Казанский (Приволжский) федеральный
университет
Реферат на тему
Спорт, индивидуальный выбор
видов спорта или системы физических упражнений
Работу выполнила
студентка 682 группы
Бурганова Регина
Казань 2011г.
Спорт и его организационные
особенности
Спорт – специфическая форма
физической культуры, деятельность которой
состоит в достижении, выявлении и сравнении
предельных физических и психологических
возможностей человека в процессе выполнения
разнообразных упражнений. Спорт, в широком
понимании этого слова, представляет собой
непосредственно подготовку спортсменов,
систему соревнований, а также специфические
отношения в сфере этой деятельности.
Наиболее полно понятие "спорт"
в его современном понимании отражает
Федеральный закон "О физической культуре
и спорте в Российской Федерации" от
6 мая 1999 года. В соответствии с этим законом
"Спорт - составная часть физической
культуры, исторически сложившаяся в форме
соревновательной деятельности и специальной
практики подготовки человека к соревнованиям".
Спорт во всем мире развивается
по нескольким направлениям:
- Массовый спорт (общедоступный спорт);
- Спорт высших достижений (большой спорт).
Массовый спорт ориентирован
на достижения базовой физической подготовленности
и спортивных результатов массового уровня,
он дает возможность миллионам
людей совершенствовать свои физические
качества и двигательные возможности,
укреплять здоровье и продлевать творческое
долголетие, а значит, противостоять нежелательным
воздействиям на организм современного
производства и условий повседневной
жизни.
Цель
занятий различными видами массового
спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое
развитие, подготовленность и активно
отдохнуть. Это связано с решением ряда
частных задач: повысить функциональные
возможности отдельных систем организма,
скорректировать физическое развитие
и телосложение, повысить общую и профессиональную
работоспособность, овладеть жизненно
необходимыми умениями и навыками, приятно
и полезно провести досуг, достичь физического
совершенства.
Массовый спорт повторяет задачи
физического воспитания, но реализует
их путём регулярных занятий и тренировок
в определенном виде спорта.
К элементам
массового спорта значительная часть
молодежи приобщается еще в школьные годы,
а в некоторых видах спорта даже в дошкольном
возрасте. Именно массовый спорт имеет
наибольшее распространение в студенческих
коллективах.
Таким
образом, массовый спорт включает в себя:
- студенческий спорт;
- профессионально-прикладной
спорт;
- физкультурно-кондиционный
спорт;
- оздоровительно-рекреативный
спорт.
Спорт высших достижений представляет
собой деятельность, направленную на выявление
максимально возможных, с точки зрения
физиологии человека, результатов в каком
либо виде спорта. Высшие достижения в
этой деятельности имеют не только личное
значение, но и становятся общенациональным
достоянием, так как рекорды и победы на
крупнейших международных соревнованиях
вносят свой вклад в укрепление авторитета
страны на мировой арене. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что крупнейшие спортивные
форумы собирают у экранов телевизоров
всего мира миллиардные аудитории, а среди
прочих духовных ценностей столь высоко
ценятся и мировые рекорды, и победы на
чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских
играх.
Еще
одна общественная ценность спорта высших
достижений состоит в том, что сегодня
большой спорт - пока единственная модель
деятельности, при которой у выдающихся
рекордсменов функционирование почти
всех систем организма может проявляться
в зоне абсолютных физиологических и психических
пределов здорового человека. Это позволяет
не только проникнуть в тайны максимальных
человеческих возможностей, но и определить
пути рационального развития и использования
имеющихся у каждого человека природных
способностей в его профессиональной
и общественной деятельности, повышения
общей работоспособности.
Для
выполнения поставленной цели в спорте
высших достижений разрабатываются поэтапные
планы многолетней подготовки и соответствующие
задачи. На каждом этапе подготовки эти
задачи определяют необходимый уровень
достижения функциональных возможностей
спортсменов, освоение ими техники и тактики
в избранном виде спорта. Все это суммарно
должно реализоваться в конкретном спортивном
результате.
