Современный спорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Современный спорт — это довольно сложное и полифункциональное социальное явление, которое, конечно, претендует на особое место в общественной жизни и требует отдельного научного изучения.

Достаточно сказать, что современный спорт нельзя рассматривать как моноявление, учитывая его многогранность и полифункциональность. Уже с начала XX в. существуют следующие разновидности спорта:

массовый спорт, в котором действует соревнование и ценится высокий спортивный результат, причем в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации;

профессиональный спорт, обусловленный коммерческими интересами и являющийся источником существования спортсменов;

Файлы: 1 файл

Социология ФК и спорта реферат.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

Современный спорт — это  довольно сложное и полифункциональное социальное явление, которое, конечно, претендует на особое место в общественной жизни и требует отдельного научного изучения. 
 
Достаточно сказать, что современный спорт нельзя рассматривать как моноявление, учитывая его многогранность и полифункциональность. Уже с начала XX в. существуют следующие разновидности спорта:

  •  
    массовый спорт, в котором действует соревнование и ценится высокий спортивный результат, причем в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации;
  •  
    профессиональный спорт, обусловленный коммерческими интересами и являющийся источником существования спортсменов;
  •  
    олимпийский спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма.

 
Если подойти к феномену спорта с позиций дифференциации, то имеет  место многоликость социальной природы  спорта, поскольку она включает в себя самые разнообразные виды деятельности: Олимпийские игры, шахматы, бильярд, игра в карты, путешествие на яхте... Если говорить о спортивном инвентаре, то в одних видах спорта — это автомашина, мотоцикл, самолет, модель, в других — мяч, городки, лента, обруч, винтовка, лыжи, коньки... 
 
Площадки и место спортивных занятий — каток, канал, поле, корт и т.д. Занятия могут проходить на открытом воздухе, в залах, стрелковых тирах, на гребных каналах, велотреках, трассах и т.д. 
 
Поэтому очень трудно сформулировать единое понятие «спорт». Так, известный в мире теоретик спорта Н.И.Пономарев пишет: «Спорт — это социальный институт воспитания, имеющий характер игровой физической деятельности» [10]. Более точное определение, подчеркивающее соревновательную сущность спорта, дает В.М.Выдрин: «Спорт — это игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества» [3]. Именно соревновательная деятельность и подготовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от физической культуры. 
 
В. И. Столяров подчеркивает, что в ходе соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов складываются определенные социальные отношения, которые опираются на конкретную систему ценностей и осуществляются на основе определенных норм, принципов и т.д. [12]. 
 
Учитывая многообразие этого явления, Л.П.Матвеев [8] дал определение спорта в широком и узком смысле. Он предлагает понятие «спорт» (в широком смысле слова) использовать для обозначения всего комплекса взаимосвязанных со спортом явлений: собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. 
Такое понимание спорта существенно отличается от восприятия его как занятий физическими упражнениями в массовых формах физической культуры. 
 
Будучи одной из человеческих и социальных ценностей, физическая культура выступает с программой совершенствования природной основы человека, его физической организации, а также как культура образа жизни людей, человеческого общества в целом. Поэтому в определенном смысле она становится предпосылкой других уровней общекультурного бытия: культуры мировоззренческой, политической, нравственной и т. п. Более того, физическая культура специфически способствует проявлению индивидуальности и тем самым участвует в реализации главной цели общества — совершенствовании человека. Она создает условия для его духовного обогащения, по существу выполняет те же функции, которые характерны для общечеловеческой культуры в целом. Физическая культура ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности. 
 
Физическая культура выполняет специфически личностную функцию — компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности. Можно утверждать, что на современном этапе общественного прогресса начинает действовать закон возрастания общечеловеческой потребности в различных видах физической культуры в качестве стимулятора гармонизации человека, преодоления его частичности, воссоздания целостности его личной структуры. 
 
Физическая культура по природе своей полифункциональна. Круг ее социально-экономических функций постоянно расширяется, во многом качественно трансформируется. 
 
Физическую культуру нельзя рассматривать с чисто утилитарных позиций, поскольку занятия различными ее видами просто увлекательны, приносят человеку радость, удовлетворяют его естественную потребность в движении, полноценном отдыхе, общении и т. п. 
 
Дефицит двигательной активности и стрессы в современных условиях развития общества являются важнейшими причинами тех негативных изменений в состоянии здоровья населения, которые наблюдаются сегодня во всех экономически развитых странах. Гиподинамия и нервные перегрузки не только ослабляют сопротивляемость организма человека, но и служат причиной тяжелых патологических явлений, в значительной мере обусловливая рост сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, психических и целого ряда других «болезней века». Медики в этой связи единодушно указывают на развитие физической культуры как одного из основных направлении профилактической работы. Занятия различными видами физической культуры рассматривают- 
 
ся как фактор борьбы с гиподинамией и путь к здоровой психоэмоциональной деятельности. Систематические занятия постепенно превращаются в обязательное условие нормального функционирования человека.

Особенности генезиса и развития физической культуры и спорта определили их специфическое функциональное содержание. Во многом их функции совпадают, однако целевая направленность различна. В этой связи становится понятным, почему одна и та же функция, например экономическая, имеет в физической культуре и в спорте разное содержание. В физической культуре она проявляется прежде всего через повышение работоспособности и устойчивости организма человека, укрепление его здоровья. Более конкретно экономическая функция физической культуры выражается в следующем: 

  •  
    в повышении и устойчивом сохранении высокой производительности труда, снижении производственного брака;
  •  
    снижении заболеваемости и травматизма;
  •  
    продлении творческого долголетия.

 
Современные представления об экономической  функции спорта в большей степени  связываются с его коммерциализацией  и получением доходов: 

  •  
    от спонсорской деятельности;
  •  
    от продажи телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнований;
  •  
    от рекламных кампаний;
  •  
    от продажи билетов, символики, атрибутики и т.п.;
  •  
    от заключения контрактов со спортсменами, тренерами.

 
Это далеко не полный перечень средств, получаемых от коммерческой стороны спорта. Экономическая значимость спорта давно доказана. Не зря идет ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. 
 
Таким образом, различное содержание экономических функций физической культуры и спорта можно считать одним из важнейших аргументов, обосновывающих их социальную самостоятельность. 
 
Воспитательные функции физической культуры и спорта также имеют свои специфические особенности. Поэтому в современной теории физической культуры появляются понятия физкультурного и спортивного воспитания, существенно отличающиеся друг от друга. 
 
Так, в понятие физкультурного воспитания входит процесс формирования физической культуры личности посредством освоения ее ценностного потенциала. Основными показателями физической культуры как свойства личности являются: забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, «физкультурная ментальность» человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании [7]. 
 
В спортивном воспитании приоритет отдается подготовке личности к соревновательной деятельности. Специфическая для спортивной деятельности направленность на высокий результат предъявляет особые требования к развитию физических и психических способностей спортсмена. Спортивное воспитание позволяет подготовить человека к неординарным физическим и психическим нагрузкам. Особое место спорт занимает в системе самовоспитания. Человек, прошедший школу спорта, как правило, организован, социально активен. Можно привести много примеров, когда спортсмены становились выдающимися людьми и гордостью страны. Спортивное воспитание по своей функции и формам во многом совпадает с физическим воспитанием, но его результаты создают новый компонент человеческой культуры — спортивную культуру. 
 
Одним из важных доказательств существенных различий и методологических несовпадений физической и спортивной культур является осмысление их ценностного потенциала. 
 
Ценности физической культуры особенно ярко проявляются в знаниях и опыте, накопленных человечеством для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Особое значение для человека имеют мобилизационные ценности, которые повышают способность к выживанию в экстремальных ситуациях. Физкультурная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для того, чтобы благополучно пережить создавшиеся неблагоприятные ситуации. 
 
Не вызывает сомнения значимость для человека освоения вале-ологических ценностей физической культуры. К ним относятся накопленные знания, теории и методики использования физических упражнений и др. 
 
Справедливости ради следует сказать, что ценности спортивной и физической культуры во многом совпадают, тем не менее еще раз подчеркнем их функциональное несовпадение. 
 
Специфические ценности спорта обладают высокой интегриро-ванностью и вариативностью. В первую очередь это относится квоспитательной ценности спорта. Воспитывая характер спортсме- 
 
на, закаливая его волю, развивая эстетические чувства, утверждая правила честной игры, мы используем эмоциональные, чувственные,эстетические ценности спорта. 
 
Развитие современного олимпийского движения ведет к возрастанию ценности спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Миротворческая ценность спорта утверждается посредством общения детских спортивных коллективов, студенческих игр, соревнований самого разного ранга, начиная с международных товарищеских встреч и кончая олимпийскими играми. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческих ценностях. 
 
Говоря о своеобразии ценностного потенциала спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных возможностей человека. Осваивая все новые, не изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих способностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, спортивная культура несет в себе одну из важнейших и незаменимых другими видами культуры социальных ценностей. 
 
Проблема взаимоотношений физической культуры и спорта особенно остро проявляется в развитии технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Новые решения и нетрадиционные подходы по существу изменили систему спортивной тренировки, образовав тем самым «пропасть» между массовой физической культурой и культурой спортивной. Разрыв между спортом и физической культурой в технологическом плане очевиден. 

 

 

Изменение векторов взаимоотношений спорта и физического воспитания, пути его интеграции 
 
В последнее десятилетие, как справедливо замечено В. К. Баль-севичем , все заметнее становится тенденция изменения взаимодействия массовой физической культуры, физического воспитания, спорта для всех и олимпийского спорта. Использование высоких спортивных технологий оказывается одним из главных механизмов, обеспечивающих начало сближения физической и спортивной культур, расходившихся до этого в разные стороны. Интеграция на основе общих интересов оказывается наиболее перспективным путем, способным устранить уже ставшее перманентным кризисное состояние физической культуры и спорта в современном обществе. Какие технологические и концептуальные решения необходимо использовать для интеграции, какие приоритеты при этом выбрать? 
Главным инициирующим фактором являются коренные преобразования в современном понимании сущности человека, личности и отношении к нему со стороны общества, которые пока еще не везде находят понимание со стороны правительственных и властных структур. Современное представление о приоритете человека как главной ценности во всей духовной и телесной неповторимости личности заставляет по-другому взглянуть на физическую и спортивную культуру человека, стимулируя поиск путей разрешения этических и правовых несообразностей при взаимодействии физического воспитания и спорта высших достижений. 
 
Использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры оказывается, по нашему мнению, наиболее перспективным путем к интеграции физической и спортивной культур. 
 
Формирование принципиально новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания и спорта для всех открывает новые возможности их совершенствования и способы выявления спортивного таланта. 
 
Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков. 
 
Результатом такого преобразования в методике физического воспитания дошкольников и младших школьников, согласно данным экспериментальных исследований, оказываются темпы приростов показаний их физической подготовленности, соразмерные, а зачастую и превышающие таковые при спортивной подготовке. Таким образом, пространство для поиска и выявления спортивных талантов олимпийского уровня расширяется во много раз главным образом за счет совершенно новых и чрезвычайно благоприятных условий для их раскрытия в разнообразных видах отдельной спортивной деятельности. 
 
Основой же создания новой прогрессивной технологии физического воспитания может служить адаптирование известных высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей, подростков и молодежи. 
 
В методологическом смысле такой подход означает необходимость выявления прежде всего таких принципиальных особенностей спортивной подготовки, которые, во-первых, предопределяют ее никем не отрицаемую успешность и, во-вторых, могут быть реально использованы в практике физического воспитания. 
 
Помимо этого, необходимо выявить особенности спортивной подготовки, которые хотя и вносят вклад в рост спортивной результативности, но уже в таких ее зонах, которые не представляют никакого интереса для целей физического воспитания. 
 
Особо следует отметить необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную спортивную культуру атлета и являются, вероятно, одним из самых высоких достижений спортивной культуры вообще. Сюда можно отнести и методы воспитания бойцовского характера, высоких качеств спортивного рыцарства и благородства, высокую культуру тренировки, восстановления, самоконтроля, а также формирование собранности, организованности и упорства в достижении постав- . ленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех. 
 
Важным фактором успешности внедрения спортивных технологий в физическое воспитание является освоение методов организации учебно-тренировочного процесса и многолетней физической подготовки в рамках физического воспитания школьников. В этом смысле большое значение приобретают методы физкуль-турно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной тренировки. Важно также предусмотреть механизмы переориентации школьника на другой, более подходящий для него вид спортивной или физической подготовки. Категорическим требованием при «спортивных заимствованиях» в физическом воспитании является реализация индивидуального и типологического подходов к физическому воспитанию ребенка, создание условий для свободного выбора им вида занятий; организация такого режима тренировок, который не вызывал бы чрезмерного переутомления, отрицательных эмоций, скуки, а, напротив, постоянно стимулировал бы желание заниматься, прежде всего благодаря постоянному и ясно видимому успеху в преобразовании физического потенциала учащегося, в том числе и его чисто внешних эстетических характеристик. 
 
