Спортивная тренировка и повышение уровня подготовленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:50, доклад

Описание работы

В докладе выделены основные направления тренировки, составляющие специальную интегральную подготовку спортсменов, определена их роль в оптимизации учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Отмечено, что специальную подготовку в спорте необходимо рассматривать комплексно. Интегральная подготовка спортсменов охватывает развитие и совершенствование необходимых качеств: физических, технических, тактических, психологических и теоретических знаний. Обосновано влияние интегральной специальной подготовки на повышение уровня спортивных результатов.

Файлы: 1 файл

спортивная тренировка Microsoft Word.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Аннотация. В докладе выделены основные направления тренировки, составляющие специальную интегральную подготовку спортсменов, определена их роль в оптимизации учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Отмечено, что специальную подготовку в спорте необходимо рассматривать комплексно. Интегральная подготовка спортсменов охватывает развитие и совершенствование необходимых качеств: физических, технических, тактических, психологических и теоретических знаний. Обосновано влияние интегральной специальной подготовки на повышение уровня спортивных результатов.

Введение.

Анализ          результатов          соревновательной деятельности показывает, что спортсмены не в полной мере могут реализовать свой потенциал. Одна из причин состоит в том, что  тренеры и сами спортсмены не всегда рассматривают систему подготовки комплексно. Они часто пренебрегают некоторыми видами подготовки, например, теоретической, а также частично психологической. Теоретическая подготовка призвана обеспечить повышение уровня знаний о закономерностях построения тренировочного процесса, функциональных возможностях организма спортсмена, биомеханических характеристиках спортивных движений и т.п. Психологическая подготовка заключается не только в том, чтобы "напутствовать" спортсмена на победу, а больше в том, чтобы научить его настраиваться на соревнования в целом и отдельный старт / поединок, это соблюдение режима тренировки и восстановления, умение справляться с эмоциями

Применение специально-подготовительных и специальных упражнений способствует прямому и положительному переносу навыков и двигательных качеств и быстрому росту спортивных результатов. Комплекс упражнений, требующих проявления двух и более компонентов подготовленности спортсменов, развивает каждое из этих качеств более эффективно, нежели использование упражнений, направленных на развитие одного из них. Чем выше уровень технико-тактического мастерства спортсменов, тем более специализированной должна быть их подготовка.

Основными показателями технического совершенства спортсмена являются эффективность и экономичность действий. Достижение высоких показателей зависит не от использования "эталонной" техники, а от техники, дающей лучший результат, учитывая индивидуальные антропометрические, психофизиологические и другие особенности спортсменов. Совершенствование тактического мастерства необходимо рассматривать с учетом индивидуального уровня технической, физической, интеллектуальной и психологической подготовленности конкретного спортсмена

Результаты.

Учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность предусматривают повышение уровня физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовленности спортсменов. Все эти виды подготовки взаимосвязаны. Например, овладевая спортивной техникой, спортсмен одновременно развивает специальные скоростно-силовые показатели, специальную выносливость и другие качества. Но в зависимости от задач тренировки, одно из качеств бывает главным, а другие сопутствующие.

Известно, что чем выше уровень физической подготовленности организма, тем быстрее и в полной мере это позволяет спортсмену адаптироваться к высоким нагрузкам, способствует восстановлению его работоспособности в наиболее короткий срок и тем самым обеспечивает кумулятивный тренировочный эффект. Для развития специальной физической подготовленности спортсмена необходим достаточный уровень развития его общей физической подготовленности. Основная цель специальной физической подготовки - обеспечение необходимого уровня функциональной подготовленности организма спортсмена для совершенствования технико-тактического мастерства и оптимального использования уровня подготовленности в соревнованиях. Задача заключаются в интенсификации режима работы организма спортсменов в тренировочном процессе с тем, чтобы превысить функциональные параметры, характерные для соревновательной деятельности, а также в развитии и совершенствовании специальных физических качеств.

Преобладание неспециализированных средств в тренировочном процессе приводит к вовлечению в работу функциональные системы организма, которые не принимают участие в целевом движении. Для квалифицированных спортсменов объем упражнений неспецифического характера должен составлять сравнительно небольшую часть в общей тренировочной программе. В противном случае адаптационный ресурс организма тратиться нецелесообразно и неэкономно и это может привести к регрессу спортивных результатов.

