Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:27, реферат
Актуальность вопроса "Спорт - явление культурной жизни" обусловлена тем, что в настоящее время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом - состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.
1. Спорт - явление
культурной жизни
Актуальность
вопроса "Спорт - явление культурной
жизни" обусловлена тем, что в
настоящее время жизненно необходимо
рассмотрение деятельности человека как
носителя конкретных этнокультурных,
этнопсихологических традиций. Занятия
спортом - состязания, конкуренция, стремление
к максимальным результатам, постоянный
рост требований к физическим возможностям,
нравственным и морально-волевым качествам
человека дает возможность человеку адаптироваться
к сложным жизненным условиям. Государственная
поддержка физической культуры и спорта,
физкультурно-спортивных организаций,
спортивных сооружений, предприятий спортивной
промышленности осуществляется в соответствии
с программами развития физической культуры
и спорта всех уровней, утвержденными
в установленном порядке соответственно
Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлениям
федерального органа исполнительной власти
в области физической культуры и спорта,
Олимпийского комитета России, других
физкультурно-спортивных организаций.
Федеральный Закон РФ "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации"
устанавливает правовые, организационные,
экономические и социальные основы деятельности
физкультурно-спортивных организаций,
определяет принципы государственной
политики в области физической культуры
и спорта в Российской Федерации и олимпийского
движения России.
Безусловно, спорт
-- явление культурной жизни. В нем
человек стремится расширить
границы своих возможностей, это
огромный мир эмоций, порождаемых успехами
и неудачами. Спорт -- это собственно соревновательная
деятельность и специальная подготовка
к ней. Он живет по определенным правилам
и нормам поведения. В нем ярко проявляется
стремление к победе, достижению высоких
результатов, требующих мобилизации физических,
психических и нравственных качеств человека.
Поэтому часто говорят о спортивном характере
людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Здоровый образ
жизни обладает широким позитивным
спектром воздействия на различные стороны
проявлений организма и личности человека.
В поведении это проявляется в большей
жизненной энергии, собранности, хорошей
коммуникабельности; ощущении своей физической
и психо-эмоциональной привлекательности,
оптимистическом настрое, умении обеспечить
свой полноценный и приятный отдых, целостную
культуру жизнедеятельности. Состояние
здоровья зависит от нормального функционирования
всех органов и систем человека, а также
от наличия или отсутствия болезней, морфологических
изменений организма обучаемого. Эти данные
можно выявить во время медицинского осмотра
(диспансеризации). Физкультурно-спортивная
деятельность, в которую включаются студенты
-- один их эффективных механизмов слияния
общественного и личного интересов, формирования
общественно необходимых индивидуальных
потребностей. Возможности физической
культуры в укреплении здоровья, коррекции
телосложения и осанки, повышения общей
работоспособности, психической устойчивости
очень велики, но неоднозначны. Известно,
что физическое развитие человека как
процесс изменения и становления морфологических
и функциональных свойств зависит и от
наследственности, и от условий жизни,
а также от физического воспитания с момента
рождения. Таким образом, здоровый образ
жизни, занятия физической культурой и
спортом могут улучшить функционирование
систем организма и активизировать рост
тела. Моральное удовлетворение приносят
те занятия по физической культуре и соревнования,
на которых студенты достигают определенных
результатов за счет систематических
тренировок и честной борьбы с соперником.
Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления
нечестности. Высокая социально-экономическая
значимость физической культуры и спорта
потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности
законодательные основы. Президентом
Российской Федерации 27 апреля 2003 года
были подписаны «Основы законодательства
Российской Федерации о физической культуре
и спорте». Этот документ направлен на
то, чтобы обеспечить всестороннее развитие
человека, утвердить здоровый образ жизни,
сформировать потребность в физическом
и нравственном совершенствовании, создать
условия для занятий любыми видами физической
культуры и спорта, организации профессионально-прикладной
подготовки, профилактики заболеваний,
вредных привычек и правонарушений. Гарантируются
права граждан заниматься физической
культурой и спортом (в том числе спортом
как профессией), объединяться в организации
физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, физкультурно-спортивные
общества, федерации по видам спорта, ассоциации,
клубы и иные объединения. Государство
признает и поддерживает Олимпийское
движение в России, его деятельность координируется
Олимпийским комитетом, который является
неправительственной независимой организацией
и официально представляет Россию во всех
мероприятиях, проводимых Международным
Олимпийским комитетом. Система физической
культуры направлена на то, чтобы организовать
физическое воспитание населения с учетом
интересов каждого человека, требований
производства, образования и культуры
народов Российской Федерации.
1.1 Компоненты
физической культуры
Включенное в
систему образования и
Благодаря профессионально-прикладной
физической культуре создаются предпосылки
для успешного овладения той или иной
профессией и эффективного выполнения
работы. На производстве это вводная гимнастика,
физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие
реабилитационные упражнения и др. Содержание
и состав средств профессионально-прикладной
физической культуры, порядок их применения
определяются особенностями трудового
процесса. В условиях воинской службы
она приобретает черты военно-профессиональной
физической культуры.
1.2 Оздоровительно-
Она связана
с направленным использованием физических
упражнений в качестве средств лечения
заболеваний и восстановления функций
организма, нарушенных или утраченных
вследствие заболеваний, травм, переутомления
и других причин. Ее разновидностью
является лечебная физическая культура,
которая имеет широкий комплекс средств
и методов (лечебная гимнастика, дозированная
ходьба, бег и другие упражнения), связанных
с характером заболеваний, травм или других
нарушений функций организма (перенапряжение,
хроническое утомление, возрастные изменения
и др.). Средства ее используются в таких
режимах, как «щадящий», «тонизирующий»,
«тренирующий» и др., а формами проведения
могут быть индивидуальные сеансы-процедуры,
занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической
культуры. К ним относят гигиеническую
физическую культуру, включенную в
рамки повседневного быта (утренняя
гимнастика, прогулки, другие физические
упражнения в режиме дня, не связанные
со значительными нагрузками) и рекреативную
физическую культуру, средства которой
используются в режиме активного отдыха
(туризм, физкультурно-оздоровительные
развлечения). Фоновая физическая культура
оказывает оперативное влияние на текущее
функциональное состояние организма,
нормализуя его и способствуя созданию
благоприятного функционального «фона»
жизнедеятельности. Ее следует рассматривать
как компонент здорового образа жизни.
Она особенно эффекивна в сочетании с
другими компонентами физической культуры
и прежде всего с базовой. В качестве средств
физической культуры используются: физические
упражнения, естественные силы природы
(солнце, воздух и вода, их закаливающее
воздействие), гигиенические факторы (личная
гигиена - распорядок дня, гигиена сна,
режим питания, трудовой деятельности,
гигиена тела, спортивной одежды, обуви,
мест занятий, отказ от вредных привычек).
Их комплексное взаимодействие обеспечивает
наибольший оздоровительный и развивающий
эффект.
2. Социальные функции спорта
2.1 Специфические функции спорта
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.
Эвристически-достиженческая функция . Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
2.2 Общие функции спорта
К социально-общественным
прежде всего относят функцию
личностно-направленного
Оздоровительно-рекреативная
функция проявляется в
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение -- все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров -- все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества -- это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.
Заключение
Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения. Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982. - 11. Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу. Но современный спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем гуманистическом и эстетическом содержании.