Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:10, реферат
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире экстремальный туризм становиться все более популярным видом проведения свободного времени. Сплавы по бурным рекам, лыжные путешествия, погружения в глубины океанов и «парение» в облаках – так теперь выгладит отдых, заменивший собой предшествующий ему «пляжно – отельный» туризм. Туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально - экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем.
Введение
Глава I. Теоретические основы экстремального туризма
1.1 Экстремальный туризм: история возникновения и сущность
1.2 Виды экстремального туризма
1.2.1 Воздушные виды
1.2.2 Наземные виды
1.2.3 Водные виды
1.2.4 Горные виды
1.2.5 Экзотические виды
1.3 Безопасность в экстремальном туризме
1.4 PR в туризме
Глава II. Анализ экстремального туризма в России и за рубежом
2.1 Экстремальный туризм в России и за рубежом
2.2 Развитие экстремального туризма в России
Заключение
Список использованных источников
- Водные лыжи
- один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Водные лыжи впервые появились в 1922 г., когда американец Ральф Самуэльсон, житель штата Миннесота, экспериментируя с обычными зимними лыжами, решил испробовать их на воде. Две широкие сосновые доски он оснастил крепежом для ног. После чего изобретатель успешно опробовал лыжи на водах озера в Лейк Сити. Этот вид спорта постоянно прогрессировал и сегодня он стал настолько зрелищным и популярным, что в 1998 г. Олимпийский комитет Греции рекомендовал ввести водные лыжи в программу Олимпиады 2004 г. в Афинах. Правда, окончательное решение МОК по этому вопросу так и не принял. Ну а для занятий водными лыжами потребуется четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм.
Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долл., плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) - примерно 150 долл. Водные лыжи в настоящее время активно практикуются на Черноморском побережье.
- Виндсёрфинг
- разновидность парусного
- Сёрфинг
- то же самое, только без паруса. Собственно, виндсёрфинг и произошел от сёрфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10- 12 м/с. Ну а рекорд на сегодняшний день - более 70 км/ч. Стоимость комплекта снаряжения достаточно высока. Виндсёрф в комплекте - 1000 долл., запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) - 500, гидрокостюм - 200, итого - 1700 долл.
- Каякинг
- популярный за рубежом вид отдыха, набирающий всё наибольшую популярность в России. Это спорт одиночек, хотя и не лишен командного духа. Он даёт возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развивается три основных направления - гребной слалом, родео и сплав.
- Слаломный каякинг
- это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.
- Родео,
в отличие от слалома - это не только виртуозная техника, но и элемент игры. Фристайл на каяке - это выполнение различных трюков на лодке за счет особенностей рельефа реки. На каяке можно отправиться в водный поход по реке любой сложности или проводить игровые сплавы на небольшом отрезке горной реки, выбирая отдельные препятствия в виде бочек, валов и водопадов и проходя их налегке. Естественно, чтобы чувствовать себя уверенно во время сплавов, необходимо владеть базовой техникой слалома и родео. В состав экипировки каякера входят: лодка, шлем, спасательный жилет, юбка (препятствует попаданию воды в лодку), прорезиненные тапочки и весло.
- Рафтинг
- это увлекательный спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах. Рафтинг - один из наиболее посещаемых туров, совершенно безопасный даже для самых юных туристов. В последние годы он вызывает такой громадный интерес со стороны любителей экстремального отдыха, что большинство пригодных для этого туризма горных рек были освоены профессионалами, которые теперь предлагают рафтинг туры практически в любую точку мира. Рафт туры в основном бывают следующих видов: поездки на день (от 60 до 150 долл.) или полдня (в районе 25- 75 долл.) и многодневные путешествия. Во время многодневных туров туристы попадают в отдаленные уголки гор с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт туров - от 1000- 1500 долларов.
1.2.4 Горные виды
- Альпинизм
- вид спорта и активного отдыха, возникший в Альпах, имеющий целью восхождение на вершины гор с последующим спуском по пути подъёма или другим путём. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерно развивается и популяризируется. Как правило, для восхождения принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной вершины. Однако любители острых ощущений не останавливаются и зимой, а сложные погодные условия и сходы лавин только добавляют остроты путешествию. В горы идут, чтобы испытать себя, рискнуть, преодолеть все и добраться до вершины. Вкус победы сладок, даже если альпинист покорил не Эльбрус, а всего лишь стенку на местном скалодроме. Альпинистское оснащение стоит дорого, полный комплект качественного снаряжения обойдется экстремальному туристу в 1500- 2000 долл. Впрочем, если хочется просто раз в жизни подняться на Эльбрус, можно взять снаряжение и в аренду. Стоить такой 10 дневный тур будет около 200 долл. Главной проблемой альпинизма в России, помимо своей дороговизны, является малое количество опытных инструкторов.
- Горнолыжный туризм
- разновидность горного туризма,
- Сноубординг
- спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске. Это более агрессивный, активный и экстремальный вид, нежели горные лыжи. Сноубординг как отдельный вид спорта появился в Америке в 60-х г. XX в.. Яростными поклонниками новомодного увлечения стали по большей части серферы, не желавшие сидеть без дела в ожидании летних дней. В нашей стране сноубординг массовое признание получил в середине 1990-х гг.
Экстремальные увлечения, связанные с горными лыжами и сноубордом, можно разделить на несколько групп:
1. Фрискинг (frisking, или Freddie)
- спуск по крутым
2. Хелискинг (heliskiing)
- то же самое, но с
3. Скитур (ski touring)
- скитур, горный туризм с использованием лыж и специальных креплений для подъема в гору;
4. Лыжный альпинизм
- восхождение на гору с целью
спуститься на лыжах или
5. «New school»
- нечто вроде сноубордического фристайла [12, с. 12].
1.2.5 Экзотические виды
- Космический туризм
- оплачивающиеся из частных
средств полёты в космос или
на околоземную орбиту в
- Кайтсёрфинг
– вид экстремального туризма основой, которого является движение по поверхности под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым воздушным змеем (кайтом). Заниматься кайтсёрфингом можно как в горах, так и на равнинной местности, обязательным условием является ветер. Можно даже кататься по любым полям, сколь угодно плоским или бугристым. Но особым шиком считается прокатиться на доске по водоемам, покрытым ледяной коркой и запорошенным снегом. К тому же русла рек или озер, как правило, являются самыми ветреными местами. Удивительная внесезонная универсальность позволяет использовать воздушных змеев и зимой, и летом. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза.
- Джайлоо туризм
- один из видов экзотического
экстремального отдыха - жизнь в
первобытном племени со всеми
прелестями кочевого быта. Этот
увлекательный вид туризма
Рассмотрев экстремальные виды туризма и туризм в целом можно сделать вывод, что любой вид туризма несет в себе экстрим. Передвигаетесь ли вы на определенном транспорте или пешком, соблюдение правила безопасности важны в любом случае.
1.3 Безопасность в экстремальном туризме
В природной среде ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни человека, угроза его здоровью и психическому состоянию может сложиться как в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине (или желанию). Но бывают ситуации другого рода, которые возникают не по зависящим от нас причинам:
1. различные аварии в безлюдной местности;
2. потеря ориентирования в лесу;
3. отстал от группы на маршруте;
4. встретил хищных животных;
5. провалился в топкое болото;
6. перевернулась лодка на водоеме
В результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза. Основа успеха выживания в условиях вынужденной автономии в природе это умение выжить, желание выстоять. Главное - это воля и стремление к жизни. Решающее значение имеют действия, совершенные впервые минуты экстремальной ситуации. Боль она причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания. Переутомление и усталость - опасные враги. Они притупляют волю и делают человека уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и восстановить силы, можно правильно и равномерно распределяя физические нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом. Холод оказывает отрицательное воздействие на психику и организм человека. Поэтому необходимо обеспечить защиту от него: строительство укрытия, разведение костра. Жара вызывает изменения в организме, так как перегрев нарушает работу многих органов, воздействует на физическое и психическое состояние человека. Облегчить положение может строительство укрытия от солнца, экономное расходование воды. Жажда - это сигнал на нехватку жидкости в организме. Но неразумное потребление воды в жару может привести к неуправляемой жажде: пить хочется тем сильнее, чем больше человек пьет. Голод не так страшен, как жажда. Человек может обходиться без пищи длительное время, сохраняя при этом работоспособность и ясность ума. Но при недостатке воды голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к холоду, боли, физическим нагрузкам. С наступлением сложной, лично значимой, а тем более опасной, экстремальной ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, снижаются восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое. В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:
1. резкое понижение
2. резкое торможение активных действий;
3. повышение эффективности
4. действий, форм реагирования
Факторы риска в экстремальном туризме классифицируются по их природе:
1. травмоопасность
- результат перемещения
2. воздействие окружающей среды
- опасность проявления
4. биологическое воздействие
- риск укусов животных, ядовитых
насекомых, переносчиков
5. психофизиологические нагрузки
- риск возникновения физических
и нервно психических
6. опасность ультрафиолетового и радиационного излучения, химическое воздействие, токсическое, раздражающее, сенсибилизирующее воздействие;
8. специфические факторы риска
- возможность возникновения на
маршруте природных и
Вывод: Экстремальный туризм имеет ряд определенных видов, каждый из которых разнообразен и несет в себе помимо удовольствия, весьма реальную опасность. С экономической же точки зрения, экстремальный туризм является самым дорогим источником адреналина. С каждым годом тур операторы «выдумывают» и разрабатывают все новые экстремальные туристические маршруты. Сейчас огромной популярностью пользуются посещения Южного и Северного полюсов, Чернобыль, космический туризм и еще ряд «не совсем обычных», если можно данный термин применить к экстриму, видов туризма. Экстрим подразумевает выброс адреналина, а по заключению ученых, постоянный выброс большого количества адреналин в кровь (именно это происходит при занятии любым видом экстремального туризма), ведет к привыканию и не редко заболеваниям сердца.
1.4 PR в туризме
PR в туризме можно условно
разделить на два основных
направления: деятельность
PR-акции департаментов по туризму:
С точки зрения туризма, все страны мира
можно условно разделить на 3 группы:
1. Страны, для которых туризм не является
значительной статьей доходов, и поэтому
мало заинтересованные в дополнительном
привлечении туристов.
2. «Благополучные» страны - для них туризм
является значительной статьей доходов,
и туристы активно посещают их.
3. «Неблагополучные» страны – туризм
для них является важной статьей доходов,
но поток туристов снижается из-за сформировавшегося
по каким-либо причинам отрицательного
имиджа.
Страны первой группы мало внимания уделяют
дополнительному привлечению клиентов.
Ассигнования средств на это правительств
либо не производятся, либо ограничиваются
прямой рекламой. И туризм и сфера услуг
там мало развиты. Примером такой страны
могут, вероятно, служить Азербайджан,
Ирак и т.п. Однако надо отметить, что таких
стран последнее время становится все
меньше и меньше. И более того, VIP-клиенты,
так любящие все необычное, часто «заказывают»
путешествия в подобные «редкие»страны.
Далеко не все турфирмы смогут предоставить
тур в такие страны. Поэтому в настоящее
время видится необходимым для крупных
VIP-фирм, налаживание связей со странами
первой группы.
Страны второй группы – наиболее посещаемые
страны мира. Это традиционно благополучные
страны и существующий туристический
поток вполне отвечает их потребностям.
Примерами таких стран могут служить:
Франция (в 1999 году доля рынка Франции
в мировом рынке туристических услуг составляла
10,9%), Испания (7,9%), США (7,2%) и ряд других
стран. В основном, эти страны тоже ограничиваются
лишь прямой рекламой, и то в незначительных
объемах. PR-акции применяются Департаментами
по туризму этих стран только в случае
каких-либо событий, которые могут негативно
повлиять на их имидж.