В настоящее время в современном
спорте высших достижений выделяют:
- Любительский спорт;
- Профессиональный спорт;
- Профессионально-коммерческий
спорт.
Профессионально-коммерческий
спорт, в свою очередь, имеет следующие
направления:
- достиженческо-коммерческий
спорт;
- зрелищно-коммерческий спорт.
Отдельно стоит выделить еще
одно направление спорта – национальный
спорт.
Национальные виды
спорта — составная часть физической культуры,
исторически сложившейся в форме соревновательной
деятельности из народных упражнений
и игр, связанных с укладом жизни и особенностями
труда людей в условиях отдельных регионов. Некоторые из этих
видов спорта требуют незаурядной физической
и специальной спортивно-технической
подготовленности. Так, "северное
многоборье", которое особенно распространено
в оленеводческих районах Крайнего Севера,
включает в себя многократные прыжки на
двух ногах через нарты, метание топорика
на дальность, набрасывание аркана на
вертикально стоящий шест, бег на 3 км по
пересеченной местности с палкой (палка
помогает поддерживать равновесие на
мелких неровностях и препятствиях тундры).
Во многих республиках РФ ежегодно
проводится множество оригинальных спортивных
соревнований по национальным видам спорта
(борьба и многие другие). Так, в центральных
регионах России известны такие национальные
игры, как "лапта", "городки".
Можно привести и еще немало подобных
примеров национальных видов спорта и
в других регионах страны.
Национальные виды спорта, связанные
с повышенной двигательной активностью,
могут занять достойное место в рабочей
программе учебной дисциплины "Физическая
культура" в вузах, в программах внутривузовских
и межвузовских студенческих спортивных
соревнований.
Особенности организации
спортивной деятельности в ВУЗах
Возрастные особенности студенческой
молодежи, специфика учебного труда и
быта студентов, особенности их возможностей
и условий занятий физической культурой
и спортом позволяют выделить в особую
категорию студенческий спорт.
Организационные особенности
студенческого спорта:
доступность и возможность
заниматься спортом в часы обязательных
учебных занятий по дисциплине "Физическая
культура" (элективный курс в основном
учебном отделении, учебно-тренировочные
занятия в спортивном учебном отделении);
возможность заниматься спортом
в свободное от учебных академических
занятий время в вузовских спортивных
секциях и группах, а также самостоятельно;
возможность систематически
участвовать в студенческих спортивных
соревнованиях доступного уровня (в учебных
зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских
соревнованиях по избранным видам спорта).
Учебная программа по физической
культуре предусматривает свободу выбора
видов спорта для студентов основного
и спортивного отделений. После периода
активной теоретико-методической и общефизической
подготовки на I курсе студентам предлагается
самостоятельно выбрать вид спорта или
систему физических упражнений для систематических
занятий в процессе обучения в вузе.
Также
неотъемлемая часть физического воспитания
студентов - спорт в свободное время. Такие
занятия проходят на самодеятельной основе,
без каких-либо условий и ограничений
для студентов. В свободное время студенты
могут заниматься в спортивных секциях,
группах подготовки по отдельным видам
спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу,
технические виды спорта (авиамодельный,
планерный спорт, авто- и мотоспорт).
Самостоятельные
занятия - одна из форм спортивной подготовки.
В некоторых видах спорта такая подготовка
позволяет значительно сократить временные
затраты на организованные тренировочные
занятия и проводить их в наиболее удобное
время. Самостоятельная спортивная подготовка
не исключает возможность участия во внутриву-зовских
и вневузовских студенческих соревнованиях.
Одна
из наиболее эффективных форм организации
массовой оздоровительной и спортивной
работы - спортивные соревнования. Соревнования
выступают не только как форма,
но и как средство активизации общефизической,
спортивно-прикладной и спортивной
подготовки студентов.
