь могут наблюдаться даже и 25-30-летних. Ослабевает работа и так называемого "периферического сердца" - скелетных мышц, которые присасывающе - нагнетательным действием способствуют движению крови по сосудам. Нетренированное сердце гораздо чувствительнее к нервно-эмоциональным перегрузкам. А возникающее при малоподвижном образе жизни нарушение обмена веществ ведет к развитию атеросклероза.
Результаты многочисленных исследований зарубежных и отечественных ученых позволили установить, что наиболее благоприятной физической нагрузкой для укрепления сердечно-сосудистой системы является такая, при которой пульс достигает 130 ударов в минуту. Этот средний ориентир доступен людям разного возраста, гарантирует от перегрузок и обеспечивает в то же время надежный тренировочный эффект.
Физические упражнения благотворно влияют на деятельность дыхательной системы, способствуя увеличению жизненной емкости легких, более продуктивному использованию кислорода из вдыхаемого воздуха.
Систематические занятия оказывают позитивное влияние ан костно-мышечную систему организма человека. Например, легкоатлетические упражнения вызывают утолщение костной ткани, усиление ее прочности, обеспечивают большую подвижность суставов, эластичность и прочность связочного аппарата.
Благодаря разрастанию мышечных волокон улучшается их кровоснабжение. Так, в тренированной мышце на 100 мышечных волокон приходится в среднем 98 капилляров, а в нетренированной - только 46. в крепких мышцах накапливается больший запас энергетических веществ гликогена, креатинфосфата, а содержание миоглобина в 2-2,5 раза выше, чем в нетренированных. Кроме того, повышается возбудимость и подвижность нервно-мышечного аппарата, улучшается быстрота, точность и координация движений.
Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте они направлены на совершенствование физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности, профилактику заболеваний, которые могут развиться в более старшем возрасте.
Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений.
Естественно, физические нагрузки обязательно должны быть адаптированы к каждому конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку с учетом их возраста, пола, физических возможностей, состояния здоровья. Только в этом случае раскроются в полной мере все слагаемые развивающей функции физической культуры.
Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.
2. Средства и
методы оздоровительной
Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом - кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.
В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.
Характер воздействия физической тренировки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:
1 тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;
2 тип - циклические упражнения
смешанной аэробно- анаэробной направленности,
развивающие общую и
3 тип - ациклические упражнения,
повышающие силовую
Исследования Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим фактором, определяющим физическую работоспособность людей среднего возраста, является именно общая выносливость, которая оценивается по величине МПК .
Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта