Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:11, реферат
Они проходят в искусственно созданных ситуациях указанного типа, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников.
Значит, по отношению к обычным жизненным соревновательным ситуациям спортивное соревнование выступает как их гуманная модель. Ее гуманность состоит в том, что в соперничестве не ставится задача ранить, уничтожить соперника, унизить его достоинство, все соперники действуют в одинаковых условиях, по одним и тем же правилам, и само соперничество призвано дать им возможность объективно оценить свои способности и содействовать развитию их личностных качеств.
1. Спортивное соревнование
Ответ на вопрос о том, что такое спортивные соревнования и чем они отличаются от других соревнований, существенно облегчается, если обратиться к роли и значению соперничества людей в тех или иных жизненных ситуациях.
1.2. Спортивное соревнование как особая форма соревнования
Они проходят в искусственно
созданных ситуациях указанного типа,
предусматривают соблюдение определенных
правил, в том числе правил-запретов, а
также наличие судей, объективно оценивающих
те или иные способности соперников.
Значит, по отношению к обычным жизненным
соревновательным ситуациям спортивное
соревнование выступает как их гуманная
модель. Ее гуманность состоит в том, что
в соперничестве не ставится задача ранить,
уничтожить соперника, унизить его достоинство,
все соперники действуют в одинаковых
условиях, по одним и тем же правилам, и
само соперничество призвано дать им возможность
объективно оценить свои способности
и содействовать развитию их личностных
качеств. Именно этими качествами, например,
спортивное соревнование по фехтованию
отличается от боевого сражения на шпагах,
саблях и т.д., а спортивное соревнование
в боксе - от уличной драки.
История возникновения и развития
наиболее популярной спортивной игры
- футбола также показывает, как постепенно
в ходе исторического развития формируется
соперничество, обладающее указанными
особенностями. В начале своего развития
(около 200 лет назад) футбол был грубой
игрой. Каждый игрок действовал, как ему
заблагорассудится, и во многих случаях
футбол был ничем иным, как проявлением
неограниченной агрессивности. Это приводило
ко все более серьезным травмам. Неудивительно,
что в этих условиях общество осуждало
футбол как варварскую игру. В Англии в
этот период футбольные команды часто
сравнивались с первобытными ордами, сметающими
все на своем пути. Для смягчения агрессивных
импульсов и контроля за социальными конфликтами
посредством известной формы дисциплины
в футболе возникла потребность учредить
комплекс правил. Эти правила должны были
отвечать ряду требований: 1) быть достаточно
простыми; 2) не лишать игру интереса; 3)
соблюдаться всегда и полностью. Такие
правила были введены в Англии примерно
в 1850 г. Это соответствовало духу того
времени: общество стремилось ограничить
грубость и насилие не только в футболе,
но и во всех областях жизни. В результате
введения правил футбол претерпел существенную
модификацию. Из динамической формы деятельности,
в которой конфликты между индивидами
и группами разрешались силой или угрозой
нанесения ущерба другой стороне, он был
преобразован в цивилизованную «отдушину»
для агрессивности и межгрупповой напряженности.
Тем самым было положено начало тому футболу,
который всем нам ныне знаком. В Америке
развивается футбол, отличный от европейского.
Первоначально он также был неразрывно
связан с увечьями игроков. И только в
1905 г. когда во время футбольных матчей
погибли 18 человек и 159 получили серьезные
увечья, президент Рузвельт распорядился
принять меры, ограждающие жизнь и здоровье
спортсменов. Под его нажимом в правила
игры были внесены некоторые изменения.
Аналогичная модификация соперничества
характерна и для бокса, который появился
Америке в 1750 г. Длительное время он был
«кровавым» спортом, так как противники
выступали без перчаток, а схватки продолжались
по сорок пять, а то и более раундов и заканчивались,
когда один из жестоко избитых соперников
сдавался или валился замертво. Широкие
протесты общественности заставили конгресс
подготовить закон о полном запрещении
бокса по всей стране. Лишь после введения
в 1896 г. правил маркиза Куинсбери бокс
стал более или менее «цивилизованным».