Спортивные
результаты - это, по существу, интегративный
показатель качества и эффективности
психофизической подготовки студента,
проводимой на учебно-тренировочных занятиях.
В условиях состязаний студенты более
полно демонстрируют свои физические
возможности. Именно поэтому прием нормативов
по общей физической подготовке на учебных
занятиях осуществляется в соревновательной
обстановке на зачетных соревнованиях
в учебной группе или на учебном потоке.
Таким
образом, спортивные соревнования могут
выступать и как средство подготовки,
и как метод контроля эффективности учебно-тренировочного
процесса.
Вся система студенческих спортивных
соревнований построена на основе принципа
"от простого к сложному", т.е. от внутри-вузовских
зачетных соревнований в учебной группе,
на курсе (зачастую по упрощенным правилам)
к межвузовским и т.д. до международных
студенческих соревнований.
Внутривузовские спортивные
соревнования включают в себя зачетные
соревнования внутри учебных групп, учебных
потоков на курсе, соревнования между
курсами факультетов, между факультетами.
В зависимости от содержания "Положения
о соревновании" состязание может быть
или личным (для каждого выступающего),
или командным, или лично-командным; доступным
каждому студенту, или для "спортивной
элиты" учебной группы, курса, факультета,
определяемой на предварительных соревновательных
этапах. Но в любом случае на первых этапах
этой системы внутривузовских соревнований
может участвовать каждый студент, вне
зависимости от уровня его спортивной
подготовленности.
В межвузовских соревнованиях
обычно участвуют и соревнуются сильнейшие
студенты-спортсмены лично или в составе
сборных команд отдельных курсов, факультетов,
вуза.
Целевые задачи межвузовских
состязаний, как и их спортивный уровень,
могут быть самыми различными: к примеру,
товарищеские спортивные встречи между
студентами одноименных факультетов разных
вузов или между командами однопрофильных
учебных заведений. Цель подобных соревнований
- скорее установить личные контакты между
будущими коллегами по профессии, чем
выяснять спортивное преимущество. Однако
может быть поставлена и спортивная задача
- добиться наилучшего спортивного результата
на соревнованиях между вузами города,
района или вузами России. Этим определяется
уровень спортивной подготовленности
студентов каждого вуза, а следовательно,
и характер отношения в отдельных учебных
заведениях к спортивным интересам студентов
и к созданию необходимых условий для
спортивного совершенствования студентов-спортсменов.
Психофизическая
характеристика основных групп
видов спорта и современных систем физических
упражнений
В спортивной педагогике имеются
различные подходы к группированию видов
спорта по их воздействию на организм
человека, на развитие и формирование
психофизических качеств. Такое группирование,
конечно, весьма условно, так как ни один
вид спорта, ни одна система физических
упражнений не воздействует на человека
однопланово, не развивает какое-либо
одно физическое качество в "чистом"
виде. Однако подобные группировки позволяют
объединить различные виды спорта, системы
физических упражнений по их ведущему
признаку и дать им единую развернутую
характеристику, необходимую при индивидуальном
выборе вида спорта или системы физических
упражнений.
Остановимся на характеристике
видов спорта, преимущественно развивающих
отдельные физические качества.
Проблема акцентированного
воспитания и совершенствования основных
физических качеств - выносливости, силы,
быстроты, гибкости, ловкости - менее сложна
на начальных этапах систематических
занятий физическими упражнениями, так
как в этот период у новичков, как правило,
одновременно улучшаются все эти качества.
Не случайно на этой стадии подготовки
наибольший эффект дает комплексный метод
тренировки, т.е. общефизическая подготовка.
Однако по мере повышения тренированности
в каком-либо отдельном физическом качестве,
с постепенным повышением спортивной
квалификации от новичка до спортсмена-разрядника
величина взаимного положительного эффекта
("переноса") постепенно уменьшается.
При высоком уровне подготовленности
развитие одного физического качества
начинает тормозить развитие другого.