СФП (спортивно физическая подготовка) должна предшествовать углубленной работе над техникой и повышением скорости соревновательного упражнения     Однако     специальные     физические     упражнения применяются и на более ранних этапах подготовки, но с обязательным дозированием величины нагрузки, например, для закрепления темы занятия, в соответствии с программой подготовки. Специальная физическая подготовка решает вопросы развития и совершенствования необходимых качеств, их соответствие особенностям соревновательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Техническая подготовка в спортивной тренировке рассматривается как рациональный способ выполнения движения, совокупность средств деятельности спортсмена, создаваемых для оптимального осуществления поставленных перед ним задач.

  Основное назначение спортивной техники - облегчение выполнения движений спортсменом, расширение его потенциальных возможностей в соревнованиях. Техническая подготовка обеспечивает рациональность учебно-тренировочного процесса, который заключается в достижении максимального эффекта при минимальных затратах энергии, а главным критерием технического мастерства является эффективность и экономичность действий спортсмена, высокий уровень спортивных результатов и высокая их устойчивость. Совершенствование двигательного навыка квалифицированных спортсменов происходит со сменой обстановки, в нестандартных и экстремальных условиях, в состоянии усталости, в соревновательной обстановке.

Особого внимания заслуживает  метод выполнения упражнений "в  обе стороны", когда спортсмены испытывают определенные трудности/неудобства, благодаря чему возникают более полные восприятия. Таким образом,   во   время   проведения   учебно-тренировочных поединков и соревнований, оказавшись в нестандартном положении ("не в своей стойке"), спортсмен не "теряется" и готов к выполнению приема из "неудобного" положения.

Техника постоянно меняется за счет более глубокого изучения ее биомеханических основ, совершенствования методик обучения и применяемых технических средств, повышения уровня физических качеств спортсменов. При совершенствовании технических действий следует исходить из периода подготовки и поставленных перед спортсменом задач с учетом его индивидуальных особенностей, уровня тактической и психологической подготовленности. В предсоревновательном периоде техническую подготовку следует рассматривать через призму поставленных стратегических и тактических задач.

Включать прием в арсенал  технических действий спортсмена в  соревнованиях рекомендуется только в случае успешного его применения в контрольных поединках. А лучше всех приемов тот, которым спортсмен хорошо владеет.

Тактическая подготовка является связующим звеном между технической, физической и психологической подготовкой и зависит от уровня развития этих качеств. Она направлена, на подготовительном этапе, на отработку правильности действий и, в дальнейшем, на использование оптимального потенциала подготовленности для достижения цели. На примере единоборств, тактика ведения боя - это искусство "добывания" победы. Это трезвая оценка ситуации, сильных и слабых сторон соперника, умелое использование своих сил с тем, чтобы потратить столько энергии, сколько нужно в данном конкретном случае для одержания победы с наименьшими потерями для себя. На тактику соревновательной деятельности влияют такие факторы: физическое и психологическое состояние спортсмена, уровень технической подготовленность и тактического мастерства, наличие и реализация перспективного, стратегического плана, особенности Правил и Положений проведения соревнований, манера ведения поединка самого спортсмена (и его противников) и т.д.

Тактика может быть алгоритмической (действия по запланированному "сценарию"), вероятностной (планирование определенных моментов поединка или соревнований) и эвристической (экспромтное реагирование в зависимости от создавшейся ситуации).

Основное внимание совершенствованию  тактического мастерства уделяется  в предсоревновательном и соревновательном периоде с целью оптимизации тренировочного процесса, реализации уровня подготовленности в соревнованиях. Тактическое мастерство и боевое мышление формируются в результате накопленного опыта и влияют на эффективность применения физических и технических возможностей.

Психологическая подготовка охватывает все другие стороны подготовки и имеет избирательную направленность при совершенствовании технико-тактических показателей спортсменов. Проявление физических, технических и тактических возможностей спортсмена зависит от его уровня психологической устойчивости. Задачей психологической подготовки является выработка устойчивости к эмоциональному стрессу. С этой целью рекомендуется использовать воздействия стрессового характера: сбивающие факторы, ограничение деятельности ведущих анализаторов, лимитирование во времени и пространстве, ограничение или искажение информации, например, о противнике, тренировка на фоне утомления. Под влиянием тренировочной и соревновательной деятельности формируются психодинамические свойства, которые способствуют развитию специальных способностей и являются основой формирования индивидуального стиля спортсмена. Основными направлениями психологической подготовки являются совершенствование специальных умений, регулирование психологической напряженности, управление предстартовым состоянием. При регулярных стрессорных воздействиях возрастает сопротивляемость организма спортсменов к внешним и внутренним влияниям.

