НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
Реферат на тему :
«Специальные физические упражнения
при нарушениях осанки. »
Выполнил:
Студент гр 3 Эк 121 бсз
Рыбаков В.А.
Волгоград
2014
Введение
В современных условиях проблема
нарушения осанки актуальна для всех детей.
Родители часто не обращают внимания на
осанку ребенка – ведь малыш ни на что
не жалуется. Вернее жаловаться он может
на что угодно: головную боль, повышенную
утомляемость, плохую память. Мало кто
знает, что все эти нарушения могут быть
вызваны состоянием позвоночника. Позвоночник
– это сложнейшая конструкция. Позвонки
составляют его основу; межпозвонковые
хрящи, суставы позвоночных отростков
и связочный аппарат скрепляют позвонки
между собой, мышцы обеспечивают устойчивость
и подвижность позвоночника. Во фронтальной
плоскости позвоночник в норме должен
быть прямым, даже незначительное искривление
позвоночника (сколиоз) следует расценивать
как отклонение от нормы.
Общеизвестно, что правильная
осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности
человека, способствуя рациональному
использованию биомеханических свойств
опорно-двигательного аппарата и нормальному
функционированию жизнеобеспечивающих
систем организма. В связи с этим формирование
правильной осанки относится к числу основных
задач решаемых в физическом воспитании
детей, особенно в начальные периоды возрастного
развития, когда наиболее интенсивно идет
морфофункциональное становление организма,
в том числе формирование изгибов позвоночного
столба и других структурных основ осанки.
Нарушения осанки:
классификация и основные симптомы
Нарушения осанки сами по себе
не являются болезнью, но они создают условия
для заболеваний не только позвоночника,
но и внутренних органов. Плохая осанка
- это или проявление болезни, или состояние
предболезни. Главная опасность нарушений
осанки состоит в том, что при этом ничего
не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные
изменения в мёжпозвонковых дисках (остеохондроз).
Плохая осанка снижает запас прочности
организма. Изгибы позвоночника тесно
связаны между собой, и увеличение одной
кривизны приводит к изменению другой.
Вместе с позвоночником деформируются
грудная клетка и ребра, что вызывает изменения
мышц самого позвоночника, межреберных
мышц и мышц туловища. Дыхание становится
поверхностным, затрудняется работа сердца.
Из-за недостаточного поступления кислорода
могут быть головные боли, малокровие,
сниженный аппетит, нарушение сердечной
деятельности, ухудшение зрения. Ухудшение
сердечной деятельности может привести
к застою крови в области черепа, брюшной
полости и таза. Слабость мышц может содействовать
нарушениям пищеварения и местного кровообращения,
опущению внутренней брюшной полости.
Поэтому при малейшем подозрении на нарушение
правильной осанки ребенка нужно показать
врачу-ортопеду, чтобы вовремя установить
характер и степень нарушения. Чем раньше
обнаружено нарушение осанки, тем легче
его исправить.
В настоящее время принята следующая
классификация нарушений осанки:
Нарушения осанки, обусловленные
деформацией позвоночника в саггитальной
плоскости:
1.1 cутуловатость:
•грудной кифоз увеличен - вершина
кифоза находится в верхней части грудного
отдела, кифотическая дуга заканчивается
на уровне Th7-Th8 позвонков
•поясничный лордоз сглажен
•плечи опущены и сведены вперед
•лопатки не прилегают к спине
- крыловидные лопатки
1.2. круглая спина:
•кифоз равномерно увеличен
на всем протяжении грудного отдела
•поясничный лордоз несколько
сглажен
•голова наклонена вперед
•плечи опущены и сведены вперед
•лопатки не прилегают к спине
•устойчивое положение тела
сохраняется благодаря небольшому сгибанию
ног в коленях
•характерны (в большей степени,
чем для сутуловатости) впалая грудная
клетка и плоские ягодицы
•ограничено разгибание в плечевых
суставах (из-за укорочения грудных мышц)
- ребенок не может полностью поднять руки
вверх
- кругловогнутая спина:
•все изгибы позвоночника увеличены
•голова, шея, надплечья наклонены
вперед
•живот выступает и свисает
•колени максимально разогнуты
или даже переразогнуты, чтобы удержать
центр тяжести в пределах опорной поверхности
•мышцы живота, спины (в грудном
отделе), задней поверхности бедер и ягодиц
растянуты и истончены
•возможно опущение внутренних
органов (из-за дряблости мышц брюшного
пресса)
- плоская спина:
•все изгибы позвоночника сглажены
•поясничный лордоз выражен
слабо и смещен кверху
•нижняя часть живота выдается
вперед
•грудной кифоз выражен плохо
•грудная клетка смещена кпереди
•скелетная мускулатура плохо
развита
•мышцы туловища и спины утончены
Плоская спина является следствием
функциональной неполноценности мускулатуры,
когда формирование физиологических изгибов
позвоночника и наклона таза нарушено
из-за недостаточной мышечной тяги. При
плоской спине чаще, чем при других нарушениях
осанки в сагиттальной плоскости, развиваются
сколиоз и другие дегенеративно-дистрофические
заболевания позвоночника. Из-за нарушенной
рессорной функции позвоночника и недостаточной
прочности тел позвонков при такой осанке
чаще происходят их компрессионные переломы.
- плосковогнутая спина:
•грудной кифоз уменьшен
•поясничный лордоз немного
увеличен
•таз как бы сдвинут назад и
опрокинут вперед, из-за чего ягодицы отставлены
назад, а живот выступает вперед и отвисает
книзу
•грудная клетка узкая
•мышцы живота ослаблены
Типы осанки: а — нормальная
осанка; б — кифотическая осанка (круглая
спина, сутулая спина); в — плоская спина;
г — плосковогнутая спина; д — кифолордотическая
осанка (кругловогнутая спина).
Нарушения осанки, обусловленные
деформацией позвоночника во фронтальной
плоскости.
Дефекты осанки во фронтальной
плоскости (сколиотическая осанка) не
подразделяются на отдельные виды. Для
них характерно нарушение симметрии между
правой и левой половиной туловища; позвоночный
столб представляет собой дугу, обращенную
вершиной вправо или влево; определяется
асимметрия треугольников талии, пояса
верхних конечностей (лопатки, плечи),
голова наклонена в сторону.
Профилактика нарушений
осанки
Профилактика дефектов осанки
должна быть направлена на устранение
причин, вызывающих эти нарушения, систематическое
развитие и укрепление мускулатуры спины,
брюшного пояса и других мышц тела. Она
должна сводиться к правильному воспитанию
детей раннего возраста и надлежащему
уходу за ними, правильному воспитанию
детей школьного возраста, разумной организации
их режима дня и неуклонному выполнению
правил и требований школьной гигиены.
Правильное и рациональное воспитание
с самого раннего возраста обеспечивает
детям гармоническое физическое и умственное
развитие и закладывает основу для выработки
у них правильной осанки.
Соблюдение правильной осанки
является важнейшей мерой профилактики
сколиоза.
Профилактика развития нарушений
осанки и сколиозов должна быть комплексной
и включать:
•сон на жесткой постели в положении
лежа на животе или спине
•правильная и точная коррекция
обуви: устранение функционального укорочения
конечности, возникшее за счет нарушений
осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие,
косолапость)
•организация и строгое соблюдение
правильного режима дня (время сна, бодрствования,
питания и т.д.)
•постоянная двигательная
активность, включающая прогулки, занятия
физическими упражнениями, спортом, туризмом,
плавание. Самым действенным средством
профилактики и устранения недостатков
в осанке служат физические упражнения
•отказ от таких вредных привычек,
как стояние на одной ноге, неправильное
положение тела во время сидения (за партой,
рабочим столом, дома в кресле и т.д.)
•контроль за правильной, равномерной
нагрузкой на позвоночник при ношении
рюкзаков, сумок, портфелей и др.
•плавание
•большое значение имеет полноценное
питание с достаточным содержанием полноценных
веществ – белков, витаминов, минеральных
веществ
•мебель должна соответствовать
росту ребенка
•уже с 4-летнего возраста надо
приучать детей правильно сидеть, стоять,
не сутулиться во время ходьбы
•закаливание (при отсутствии
противопоказаний) - холодные обтирания
не только закаляют, но и способствуют
повышению тонуса мышц
Физическая реабилитация
при нарушениях осанки
Физическая реабилитация пациентов
с нарушением осанки процесс длительный,
проводится в комплексе с медицинской,
психологической и социальной реабилитацией
и включает: рациональный режим дня и двигательной
активности, правильно сбалансированное
питание, а также другие методы консервативной
терапии.