Например, французские аналитики в 1996
году пришли к выводу, что турбизнесу этой
страны угрожают два обстоятельства: волна
террористических актов, а также высокомерие
и неприветливость самих французов, которые
редко вспоминают об интересах других
народов. Чего стоят одни испытания ядерного
оружия в 1995-1996 годах в Тихом океане, которые
провела Франция, не прислушиваясь ни
к чьему мнению. Бурное возмущение в остальном
мире привело к падению продаж французских
производителей и снижению туристического
потока. Для исправления ситуации власти
приурочили к началу туристического сезона
1996 года мощную PR-кампанию. Ее основой
стали «контракты гостеприимства», которые
подписали около 20 тысяч предприятий сферы
обслуживания. Они обязались «улыбаться»,
«следить за своим внешним видом», «приветливо
и квалифицированно отвечать на телефонные
звонки». Среди работников отелей и ресторанов
также были распространены соответствующие
материалы: разговорники, инструкции,
информация об обычаях и нравах других
народов, советы по международному этикету.
В итоге Франция не только не потеряла
занимаемое ей к 1996 году третье в мире
по объему турпотока, но и поднялась к
1999 году на первое, обогнав Испанию и США.
На взыскательные вкусы VIP-клиентов также
не всегда легко ответить. Требует больших
материальных, и не только, затрат договориться
о каких-либо необычных экскурсиях, о проживании
в королевских апартаментах, спланировать
индивидуальный тур по стране.
Наибольший интерес представляют страны
третьей группы. Это страны, доходы которых
сильно зависят от туризма, но которые
имеют неустойчивую репутацию. Среди них
такие популярные у российских туристов
страны, как Турция, Египет, Кипр, Израиль
и другие. Они предлагают достаточно комфортный
и недорогой отдых, однако различные события,
происходящие в этих странах, регулярно
отпугивают туристов. А для VIP-туристов
и того сложнее – для них это слишком банально!
Тут необходима масштабная PR- акция для
привлечения таких клиентов в самые популярные
страны. Понятно, что в проведении масштабных
PR- акций вместо прямолинейных рекламных
компаний заинтересованы, прежде всего,
эти так называемые проблемные страны.
О них и хотелось бы поговорить более подробно.
Основными причинами, по которым государственные
департаменты по туризму обращаются к
PR-акциям, являются следующие:
- большое количество стран, предлагающих,
в общем-то, однотипный отдых (например,
Турция и Греция)
- различные события, негативно влияющие
на имидж страны в глазах туристов (например,
угроза террористических актов)
- появление новых похожих стран и новых
туристических направлений (например,
не так давно российские туристы открыли
для себя Марокко).
Среди методов PR-деятельности тоже можно
выделить основные общие направления:
Работа со средствами массовой информации.
Одна из креативных идей, легко осуществимых
в данных условиях, выглядит следующим
образом. Необходимо создавать и развивать
центры культуры (часто при посольствах
стран), где любой бы человек мог бы плотно
познакомится с культурой конкретной
страны. Что касается VIP-клиентов, то можно
удовлетворить сразу две потребности
(опять же экономия времени): открыть повсеместно
самые различные рестораны, с кухней той
или иной страны (и никакой другой). Выдержать
интерьер строго в стиле страны, пригласить
персонал, разложить подробные, красочные
буклеты об этой стране (во время ожидания
заказа клиент сможет скоротать время
за увлекательным чтением), повесить LCD-телевизоры,
где будут показывать виды, культуру и
обычаи данной страны. К каждому такому
ресторану и в каждом таком буклете помещать
информацию об агентстве, предоставляющем
путешествия в страну, возможна даже более
детальная информация – описание тура,
цены, и т.д.
Увы, в РФ таких центров крайне мало, и
это, на мой взгляд, большое упущение предпринимателей.
Ведь взаимовыгодное сотрудничество туристического
и ресторанного бизнеса принесет лишь
положительный результат.
Организация рекламных поездок.