Неотъемлемой частью психологической подготовки является психорегуляция (самоконтроль психического состояния), системное введение дополнительных трудностей и их обязательная реализация в соответствии с тренировочной программой, использование соревновательного метода, и выполнение соревновательных установок, а также вопрос полноценного восстановления физических и психических сил. Невыполнение заданий и установок может привести к неуверенности, которая может отрицательно повлиять на ход тренировочного процесса и соревновательную деятельность. В связи с этим, во избежание возникновения у спортсменов "психологического барьера", необходимо увеличить число удачных попыток в тренировочных занятиях и выступлений в соревнованиях. Уровень проявления необходимых качеств, особенно в сложных координационных движениях, находится в прямой зависимости от состояния психологической готовности спортсмена.

Итогом психологической  подготовки должно быть состояние боевой готовности к старту / соревнованиям, максимальная мобилизация спортсмена к достижению наилучшего результата, которая достигается путем формирования правильной мотивации и адекватного планирования учебно-тренировочного процесса. Очень важно, чтобы каждый спортсмен знал свой индивидуально-оптимальный уровень эмоционального возбуждения, а также умел входить в это состояние с помощью настройки. Настройка должна соответствовать обстановке, то есть должна быть адекватной данной ситуации.

Специальная теоретическая  подготовка. Достижение высоких спортивных результатов немыслимо вне рациональной и научно обоснованной системы тренировочных занятий, основанной на багаже знаний, накопленном предыдущими поколениями тренеров, спортсменов и исследователей. Например, имея знания о процессе организации и реализации спортивного действия, можно совершенствовать его с помощью средств специальной физической подготовки. Спортивная тренировка предъявляет высокие требования ко всем системам организма спортсменов в связи с высокими систематическими нагрузками. Поэтому вопросы повышения функциональных возможностей организма необходимо рассматривать через знания в области физиологии человека, биохимии, биомеханики, общей педагогики, педагогики спорта, психологии, теории и методики физического воспитания, а также специальных знаний, отвечающих требованиям конкретного вида спорта и знания как бы должны опережать практические дела. Как известно, чем человек больше знает, тем он независимей и в состоянии более оперативно принимать правильные решения.

Рост мастерства тесно  связан с необходимостью повышения  знаний, особенно в области избранного вида спорта, а также родственных видов. Все части и разделы подготовки взаимосвязаны, и не следует надеяться на достижение высоких результатов за счет проявления одного какого-нибудь качества. Поэтому роль теоретических знаний тренера и спортсмена в области развития других видов спорта и методик подготовки ведущих спортсменов в современных условиях возрастает. Однако не рекомендуется слепо перенимать у ведущих тренеров и спортсменов их методики подготовки, а учитывать уровень подготовленности конкретного спортсмена и его индивидуальные особенности. Общие формы и методы физического образования включают в себя: систематическую работу по изучению взаимосвязи различных сторон подготовки, посещение лекций и участие в семинарах, конференциях по соответствующей тематике, просмотры учебных фильмов, спортивных передач и соревнований, самостоятельную работу со специальной литературой, а также использование современных информационных технологий. При решении задач теоретического обучения важно стимулировать переход от репродуктивной познавательной деятельности к продуктивной. Спортсмена необходимо наталкивать на креативность, применяя суггестивный метод обучения.

Теоретическая подготовка предусматривает обогащение специальными знаниями в сфере физической культуры и спорта, их систематическое, осмысленное расширение и углубление. Освоение специальных знаний по избранному виду спорта в единстве с практическими умениями и навыками составляет основную образовательную линию в физическом воспитании.

Выводы.

Специальную подготовку в спорте необходимо рассматривать комплексно. Интегральная подготовка спортсменов охватывает развитие и совершенствование необходимых специальных качеств: физических, технических, тактических, психологических и теоретических знаний на основе учета индивидуальных особенностей спортсменов.

Специальная физическая подготовка способствует избирательному развитию и совершенствованию  двигательных качеств, повышению уровня функциональных возможностей организма  спортсменов в соответствии с  двигательным режимом в данном виде спорта и оптимальная реализация уровня подготовленности в соревнованиях.

Уровень психологической подготовленности и психологическая устойчивость играют решающую роль в достижении высоких спортивных результатов. Для  развития волевых качеств необходимо сознательно преодолевать поставленные перед собой (все возрастающие по степени трудности) задачи, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Дальнейшие исследования планируется  провести в направлении изучения проблем, связанных с совершенствованием технико-тактического мастерства спортсменов на основе комплексного подхода.



Информация о работе Спортивная тренировка и повышение уровня подготовленности