Ведущая роль в реабилитации
больных с нарушениями осанки принадлежит
ЛФК (лечебная физкультура), т.к. основой
лечения нарушения осанки (особенно начальной
степени) является общая тренировка мышечного
корсета ослабленного ребенка. Клинико-физиологическим
обоснованием к применению средств ЛФК
является связь условий формирования
и развития костно-связочного аппарата
позвоночника с функциональным состоянием
мышечной системы. ЛФК способствует формированию
рационального мышечного корсета, удерживающего
позвоночный столб в положении максимальной
коррекции. Применяются общеразвивающие,
дыхательные и специальные упражнения.
Специальными являются упражнения, направленные
на коррекцию патологической деформации
позвоночника - корригирующие упражнения.
Они могут быть симметричными, асимметричными.
Неравномерная тренировка мышц при выполнении
симметричных упражнений способствует
укреплению ослабленных мышц на стороне
выпуклости искривления и уменьшению
мышечных контрактур на стороне вогнутости
искривления, что непосредственно приводит
к нормализации тяги позвоночного столба.
Массаж является обязательным
компонентом функционального лечения
детей с нарушениями осанки. Применяется
общий массаж мышц спины и живота, а также
специальный массаж определенных мышечных
групп в зависимости от формы патологии.
Массаж показан при всех формах и степенях
нарушения осанки. Его цель – улучшить
лимфо- и кровообращение, укрепить мышцы
спины и живота, нормализовать их тонус,
способствовать коррекции позвоночника,
улучшению o6щего физического состояния
ребенка.
Физиотерапевтические процедуры
назначают больным с нарушениями осанки
в целях улучшения трофики тканей, повышения
сократительной активности мышц спины
на выпуклой стороне деформации, общезакаливающего
эффекта. Из методов аппаратной физиотерапии
применяют индуктотермию в сочетании
с электрофорезом кальция и фосфора, электростимуляцию
мышц, общее ультрафиолетовое облучение.
Курортные факторы играют существенную
роль в реабилитации больных с нарушениями
осанки. Применяют климатолечение, бальнео-,
пелоидо-, талассотерапию.
Общие принципы реабилитации:
1. Уменьшение длительной
статической нагрузки на позвоночник.
2. Вырабатывание правильной
позы при работе, сидении, стоянии.
3. Сон на полужесткой
постели, ортопедическом матрасе, ортопедической
подушке.
4. Утренняя гимнастика, физкультминутки
в школе.
5. Правильное построение
урока физкультуры в школе
6. Использование упражнений
в различных ИП: стоя, лежа, на четвереньках.
7. Использование гимнастических
снарядов (гимнастические палки, обручи,
мячи и т.д).
Заключение
Мероприятия, проводимые на
уроке физической культуры для воспитания
и коррекции осанки у школьников, способствуют
восстановлению и налаживанию нормальных
отношений и связей между различными системами
и органами. С их помощью можно в известных
пределах управлять деятельностью сердечно-сосудистой
и дыхательной системами, влиять на обмен
веществ и другие функции организма. Они
благоприятно действуют на психику ребенка,
мобилизуют его волю на сознательное участие
в процессе воспитания осанки, повышают
силу, подвижность и уравновешенность
нервных процессов, оказывает общеукрепляющее
действие. Эффект от мероприятий проводимых
на уроках физической культуры по воспитанию
и корректировке осанки зависит от нескольких
составляющих, общепедагогических дидактических
принципов: активности, наглядности, доступности,
прочности усвоения упражнений, систематичности,
индивидуального подхода.
Успех в работе над осанкой
у школьников зависит также от слаженности
действий родителей и педагогов. Если
педагоги и родители максимально реализуют
возможность уделить внимание воспитанию
осанки, то успех гарантирован. При всем
разнообразии методик и систем по корректировке
осанки, можно и нужно использовать природный
фактор: лес, море, парк, свежий воздух
и т.д. Все мероприятия в совокупности
приведут не только к здоровой стройной
фигуре, но и к воспитанию у детей чувства
прекрасного, чувства единства с природой,
морально-нравственных качеств, умению
и желанию трудиться над собой и совершенствоваться.
«Не только мышцы можно тренировать,
можно формировать те стороны характера,
которые нужны для раскрытия потенциала,
для реализации мечты». В каждом движении
нужно искусственно создавать чувства
ощущения, переживание какой-либо положительной
черты характера. Тогда со временем они
укоренятся внутри и станут сутью ребенка
или взрослого.
Как видим, через физические
упражнения, мы можем работать над сознанием,
над внутренним состоянием, в наших руках
воспитывать не просто осанку, но и формировать
здорового, полноценного, нравственного
человека, начиная с младенческого возраста
и заканчивая глубокой старостью.