Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 11:32, реферат
Актуальность вопроса«Спорт — явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящее время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом — состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям.
Введение.
1. Спорт – явление культурной жизни в обществе стр. 3
1.1. Компоненты физической культуры стр. 5
1.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура стр. 6
2. Социальные функции спорта
2.1 Специфические функции спорта стр. 7
2.2 Общие функции спорта стр. 8
3. Физическая культура как часть социально-культурной
деятельности в обществе стр. 10
Заключение стр. 21
Список литературы стр. 22
Реферат на тему:
«Спорт как явление культурной жизни в обществе»
МОСКВА
2014г.
Содержание:
Введение.
1. Спорт – явление культурной
жизни в обществе стр. 3
1.1. Компоненты физической культуры стр. 5
1.2 Оздоровительно-
2. Социальные функции спорта
2.1 Специфические функции спорта стр. 7
2.2 Общие функции спорта стр. 8
3. Физическая культура
как часть социально-
деятельности в обществе стр. 10
Заключение стр. 21
Список литературы стр. 22
1. Спорт – явление культурной жизни
Актуальность вопроса«Спорт — явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящее время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом — состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям. Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые,организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политикив области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.
Безусловно, спорт —явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт— это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром
воздействия на различные стороны проявлений
организма и личности человека. В поведении
это проявляется в большей жизненной энергии,
собранности, хорошей коммуникабельности;
ощущении своей физической и психо-эмоциональной
привлекательности, оптимистическом настрое,
умении обеспечить свой полноценный и
приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.
Состояние здоровья зависит от нормального
функционирования всех органов и систем
человека, а также от наличия или отсутствия
болезней, морфологических изменений
организма обучаемого. Эти данные можно
выявить во время медицинского осмотра
(диспансеризации). Физкультурно-спортивная
деятельность, в которую включаются студенты
— один их эффективных механизмов слияния
общественного и личного интересов, формирования
общественно необходимых индивидуальных
потребностей. Возможности физической
культуры в укреплении здоровья, коррекции
телосложения и осанки, повышения общей
работоспособности,психической устойчивости
очень велики, но неоднозначны. Известно,
что физическое развитие человека как
процесс изменения и становления морфологических
и функциональных свойств зависит и от
наследственности, и от условий жизни,
а также от физического воспитания с момента
рождения. Таким образом, здоровый
образ жизни, занятия физической культурой
и спортом могут улучшить функционирование
систем организма и активизировать рост
тела. Моральное удовлетворение приносят
те занятия по физической культуре и соревнования,
на которых студенты достигают определенных
результатов за счет систематических
тренировок и честной борьбы с соперником.
Поэтому в спорте нетерпимы любые проявления
нечестности. Высокая социально-экономическая
значимость физической культуры и спорта
потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности
законодательные основы. Президентом
Российской Федерации 27 апреля 2003 года
были подписаны «Основы законодательства
Российской Федерации о физической культуре
и спорте». Этот документ направлен на
то, чтобы обеспечить всестороннее развитие
человека, утвердить здоровый образ жизни,
сформировать потребность в физическом
и нравственном совершенствовании, создать
условия для занятий любыми видами физической
культуры и спорта, организации профессионально-прикладной
подготовки, профилактики заболеваний,
вредных привычек и правонарушений. Гарантируются
права граждан заниматься физической
культурой и спортом (в том числе спортом
как профессией), объединяться в организации
физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности,физкультурно-
1.1 Компоненты физической культуры
Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость,гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии,плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкульт паузы, физкульт минутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
1.2 Оздоровительно-
Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов(лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение,хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражненияв режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха(туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма,нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона»жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
2.Социальные функции спорта
2.1 Специфические функции спорта
Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.
Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
2.2 Общие функции спорта
К социально-общественным прежде всего
относят функцию личностно-направленного
воспитания, обучения и развития. Спорт
представляет большие возможности не только для физического и спортивного
совершенствования, но и для нравственного,
эстетического,
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту.Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыхаи развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.
Информация о работе Спорт как явление культурной жизни в обществе