Спортивно-оздоровительный и экстримальный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:10, реферат

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире экстремальный туризм становиться все более популярным видом проведения свободного времени. Сплавы по бурным рекам, лыжные путешествия, погружения в глубины океанов и «парение» в облаках – так теперь выгладит отдых, заменивший собой предшествующий ему «пляжно – отельный» туризм. Туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально - экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы экстремального туризма
1.1 Экстремальный туризм: история возникновения и сущность

1.2 Виды экстремального туризма

1.2.1 Воздушные виды

1.2.2 Наземные виды

1.2.3 Водные виды

1.2.4 Горные виды

1.2.5 Экзотические виды

1.3 Безопасность в экстремальном туризме

1.4 PR в туризме

Глава II. Анализ экстремального туризма в России и за рубежом
2.1 Экстремальный туризм в России и за рубежом

2.2 Развитие экстремального туризма в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Физ Спортивно оздоровительный туризм.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

- Водные лыжи

- один из самых известных  видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Водные лыжи впервые появились в 1922 г., когда американец Ральф Самуэльсон, житель штата Миннесота, экспериментируя с обычными зимними лыжами, решил испробовать их на воде. Две широкие сосновые доски он оснастил крепежом для ног. После чего изобретатель успешно опробовал лыжи на водах озера в Лейк Сити. Этот вид спорта постоянно прогрессировал и сегодня он стал настолько зрелищным и популярным, что в 1998 г. Олимпийский комитет Греции рекомендовал ввести водные лыжи в программу Олимпиады 2004 г. в Афинах. Правда, окончательное решение МОК по этому вопросу так и не принял. Ну а для занятий водными лыжами потребуется четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм.

Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долл., плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) - примерно 150 долл. Водные лыжи в настоящее время активно практикуются на Черноморском побережье.

- Виндсёрфинг

- разновидность парусного спорта; гонки на специальной овальной доске из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости, с плавниками стабилизаторами на нижней плоскости и небольшим парусом, который крепится к доске. Виндсёрфинг зародился в США (1968 г.).

- Сёрфинг

- то же самое, только без паруса. Собственно, виндсёрфинг и произошел от сёрфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10- 12 м/с. Ну а рекорд на сегодняшний день - более 70 км/ч. Стоимость комплекта снаряжения достаточно высока. Виндсёрф в комплекте - 1000 долл., запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) - 500, гидрокостюм - 200, итого - 1700 долл.

- Каякинг

- популярный за рубежом вид  отдыха, набирающий всё наибольшую  популярность в России. Это спорт  одиночек, хотя и не лишен командного  духа. Он даёт возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развивается три основных направления - гребной слалом, родео и сплав.

- Слаломный каякинг

- это умение маневрировать на  каяке, чувствуя лодку и воду.

- Родео,

в отличие от слалома - это не только виртуозная техника, но и элемент игры. Фристайл на каяке - это выполнение различных трюков на лодке за счет особенностей рельефа реки. На каяке можно отправиться в водный поход по реке любой сложности или проводить игровые сплавы на небольшом отрезке горной реки, выбирая отдельные препятствия в виде бочек, валов и водопадов и проходя их налегке. Естественно, чтобы чувствовать себя уверенно во время сплавов, необходимо владеть базовой техникой слалома и родео. В состав экипировки каякера входят: лодка, шлем, спасательный жилет, юбка (препятствует попаданию воды в лодку), прорезиненные тапочки и весло.

- Рафтинг

- это увлекательный спуск по  горной реке на каноэ или  специальных плотах. Рафтинг - один  из наиболее посещаемых туров,  совершенно безопасный даже для самых юных туристов. В последние годы он вызывает такой громадный интерес со стороны любителей экстремального отдыха, что большинство пригодных для этого туризма горных рек были освоены профессионалами, которые теперь предлагают рафтинг туры практически в любую точку мира. Рафт туры в основном бывают следующих видов: поездки на день (от 60 до 150 долл.) или полдня (в районе 25- 75 долл.) и многодневные путешествия. Во время многодневных туров туристы попадают в отдаленные уголки гор с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт туров - от 1000- 1500 долларов.

 

1.2.4 Горные  виды

 

- Альпинизм

- вид спорта и активного отдыха, возникший в Альпах, имеющий целью восхождение на вершины гор с последующим спуском по пути подъёма или другим путём. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерно развивается и популяризируется. Как правило, для восхождения принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной вершины. Однако любители острых ощущений не останавливаются и зимой, а сложные погодные условия и сходы лавин только добавляют остроты путешествию. В горы идут, чтобы испытать себя, рискнуть, преодолеть все и добраться до вершины. Вкус победы сладок, даже если альпинист покорил не Эльбрус, а всего лишь стенку на местном скалодроме. Альпинистское оснащение стоит дорого, полный комплект качественного снаряжения обойдется экстремальному туристу в 1500- 2000 долл. Впрочем, если хочется просто раз в жизни подняться на Эльбрус, можно взять снаряжение и в аренду. Стоить такой 10 дневный тур будет около 200 долл. Главной проблемой альпинизма в России, помимо своей дороговизны, является малое количество опытных инструкторов.

- Горнолыжный туризм

- разновидность горного туризма,  спуск с гор по естественным  снежным склонам или специально  подготовленным трассам на лыжах.  В отличие от горнолыжного  спорта в горнолыжном туризме  время спуска не фиксируется. С течением лет количество желающих кататься на горных лыжах не уменьшилось, а скорее, увеличилось. К тому же сейчас горнолыжный сервис гораздо качественнее и разнообразнее, чем лет 10 назад, не говоря уже о 1980- х, 1970- х гг. Почти на любом горнолыжном курорте есть спуски как для профессионалов, так и для новичков. Снаряжение - комплект: лыжи, крепления, палки, ботинки, костюм, шлем, маска, перчатки обойдется в среднем в 700 - 800 долл., аренда - примерно 30- 40 долл. в день.

- Сноубординг

- спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске. Это более агрессивный, активный и экстремальный вид, нежели горные лыжи. Сноубординг как отдельный вид спорта появился в Америке в 60-х г. XX в.. Яростными поклонниками новомодного увлечения стали по большей части серферы, не желавшие сидеть без дела в ожидании летних дней. В нашей стране сноубординг массовое признание получил в середине 1990-х гг.

Экстремальные увлечения, связанные  с горными лыжами и сноубордом, можно разделить на несколько  групп:

1. Фрискинг (frisking, или Freddie)

- спуск по крутым неподготовленным  склонам со сложным рельефом;

2. Хелискинг (heliskiing)

- то же самое, но с использованием  вертолета в качестве средства  доставки на гору;

3. Скитур (ski touring)

- скитур, горный туризм с использованием лыж и специальных креплений для подъема в гору;

4. Лыжный альпинизм

- восхождение на гору с целью  спуститься на лыжах или сноуборде  (использование страховки или  какого либо дополнительного  снаряжения, кроме лыж, на спуске  нарушает «чистоту» такого восхождения);

5. «New school»

- нечто вроде сноубордического  фристайла [12, с. 12].

 

1.2.5 Экзотические  виды

 

- Космический туризм

- оплачивающиеся из частных  средств полёты в космос или  на околоземную орбиту в развлекательных  или научно-исследовательских целях. Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики. Самый дорогой и, пожалуй, самый экзотический вид экстремального туризма - путешествие на орбиту Земли. Пока космических туристов можно пересчитать по пальцам одной руки. Первопроходцами были американский миллионер, Деннис Тито, и гражданин ЮАР, Марк Шаттлворт. Каждому из них недельное пребывание на Международной космической станции обошлось не менее чем в 20 млн. долл. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз на Российский сегмент МКС. Организацией полетов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов (данные на конец 2009 года).

- Кайтсёрфинг

– вид экстремального туризма основой, которого является движение по поверхности под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым воздушным змеем (кайтом). Заниматься кайтсёрфингом можно как в горах, так и на равнинной местности, обязательным условием является ветер. Можно даже кататься по любым полям, сколь угодно плоским или бугристым. Но особым шиком считается прокатиться на доске по водоемам, покрытым ледяной коркой и запорошенным снегом. К тому же русла рек или озер, как правило, являются самыми ветреными местами. Удивительная внесезонная универсальность позволяет использовать воздушных змеев и зимой, и летом. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза.

- Джайлоо туризм

- один из видов экзотического  экстремального отдыха - жизнь в  первобытном племени со всеми  прелестями кочевого быта. Этот  увлекательный вид туризма успешно  развивается на высокогорных  пастбищах Кыргызстана. Предлагается сон прямо на полу юрты чабана, рядом с дымом очага, свежая баранина и кумыс, а также верховые прогулки в горах и на пастбищах. Прекрасная возможность отдохнуть от большого города.

Рассмотрев экстремальные виды туризма и туризм в целом можно сделать вывод, что любой вид туризма несет в себе экстрим. Передвигаетесь ли вы на определенном транспорте или пешком, соблюдение правила безопасности важны в любом случае.