1.3. Значение соперничества и проблема его гуманизации
· Соперничество,
безусловно, играет определенную позитивную
роль в жизни людей. Как уже отмечалось,
при определенных условиях оно позволяет человеку сравнить,
сопоставить свои способности с другими
людьми, выяснить, в чем он превосходит
их или, напротив, уступает им. Тем самым
состязание побуждает людей к активности,
к формированию, развитию, совершенствованию
своих способностей.
Но соперничество может иметь и негативные
последствия. В разнообразных формах состязания,
борьбы, конфликтов, постоянно возникающих
в жизни людей, соперничество нередко
унижает достоинство личности, наносит
вред здоровью и даже заканчивается трагически,
по крайней мере, для одной из соперничающих
сторон. Наиболее ярким примером соперничества
с таким его последствием является война.
Кроме того, во многих жизненных ситуациях
- например, в процессе трудовой или познавательной
деятельности людей - затрудняется объективная
сравнительная оценка способностей, поскольку
у разных людей их деятельность, как правило,
проходит в различных условиях.
В связи с этим возникает важная социальная
задача: найти пути, формы, методы для того,
чтобы сохранить, максимально полно использовать
позитивные стороны соперничества, устранить
(хотя бы смягчить) его негативные стороны,
т.е. содействовать гуманизации соперничества
(повышению его гуманистической ценности
для личности и отношений между людьми).
Предпринимались и предпринимаются
разнообразные попытки решения этой задачи.
Чтобы придать военным сражениям более
«гуманный» характер, запрещается, например,
использование определенных видов вооружения.
В других видах соперничества вводятся
писаные и неписаные правила, нормы поведения
в соревновании (к примеру, юридические
нормы конкуренции, правило «лежащего
не бьют») и т.д.
Вместе с тем, найден магистральный путь
решения обсуждаемой проблемы: замена
обычных соревновательных ситуаций жизнедеятельности
людей на искусственно созданные, игровые
(условные) с целью создать равные условия
для соперников и тем самым обеспечить
возможность унифицированного сравнения,
объективной оценки качеств и способностей
участников соперничества, а также обезопасить
их здоровье и достоинство личности, т.е.
обеспечить гуманный характер соперничества.
Социальный «механизм» создания таких
искусственных ситуаций соперничества
предусматривает следующее:
1) предметы, с которыми действуют в обычных
жизненных ситуациях соперничества и
которые имеют определенное утилитарное
(прикладное) значение, заменяются на иные
(«условные», «игрушечные»), не имеющие
такого значения и приспособленные для
указанных целей;
2) соответствующим образом модифицируется
само место (пространство) соперничества;
3) формулируются определенные
правила, уточняющие, что можно делать
соперникам и что им запрещено (правила-запреты);
4) вводятся особые лица (судьи), обеспечивающие
соблюдение данных правил и дающие оценку
выступлению участников соревнования.
Все эти изменения позволяют использовать
соперничество в широких социокультурных
целях, для решения комплекса социально-педагогических
задач, т.е. содействует повышению его
значения для личности и общества в целом.
В рамках такой организации соперничества
людей и возникает спортивное соревнование.
1.4. Теория спортивных соревнований
Соревнование – основной
элемент спортивной деятельности. Без
них спорт полностью утрачивает свой смысл
и свою специфику. Более того, показано,
что в развитии человеческой культуры
различные виды противоборства, состязаний,
игр первичны; лишь позже начали появляться
и закрепляться в практике элементы, методы,
формы подготовки к их участию (В.А. Демин,
1974). Стало быть, генетически и субординационно
спортивные состязания «старше» спортивной
тренировки и других форм подготовки спортсменов.
Спортивное соревнование выступает как
причина, породившая тренировку, а не наоборот.
В связи с тем, что основой спорта являются
соревнования, для обеспечения их функционирования
в процессе исторического развития общества
формируется и соответствующая сфера
спорта. Сфера спорта — это специализированная
социально-организованная система, которая
образовалась вокруг соревнования (СВ.
