Современные подходы к физическому воспитанию детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:50, реферат

Описание работы

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Файлы: 1 файл

Современные подходы к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Современные подходы к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В настоящее время  состояние здоровья детей в нашей  стране вызывает серьезную озабоченность  общества. По данным НИИ гигиены  и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка. Формируется личность человека.

Именно средства физического воспитания для детей в дошкольных учреждениях общедоступны. Многолетняя работа с детьми, научные исследования отечественных ученых в области психологии и физиологии позволили прийти к убеждению о необходимости создания своего пути развития в данной области,  направленного на всестороннее гармоничное  физическое развитие, образование, воспитание и оздоровление детей.         

Цель системы  образования и оздоровления: сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей  средствами физического воспитания.

Основные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков, формирование психофизических качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- обеспечение психического и физического благополучия.

 

 

 

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми по физической культуре.

Основной формой работы по физическому воспитанию, конечно же, являются физкультурные занятия. Методика проведения занятий осуществляется по типовой программе, и вместе с тем, все чаще имеют место различные подходы к оздоровлению детей. То есть, настоящая система не исключает соединения положительных качеств существующих, и вновь разработанных форм проведения занятий с дошкольниками. Введение в структуру занятий упражнений оздоровительной направленности, позволяют:

  1. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
  2. Формировать культуру здоровья.
  3. Сформировать навыки объективной оценки собственных двигательных возможностей при решении двигательных задач.
  4. Проводить профилактику различных заболеваний.

 

                Неотъемлемыми элементами предлагаемой системы являются различные оздоровительные упражнения, используемые в разных частях занятия, в зависимости от своего специфического назначения.

Дыхательная гимнастика.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры повышает сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. Упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Дыхательные упражнения рекомендуется проводить перед общеразвивающими упражнениями.

Пальчиковая гимнастика.

Среди разнообразия двигательно-оздоровительных моментов, организованных на занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики рук, в том числе и пальчиковой гимнастике. Пальчиковые игры – веселое, увлекательное и полезное занятие. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, координацию движений, творческие способности и фантазию.

 

 

Точечный массаж.

Точечный массаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Его оздоровительная направленность заключается в надавливании подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Упражнения точечного массажа учат детей, сознательно заботится о своем здоровье, и являются профилактикой простудных заболеваний.

Игровой самомассаж.

Массаж – это система приемов механического воздействия на тело при помощи рук. Влияние массажа на кожу выражается в местном повышении температуры, в приливе крови к массируемому участку. При массаже улучшается кожное дыхание, увеличивается секреция сальных и потовых желез. Массаж утомленных мышц снимает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости, повышает работоспособность.

Динамические упражнения.

Динамические упражнения – это разнообразные вращательные движения. Они способствуют повышению подвижности суставов, тренировки мышц восстанавливают кровоснабжение в конечностях, тренируют вестибулярный аппарат. Динамические упражнения включаются в комплекс общеразвивающих упражнений.

Логоритмика.

Логоритмика основана на тесной связи слова, движения и музыки, и направлена на развитие речевой и двигательной деятельности ребенка. Ведь дети, которые попадают в логопедические группы, зачастую имеют проблемы с координацией движений, что мешает им легко ориентироваться в пространстве и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает логоритмика. Логоритмические занятия направлены на развитие, памяти, внимания и творческих способностей детей.  

Упражнения для профилактики нарушения  осанки. 

Обучение правильной осанке направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний малоподвижного режима, характерного для учебной деятельности.  Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами. Случаи неправильной осанки являются проявлением общей функциональной слабости организма. Для профилактики нарушений осанки у дошкольников, необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие функциональным возможностям ребенка.  

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Плоскостопие, то есть, деформация сводов стопы – довольно частое заболевание опорно-двигательного аппарата детей, вызывающее жалобы на быструю утомляемость и боль в ногах при длительной ходьбе. Статическое плоскостопие развивается от ряда причин: избыточная масса тела, ношение тяжестей, ношение обуви на твердой подошве и другое. Для укрепления мышц свода стопы, рекомендуется корригирующая ходьба, ходьба босиком по различным поверхностям, захваты пальцами ступни мелких предметов и т.д..

Упражнения с использованием мягких модулей.

Мягкие модули являются хорошим средством для развития функциональных и двигательных возможностей детей, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные  эмоции у ребенка. Мягкие разноцветные колеса, дуги, ступеньки, горки, колонны, кубы, маты способствуют повышению интереса к занятиям, повышению физической подготовленности и оздоровлению детей, в зависимости от поставленных задач. Свободная игра с использованием мягких модулей, когда дети по своему замыслу, могут создавать разные конструкции и творчески обыгрывать их, способствуют развитию творческой активности, воображению и раскрепощенности.

Упражнения в сухом бассейне. 

Во время занятий в сухом бассейне ребенок получает общий массаж тела без массажиста. При этом развивается координация движений и связочно-мышечный аппарат. Сухой бассейн удовлетворяет потребности ребенка в гармоничных движениях, снижает уровень психоэмоционального напряжения. Такие упражнения включаются в заключительную часть занятия по физической культуре.

Упражнения на расслабление.

Психофизическая тренировка является разновидностью аутотренинга. Она построена на использовании специальных и дыхательных упражнений. Релаксация основана на способности человека, мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. Упражнения на расслабление используются в заключительной части занятия.

Ритмическая гимнастика.

Круг задач у ритмической гимнастики широк: от оздоровления, повышения физической подготовленности, до развития музыкальности и чувства ритма. Упражнения ритмической гимнастики воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют формированию правильной осанки. Особенностью ритмической гимнастики является непрерывность движений под музыку в различных темпах. Применяется в виде утренней гимнастики или ритм-блоков различной направленности, как часть физкультурного занятия.

Веселый тренинг.

Образные упражнения с элементами акробатики позволяют детям в игровой форме развивать физические качества, укреплять мышцы. Все упражнения имеют названия, символизирующие персонажей известных сказок. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. Проводятся после основных видов движений в течение 2минут.

Упражнения с использованием коррекционных мячей-фитболов.

Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Лечебный эффект обусловлен воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса,  формируют правильную осанку, улучшают обменные процессы.


Информация о работе Современные подходы к физическому воспитанию детей дошкольного возраста