 

1.3 Безопасность  в экстремальном туризме

 

В природной среде ситуация, при  которой может возникнуть опасность для жизни человека, угроза его здоровью и психическому состоянию может сложиться как в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине (или желанию). Но бывают ситуации другого рода, которые возникают не по зависящим от нас причинам:

1. различные аварии в безлюдной  местности;

2. потеря ориентирования в лесу;

3. отстал от группы на маршруте;

4. встретил хищных животных;

5. провалился в топкое болото;

6. перевернулась лодка на водоеме

В результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза. Основа успеха выживания в условиях вынужденной автономии в природе это умение выжить, желание выстоять. Главное - это воля и стремление к жизни. Решающее значение имеют действия, совершенные впервые минуты экстремальной ситуации. Боль она причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания. Переутомление и усталость - опасные враги. Они притупляют волю и делают человека уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и восстановить силы, можно правильно и равномерно распределяя физические нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом. Холод оказывает отрицательное воздействие на психику и организм человека. Поэтому необходимо обеспечить защиту от него: строительство укрытия, разведение костра. Жара вызывает изменения в организме, так как перегрев нарушает работу многих органов, воздействует на физическое и психическое состояние человека. Облегчить положение может строительство укрытия от солнца, экономное расходование воды. Жажда - это сигнал на нехватку жидкости в организме. Но неразумное потребление воды в жару может привести к неуправляемой жажде: пить хочется тем сильнее, чем больше человек пьет. Голод не так страшен, как жажда. Человек может обходиться без пищи длительное время, сохраняя при этом работоспособность и ясность ума. Но при недостатке воды голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к холоду, боли, физическим нагрузкам. С наступлением сложной, лично значимой, а тем более опасной, экстремальной ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, снижаются восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое. В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

1. резкое понижение организованности (аффективная дезорганизация) поведения;

2. резкое торможение активных  действий;

3. повышение эффективности действий;

4. действий, форм реагирования

 

Факторы риска в экстремальном  туризме классифицируются по их природе:

1. травмоопасность

- результат перемещения механизмов  и предметов (камнепады, сходы  лавин и т. д.), неблагоприятных  эргономических характеристик снаряжения, опасных атмосферных явлений;

2. воздействие окружающей среды

- опасность проявления неблагоприятных  погодных условий, пожароопасность;

4. биологическое воздействие

- риск укусов животных, ядовитых  насекомых, переносчиков инфекций, попадания в человеческий организм  ядовитых микроорганизмов;

5. психофизиологические нагрузки

- риск возникновения физических  и нервно психических перегрузок  у туристов при прохождении  трудных, опасных участков маршрута;

6. опасность ультрафиолетового и радиационного излучения, химическое воздействие, токсическое, раздражающее, сенсибилизирующее воздействие;

8. специфические факторы риска

- возможность возникновения на  маршруте природных и техногенных  катастроф, плохое техническое  состояние объектов, низкий уровень  подготовки обслуживающего персонала,  инструкторов, недостаточное информационное обеспечение на маршруте

Вывод: Экстремальный туризм имеет  ряд определенных видов, каждый из которых  разнообразен и несет в себе помимо удовольствия, весьма реальную опасность. С экономической же точки зрения, экстремальный туризм является самым дорогим источником адреналина. С каждым годом тур операторы «выдумывают» и разрабатывают все новые экстремальные туристические маршруты. Сейчас огромной популярностью пользуются посещения Южного и Северного полюсов, Чернобыль, космический туризм и еще ряд «не совсем обычных», если можно данный термин применить к экстриму, видов туризма. Экстрим подразумевает выброс адреналина, а по заключению ученых, постоянный выброс большого количества адреналин в кровь (именно это происходит при занятии любым видом экстремального туризма), ведет к привыканию и не редко заболеваниям сердца.

 

1.4 PR в туризме

 

PR в туризме можно условно  разделить на два основных  направления: деятельность стран  по привлечению туристов и  деятельность туристических фирм по привлечению клиентов. Причины, условия и методы PR-акций в этих двух сферах различаются и поэтому требуют отдельного рассмотрения. 
 
PR-акции департаментов по туризму: 
 
С точки зрения туризма, все страны мира можно условно разделить на 3 группы: 
 
1. Страны, для которых туризм не является значительной статьей доходов, и поэтому мало заинтересованные в дополнительном привлечении туристов. 
 
2. «Благополучные» страны - для них туризм является значительной статьей доходов, и туристы активно посещают их. 
 
3. «Неблагополучные» страны – туризм для них является важной статьей доходов, но поток туристов снижается из-за сформировавшегося по каким-либо причинам отрицательного имиджа. 
 