Брянкин, 1983). Она включает в себя: идеологическое,
научное и методическое управление; материально-техническое
и финансовое обеспечение; подготовку
кадров; отбор и подготовку спортсменов
и связи с другими сферами человеческой
деятельности.
Выделяют первичные и вторичные функции
спортивных соревнований. Главными особенностями спортивных
соревнований являются:
1)строгая регламентация деятельности
участников соревнований, обслуживающего
персонала и других лиц;
2)полифункциональность, пол и структурность
и полипроцессуальность деятельности,
протекающая в экстремальных условиях;
3)наличие в каждом соревновании процесса
борьбы, противоборства, неантагонистического
соперничества, конкуренции, которые проявляются
в стремлении одержать победу, достигнуть
максимального результата;
4)высокая общественная и личная значимость
для каждого спортсмена и самого процесса
борьбы и достигнутого спортивного результата;
5)высокий эмоциональный фон деятельности,
вызванный максимальными физическими
и психическими напряжениями (нередко
превосходящими возможности спортсмена)
в условия непосредственной борьбы за
результат;
6)непосредственное или опосредованное
взаимодействие соревнующихся противников,
при котором каждый стремится к достижению
превосходства над соперниками и в то
же время противодействовать им;
7)равенство условий и сравнимость результатов
каждого участника соревнований с помощью
определенного стандарта с результатами
других спортсменов, знакомых с критериями
сравнения и имеющих возможность оценить
результат выступления. Сравнимость результатов
возможна, благодаря наличию тщательно
разработанных правил и положений о соревнованиях,
института квалифицированных судей, технических
средств и навыков фиксирования спортивных
достижений. Равные условия участия и
справедливое определение победителя
создают на соревнованиях ту социльно-нравственную
микросреду, в которой полнее и свободнее
раскрывается спортивный потенциал, создаются
предпосылки для проявления возможного
доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими
и духовными ценностями.
8)наличие определенных форм и требований,
выполнение которых дает право на присвоение
спортсмену звания «спортсмен-разрядник»,
«мастер спорта», «мастер спорта международного
класса» и «заслуженный мастер спорта».
В общей структуре любого спортивного
соревнования составными его частями
являются: 1) спортсмены-соперники; 2) предмет
состязаний, т.е. совокупность действий
соперников, выступающих средством ведения
соревновательной борьбы в избранном
виде спорта; 3) судейство (правила соревнований,
нормы, критерии и технология определения
мест соревнующихся и пр.); 4) средства и
службы обеспечения соревновательной
деятельности; 5) болельщики и зрители;
6) иерархия мест участников состязаний,
т.е. распределение каждого из них на основе
показанных спортивных результатов в
порядке от лучшего к худшему.
Спортсмены-соперники. В спортивных соревнованиях
могут участвовать не менее двух спортсменов.
Можно состязаться с самим собой — стремиться
достичь какого-либо результата. Но это
не будет спортивным соревнованием, так
как исключается его внешний признак —
противоборство (А.А. Тер-Ованесян, 1978).
Поэтому спортсмены-соперники и достигнутые
ими спортивные результаты — центральный
элемент соревнований.
Взаимодействия спортсменов-соперников.
Взаимодействие спортсменов в процессе
соревнований выступает в двух основных
аспектах: по отношению к противнику —
в форме противоборства или соперничества;
по отношению к партнерам по команде —
в форме взаимодействия или сотрудничества.
Противоборство соперников или соперничающих
команд может быть непосредственным (при
жестком, нежестком, условно-жестком контакте)
и опосредованным (при отсутствии контакта).
Сотрудничество между партнерами, общий
смысл которого состоит в объединении
усилий или достижения общей цели — спортивной
победы, также может иметь различные формы
проявления: совместно взаимосвязанные
действия, совместно синергетические
действия, совместно последовательные
и совместно индивидуальные действия
спортсменов. Эти особенности соревновательного
взаимодействия во многом определяют
содержание и структуру соревновательной
деятельности спортсменов в том или ином
виде спорта. В зависимости от структуры
связей между спортсменами-соперниками
и партнерами можно выделить три формы
ведения соревновательного поединка:
индивидуальную, групповую, командную
и индивидуально-групповую (командную).
