Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 23:57, реферат
В адаптивном спорте наибольшее распространение получили три направления: параолимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.
Эти направления адаптивного спорта курируют: Международный паралимпийский комитет (IPC), Международный спортивный комитет глухих (CISS) и Международная организация Специальной олимпиады (SOI).
1. Структура и содержание в адаптивном спорте……….…………………….3
2. Модели соревновательной деятельности…………………………………...6
2.1. Традиционная модель соревновательной деятельности…………………6
2.2. Нетрадиционная модель соревновательной деятельности………………8
3. Спортивно-медицинская классификация людей, занимающихся адаптивным спортом…………………………………………………………..12
3.1 Виды классификаций……………………………………………………...12
3.2. Основные группы людей, занимающихся адаптивным спортом……...14
Список литературы …………………………………
Целью Специальной олимпиады является – «Помочь людям с отклонениями в умственной развитии стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и талантов в условиях соревнований и путем информирования общественности об этих возможностях и потребностях».
Таковы особенности нетрадиционной модели соревнований по адаптивному спорту, применяемой в программах Специальной олимпиады. Возможно, данная модель будет использоваться и в других направлениях адаптивного спорта, особенно тех, которые в настоящее время находятся на стадии развития.
3. Спортивно-медицинская классификация людей, занимающихся адаптивным спортом
Проблема классификации занимающихся адаптивным спортом атлетов – одна из важнейших в этом виде деятельности, принципиально влияющая на спортивный результат и, самое главное, на место, которое займет тот или иной участник в иерархии мест конкретного соревнования в своем спортивно-функциональном классе.
К наиболее значимым принципам классификации спортсменов-инвалидов относятся:
– максимально возможное уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках одного класса, то есть осуществление подбора в один класс с примерно одинаковыми функциональными ограничениями или, по-другому, с равными функциональными возможностями (принцип справедливости);
– максимальный охват людей (ка мужчин, так и женщин) с различными видами патологии и степенью тяжести (принцип максимального вовлечения);
– периодическое переосвидетельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характера (принцип постоянного уточнения).
В спортивных играх принципы справедливости и максимального вовлечения выступают основанием для требования одновременного участия в состязаниях инвалидов с различной степенью тяжести поражений.
3.1 Виды классификаций
В адаптивном спорте используют три вида классификации:
Согласно медицинской классификации людей с ОВЗ распределяют на классы (группы) или выделяют их в отдельный класс, исходя из наличия у них оставшихся структурных и функциональных возможностей. Разделение на классы или выделение в отдельный класс осуществляют именно по медицинским критериям без учета специфики самой спортивной деятельности.
В паралимпийском движении используют спортивно-функциональную классификацию, которая предусматривает распределение спортсменов на классы, исходя из особенностей конкретного вида адаптивного спорта, специфики его соревновательной деятельности, но с учетом предшествующей ей медицинской классификации. На соревнованиях, приводящихся по программе паралимпийского движения, в рамках сформированных классов разыгрывают медали с фиксацией рекордов различного уровня, осуществляют процедуру ранжирования спортсменов от лучшего (победителя) до худшего. От грамотной классификации будет зависеть результат спортсмена в том или ином виде соревновательной деятельности, его ранг в классе, спортивные достижения в целом и их социальная оценка. Поэтому спортивно-функциональная классификация в паралимпийских видах спорта играет роль основной, а медицинская – дополнительной, или вспомогательной.
Совместное использование медицинской и спортивно-функциональной классификаций повышает достоверность информации. Например, у двух спортсменов с одинаковым заболеванием (повреждением) могут быть различные уровни функционирования (различные спортивно-функциональные классы, особенно в различных видах спорта), и, наоборот, два индивида с равным уровнем функционирования (одинаковым функциональным классом) необязательно имеют одинаковые изменения здоровья.
Гандикапная классификация заключается в присвоении спортсменам различных спортивных классов различных коэффициентов, уменьшающих или увеличивающих реальный показанный результат. Так, в соревнованиях, где результат измеряется временем, для участников спортивно-функциональных классов, объединяющих людей с меньшими функциональными возможностями (с большими поражениями), коэффициент (в % соотношении) уменьшает реально показанное время спортсмена.
3.2. Основные группы людей, занимающихся адаптивным спортом
Существует множество классификационных признаков, по которым проводится разделение занимающихся адаптивным спортом на те или иные группы. Два из них уже описывались выше при классификации основных направлений адаптивного спорта – это вид заболевания, инвалидности (нозологические группы) спортсмена и модель соревновательной деятельности, которую он реализует.
В соответствии с первым признаком атлеты, занимающиеся адаптивным спортом, разделяются на лиц: с поражение зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха, интеллекта; перенесшие инфаркт миокарда, операции по трансплантации; имеющие заболевания органов дыхания. Количество таких групп с каждым годом становится все больше.
Второе основание деления позволяет распределить всех спортсменов на две группы – тех, кто использует традиционную модель соревновательной деятельности (паралимпийцы, сурдлимпийцы, трансплантанты идр.), и тех, кто применяет нетрадиционные модели состязаний (специальные спортсмены в программе Специальной олимпиады, люди с ограниченными возможностями здоровья в спартианской модели культурно-спортивной деятельности, инвалиды, играющие в «мягкие» игры и др.)
Важнейшим классификационным признаком в адаптивном спорте, позволяющем провести разграничительную линию между теми, кто может участвовать в соревнованиях по различным его видам и кто – нет, выступает наличие у человека, так называемого минимального уровня поражения. Если такого уровня поражения нет, то спортсмен не допускается к соревновательной деятельности в адаптивном спорте.
Для спортсменов, имеющих поражение различных органов и систем, устанавливаются критерии минимального уровня поражения:
Люди, чьи функциональные ограничения основаны исключительно на физических или эмоциональных отклонениях, развитии органов чувств или познавательных функций, отклонениях в поведении, не могут принимать участия в мероприятиях Специальной олимпиады в качестве специальных спортсменов.
Следующий классификационный признак, позволяющий распределить всех занимающихся адаптивным спортом на две группы, исходит из наличия или отсутствия дифференциации спортсменов на классы после отнесения их к лицам, имеющим право участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту. К первой группе спортсменов по этому основанию деления относятся лица с поражением опорно-двигательного аппарата и зрения. Ко второй группе – лица с поражением слуха и интеллекта (как по версии INAS-FID, так и по SOI).
В зависимости от того, является тот или иной дефект постоянным или может корректироваться в результате реабилитационных мероприятий, все спортсмены разделяются на две группы:
Список литературы
Информация о работе Спортивно-медицинская классификация людей, занимающихся адаптивным спортом