Страны первой группы мало внимания уделяют дополнительному привлечению клиентов. Ассигнования средств на это правительств либо не производятся, либо ограничиваются прямой рекламой. И туризм и сфера услуг  там мало развиты. Примером такой страны могут, вероятно, служить Азербайджан, Ирак и т.п. Однако надо отметить, что таких стран последнее время становится все меньше и меньше. И более того, VIP-клиенты, так любящие все необычное, часто  «заказывают» путешествия  в подобные «редкие»страны. 
 
Далеко не все турфирмы смогут  предоставить тур в такие страны. Поэтому в настоящее время видится необходимым для крупных  VIP-фирм,  налаживание связей со странами первой группы. 
 
Страны второй группы – наиболее посещаемые страны мира. Это традиционно благополучные страны и существующий туристический поток вполне отвечает их потребностям. Примерами таких стран могут служить: Франция (в 1999 году доля рынка Франции в мировом рынке туристических услуг составляла 10,9%), Испания (7,9%), США (7,2%) и ряд других стран. В основном, эти страны тоже ограничиваются лишь прямой рекламой, и то в незначительных объемах. PR-акции применяются Департаментами по туризму этих стран только в случае каких-либо событий, которые могут негативно повлиять на их имидж. 
 
Например, французские аналитики в 1996 году пришли к выводу, что турбизнесу этой страны угрожают два обстоятельства: волна террористических актов, а также высокомерие и неприветливость самих французов, которые редко вспоминают об интересах других народов. Чего стоят одни испытания ядерного оружия в 1995-1996 годах в Тихом океане, которые провела Франция, не прислушиваясь ни к чьему  мнению. Бурное возмущение в остальном мире привело к падению продаж французских производителей и снижению туристического потока.  Для исправления ситуации власти приурочили к началу туристического сезона 1996 года мощную PR-кампанию. Ее основой стали «контракты гостеприимства», которые подписали около 20 тысяч предприятий сферы обслуживания. Они обязались «улыбаться», «следить за своим внешним видом», «приветливо и квалифицированно отвечать на телефонные звонки». Среди работников отелей и ресторанов также были распространены соответствующие материалы: разговорники, инструкции, информация об обычаях и нравах других народов, советы по международному этикету. В итоге Франция не только не потеряла занимаемое ей к 1996 году третье в мире по объему турпотока, но и  поднялась к 1999 году на первое, обогнав Испанию и США.  
 
На взыскательные вкусы  VIP-клиентов  также не всегда легко ответить. Требует больших  материальных, и не только, затрат  договориться о каких-либо необычных  экскурсиях,  о проживании в королевских апартаментах,  спланировать  индивидуальный тур по стране. 
 
Наибольший интерес представляют страны третьей группы. Это страны, доходы которых сильно зависят от туризма, но которые имеют неустойчивую репутацию. Среди них такие популярные у российских туристов страны, как Турция, Египет, Кипр, Израиль и другие. Они предлагают достаточно комфортный и недорогой отдых, однако различные события, происходящие в этих странах, регулярно отпугивают туристов. А для VIP-туристов и того сложнее – для них это слишком банально! Тут необходима масштабная PR- акция для привлечения  таких клиентов в самые популярные страны. Понятно, что в проведении масштабных PR- акций вместо прямолинейных рекламных компаний заинтересованы, прежде всего, эти так называемые проблемные страны. О них и хотелось бы поговорить более подробно. 
 
Основными причинами, по которым государственные департаменты по туризму обращаются к PR-акциям, являются следующие: 
 
- большое количество стран, предлагающих, в общем-то, однотипный отдых (например, Турция и Греция) 
- различные события, негативно влияющие на имидж страны в глазах туристов (например, угроза террористических актов) 
- появление новых похожих стран и новых туристических направлений (например, не так давно российские туристы открыли для себя Марокко). 
 
Среди методов PR-деятельности тоже можно выделить основные общие направления: 
 
Работа со средствами массовой информации. 
 
Одна из креативных идей, легко осуществимых  в  данных условиях, выглядит следующим образом.  Необходимо создавать и развивать центры культуры (часто при посольствах стран),  где любой бы человек мог бы  плотно познакомится с культурой конкретной страны. Что касается VIP-клиентов, то  можно  удовлетворить  сразу две потребности (опять же экономия времени): открыть повсеместно  самые различные  рестораны, с кухней  той или иной страны (и никакой другой). Выдержать  интерьер строго в стиле страны, пригласить персонал,  разложить подробные, красочные буклеты  об этой стране (во время ожидания заказа клиент сможет скоротать время за увлекательным чтением), повесить  LCD-телевизоры, где будут показывать виды, культуру и обычаи  данной страны. К каждому такому ресторану   и в каждом таком буклете помещать информацию об агентстве, предоставляющем путешествия в  страну, возможна даже более детальная информация – описание тура, цены,  и т.д. 
 