Как известно, лучшая реклама в России
– люди. Если человек хорошо отдохнул
в той или иной стране, то его друзья, скорее
всего тоже отправятся в эту страну, а
затем и их друзья и так далее. Организуются
поездки двух типов:
Для клиентов. Это дешевая или почти бесплатная
поездка на курорт высокого уровня с определенным
набором экскурсий. Чтобы получить ее,
клиент обычно должен поучаствовать в
лотерее или ответить на вопросы о стране.
Цель такой акции – создать хорошее впечатление
о стране у клиента, которое он затем передаст
своим друзьям и знакомым. Для VIP-клиентов
проводятся розыгрыши необычных туров
– к примеру, купил джип – выиграл поездку
на сафари на тех же джипах. Конечно с предоставлением
лучших условий, и открытой датой путешествия.
Для сотрудников туристических агентств.
Это также почти бесплатная поездка на
несколько курортов с посещением различных
районов и отелей. Цель такой акции – также
создать хорошее впечатление о стране,
ознакомить потенциальных агентов с возможностями
отдыха и наладить деловые связи. Абсолютно
все уважающие себя туроператоры, приобретают
связи «на месте», а не изучив путеводитель.
Организация в стране какого-либо
крупного мероприятия, которое привлекло
бы туристов. Примером такой акции может
служить, например, выставка «Экспо-2000»,
проходившая в Ганновере с июня по 31 октября
2000 года. Это событие привело к резкому
всплеску количества туристов, желающих
посетить Германию. Подобный пример –
это Чемпионат Мира по футболу, Олимпиады,
Спортивные чемпионаты. Это самая непосредственная
сфера VIP – турагентства. Подобные поездки
могут позволить себе только наиболее
обеспеченная публика, ведь порой только
один билет на матч может достигать тысяч
у.е. Эту акцию также можно рассматривать
и как элемент работы со средствами массовой
информации. Подобные мероприятия позволяют
журналистам, во-первых, увидеть ту страну,
о которой они пишут, непосредственно.
Во-вторых, они могут убедиться в надежности
и достойном сервисе фирмы-организатора.
В-третьих, позволяет установить хорошие
отношения между представителями туристического
бизнеса и прессой.
Корпоративные мероприятия, которые представляют
собой организуемые менеджментом туроператора
(или нескольких операторов) акции, направленные
на участие в них членов своего коллектива.
Основным предназначением корпоративных
мероприятий (например, торжественное
подведение итогов года, празднование
корпоративных юбилеев и торжеств) является
формирование столь необходимого для
туризма и туристического бизнеса корпоративного
духа. Однако, организуя крупные корпоративные
мероприятия, могущие представить интерес
для широкой и далекой от проблем туризма
общественности, туроператор-организатор
зачастую прибегает к помощи со стороны
СМИ в широком освещении данной акции.
Большую популярность приобретают корпоративные
поездки – как просто в туристических
целях, так и в качестве развлекательного
мероприятия. Для VIP-клиентов – это одно
из потребляемых направлений в туризме.
Каждая уважающая себя крупная компания
хоть раз в год проводит такие «выезды»
всей компанией, материальные затраты
на которые велики, но зато способствуют
развитию корпоративной политики и повышению
уровня имиджа в ней. И чем дороже и эксклюзивнее
будет поездка – тем больше будут говорить
о компании, её организовавшей.
Наконец, основным инструментом PR в туризме,
долгое время остающемся наиболее популярным
и действенным, является участие туроператора
в регулярно проводимых туристических
выставках.
Туристические выставки, прежде всего,
предназначены для поиска партнеров по
сбыту, причем в достижении этой цели выставки
оказываются весьма эффективными, так
как они предназначаются только для специалистов
туристического бизнеса. Туристические
выставки организуются практически во
всех столицах стран мира, сопровождаясь
организацией пресс-конференций, семинаров,
мастер-классов, презентациями, переговорами
и т.д. Россия, как стремящаяся войти в
состав мировых туристических держав
страна, — не исключение.
Информация о работе Спортивно-оздоровительный и экстримальный туризм