Такая реализация принципов индивидуального и типологического подходов требует постоянного соотнесения объемов, характера и интенсивности нагрузок с особенностями биологических возрастных периодов, и прежде всего учета их сенситивности для стимуляции развития того или иного физического качества и моторной способности, укрепления и повышения уровня функционального статуса занимающегося. 
 
Таким образом, речь идет о творческом переносе передовых методик, наработанных в области спорта, в практику физического воспитания. Ценностный потенциал спортивной подготовки уникален, поскольку прошел многократную проверку и отбор на самых разных уровнях спортивной подготовки спортсменов. Можно перечислить наиболее яркие и уже доказавшие эффект технологические решения спортивной подготовки. 
 
Во-первых, это приоритет тренировки как основного способа физического преобразования потенциала человека. В физическом воспитании, как правило, присутствуют нагрузки оздоровительного характера, которые, к сожалению, не могут вывести человека на новый уровень физической подготовленности, но особенно важны для развития детей, подростков и молодежи. Нужно успеть использовать благодатный период возраста для выявления и дальнейшего развития тех или иных физических качеств, чему в спорте уже научились. В физическом же воспитании педагогам еще предстоит освоить новые технологические аспекты и организационные формы для решения этих проблем. 
 
Во-вторых, формирование у спортсменов ценностного отношения к процессу спортивной подготовки и участию в нем. Вопрос мотивации — один из сложных в привлечении людей к занятиям физическими упражнениями. В спортивной деятельности он во многом блестяще решен. Само по себе отношение человека к спортивной подготовке является важнейшей личностной ценностью и в то же время общественным, общим достоянием, если рассматривать его как образец для подражания. 
 
Спортсмена высокого класса не нужно зазывать на тренировку, он с увлечением сам работает над техникой, находит свои собственные технологические решения, продумывает весь тренировочный процесс до мелочей. Часто бывает, что спортсмен является сам себе и тренером. Следует внимательно проанализировать мотивационные механизмы формирования ценностного отношения спортсмена к спортивной деятельности. Полученные от такого анализа практические рекомендации позволят во многом решить актуальную проблему привлечения людей к регулярным занятиям физическими упражнениями. 
 
В-третьих, установку большого спорта — нет мелочей — нужно распространить и на физическое воспитание. Например, спортсмен должен вести дневник тренировок, серьезно относиться к своему здоровью, быть организованным, сосредоточенным на своем деле. По многим аспектам спортивной подготовки уже написаны солидные научные труды. И адаптировать к процессу физического воспитания можно многое. Конечно, речь идет не о слепом копировании, а о серьезном анализе и выборе наиболее удачных концептуальных идей и технологий, способных в короткое время сделать процесс физического воспитания интересным и эффективным. Таким образом, процессы интеграции в самое ближайшее время должны пойти более интенсивно и будут способствовать эффективному оздоровлению людей и достижению высоких спортивных результатов.

 

 

 

 

Литература

  1. Балъсевич В. К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсия основных положении теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6.

 

  1.  Балъсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 10.
  2. Выдрин В. М. Теория физической культуры: (Культурологический аспект): Учебное пособие. — Л., 1988.

 

  1.  Ермак И. Р., Пилоян Р. А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7.

 

  1.  Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М., 1982.

 

  1.  Лотоненко А. В., Стеблецов Е.А. Молодежь и физическая культура. — М., 1996.

 

  1. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6.

 

  1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М., 1991.

 

  1. Матвеев Л. П., Полянский В. П. Прикладность физической культуры: Понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 7.

 

  1. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. — М., 1974.

 

  1. Сараф М.Я. Спорт и его гуманистическая сущность (исторический анализ) // Ценности спорта и пути его гуманизации / Сост. и ред. В. И. Столяров. — М., 1996.

 

  1. Столяров В. П., ИпатовД.И. Проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения // Ценности спорта и пути его гуманизации / Сост. и ред. В. И. Столяров. — М., 1996.

Информация о работе Современный спорт