Увы, в РФ таких центров крайне мало, и это, на мой взгляд, большое упущение  предпринимателей. Ведь взаимовыгодное сотрудничество туристического и ресторанного бизнеса принесет  лишь  положительный результат. 
 
Организация рекламных поездок. 
 
Как известно, лучшая реклама в России – люди. Если человек хорошо отдохнул в той или иной стране, то его друзья, скорее всего тоже отправятся в эту страну, а затем и их друзья и так далее. Организуются поездки двух типов: 
 
Для клиентов. Это дешевая или почти бесплатная поездка на курорт высокого уровня с определенным набором экскурсий. Чтобы получить ее, клиент обычно должен поучаствовать в лотерее или ответить на вопросы о стране. Цель такой акции – создать хорошее впечатление о стране у клиента, которое он затем передаст своим друзьям и знакомым.  Для VIP-клиентов  проводятся  розыгрыши  необычных туров – к примеру, купил джип – выиграл поездку на сафари на тех же джипах. Конечно с предоставлением  лучших условий, и открытой датой путешествия. 
 
Для сотрудников туристических агентств. Это также почти бесплатная поездка на несколько курортов с посещением различных районов и отелей. Цель такой акции – также создать хорошее впечатление о стране, ознакомить потенциальных агентов с возможностями отдыха и наладить деловые связи. Абсолютно все уважающие себя туроператоры,  приобретают связи  «на месте», а не изучив путеводитель. 
 
 
Организация в стране какого-либо крупного  мероприятия, которое привлекло бы туристов. Примером такой акции может служить, например, выставка «Экспо-2000», проходившая в Ганновере с июня по 31 октября 2000 года. Это событие привело к резкому всплеску количества туристов, желающих посетить Германию. Подобный пример – это Чемпионат Мира по футболу, Олимпиады, Спортивные чемпионаты. Это самая непосредственная сфера VIP – турагентства.  Подобные поездки могут позволить себе  только  наиболее обеспеченная публика, ведь порой только один билет на матч может достигать тысяч у.е. Эту акцию также можно рассматривать и как элемент работы со средствами массовой информации. Подобные мероприятия  позволяют журналистам, во-первых, увидеть ту страну, о которой они пишут, непосредственно. Во-вторых, они могут убедиться в надежности и достойном сервисе фирмы-организатора. В-третьих, позволяет установить хорошие отношения между представителями туристического бизнеса и прессой. 
 
Корпоративные мероприятия, которые представляют собой организуемые менеджментом туроператора (или нескольких операторов) акции, направленные на участие в них членов своего коллектива. Основным предназначением корпоративных мероприятий (например, торжественное подведение итогов года, празднование корпоративных юбилеев и торжеств) является формирование столь необходимого для туризма и туристического бизнеса корпоративного духа. Однако, организуя крупные корпоративные мероприятия, могущие представить интерес для широкой и далекой от проблем туризма общественности, туроператор-организатор зачастую прибегает к помощи со стороны СМИ в широком освещении данной акции. 
 
Большую популярность  приобретают корпоративные поездки – как просто в туристических целях, так и  в качестве развлекательного мероприятия. Для VIP-клиентов – это одно из потребляемых направлений в туризме. Каждая уважающая себя крупная компания  хоть раз в год проводит  такие «выезды» всей компанией,  материальные затраты на которые велики, но зато способствуют развитию корпоративной политики и повышению уровня имиджа в ней.  И чем дороже и эксклюзивнее будет поездка – тем больше будут говорить о компании, её организовавшей. 
 
Наконец, основным инструментом PR в туризме, долгое время остающемся наиболее популярным и действенным, является участие туроператора в регулярно проводимых туристических выставках. 
 
Туристические выставки, прежде всего, предназначены для поиска партнеров по сбыту, причем в достижении этой цели выставки оказываются весьма эффективными, так как они предназначаются только для специалистов туристического бизнеса. Туристические выставки организуются практически во всех столицах стран мира, сопровождаясь организацией пресс-конференций, семинаров, мастер-классов, презентациями, переговорами и т.д. Россия, как стремящаяся войти в состав мировых туристических держав страна, — не исключение.

Информация о работе Спортивно-оздоровительный и экстримальный туризм