Эти формы взаимодействия соревнующихся
спортсменов находят свое отражение в
личных, командных и лично-командных соревнованиях.
Судейство соревнований. Главным организатором и
руководителем спортивных соревнований,
ответственным за их проведение и в известной
мере за достигнутые результаты является
спортивный судья. Вполне очевидно, что
от квалифицированного и объективного
судейства во многом зависит распределение
мест участников соревнований. Судья ответствен
и за здоровье участников соревнований.
Во всех случаях, когда может быть нанесен
ущерб здоровью спортсменов (неблагоприятные
метеорологические условия, плохое состояние
мест занятий, неисправность оборудования,
несоответствие одежды и обуви и т.п.),
он обязан устранить недочеты, а при невозможности
сделать это — отменить соревнование
или перенести его на другой срок или в
другое место. Спортивный судья
должен быть, прежде всего, безукоризненным
знатоком правил соревнований по данному
виду спорта, честным, объективным, беспристрастным,
решительным, вежливым, спокойным человеком,
который и вне соревнований пользуется
авторитетом и уважением.
Объективность и точность определения
спортивно-технических результатов зависит
от многих факторов:
1. Психофизиологических возможностей
спортивного судьи, прямо или косвенное
влияющих на процесс измерения результатов.
2. Наличия объективных средств и способов
регистрации результатов в конкретных
видах спорта. В видах спорта с метрическим
определяемым результатом (легкая атлетика,
плавание, тяжелая атлетика и др.) эта проблема
в какой-то степени не является достаточно
острой. В видах же спорта, в которых результат
определяется в условных единицах и конечным
эффектом (гимнастика, фигурное катание,
прыжки в воду и др.), объективность
3. судейства — одна из важнейших проблем
проведения любого крупного соревнования.
Разницы в классе и достижениях соперничающих
спортсменов. В тех случаях, когда одинаковый
результат показывают большое число спортсменов
(при существующей точности измерения
результата в данном виде спорта и на данный
момент времени), при всем желании очень
трудно создать объективную картину распределения
мест среди участников этого соревнования.
4. Внешних условий, в которых проводятся
соревнования (температура окружающей
среды, силы и направления ветра, влажности,
поведения болельщиков и др.).
В настоящее время разрабатываются
методы, позволяющие повысить объективность
действий судей. К ним относятся: 1) аттестация
судей на основе оценки правильности их
действий специальным жюри.
Зрители и болельщики. Выступление спортсмена на
соревнованиях практически никогда не
обходится без реакции зрителей, аудитории.
Зрители своим поведением создают положительный
или отрицательный эмоциональный фон
проведения соревнования. Поэтому присутствие
зрителей, поддерживающих спортсмена
или его соперников, их отношение к происходящему
на соревнованиях может оказать существенное
влияние на результат выступления. Неопытный
спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение
и выступить хуже, чем обычно, в то время
как более опытный участник не так легко
поддается воздействиям среды и в той
же соревновательной ситуации сохраняет
самообладание.
В зависимости от отношения зрителей к
спортсмену (сопереживания), их явных реакций,
а также психологической близости, которая
может быть между ними, предлагается следующая
классификация зрителей (Б.Дж. Кретти,
1978):
1) зрители, состоящие из значимых для спортсмена
людей, реагируют положительно;
2) зрители реагируют положительно, но
незнакомы спортсмену;
3) зрители пассивно наблюдают за деятельностью
спортсмена без каких-либо реакций в его
адрес;
4)зрители не проявляют выраженного интереса
к деятельности спортсмена;
5)зрители реагируют отрицательно на деятельность
спортсмена.
В частности, установлено, что на психологическое
состояние спортсмена и успешность его
выступления на соревнованиях прежде
всего влияют:
а) количество присутствующих зрителей
на соревнованиях. Эмоциональное возбуждение
спортсменов увеличивается по мере увеличения
количества зрителей до оптимального
предела, выше которого уже не происходит
существенных изменений в уровне его активности
или эмоционального возбуждения;
6)расположение зрителей — близко или
далеко они находятся от спортсмена. Та
или иная дистанция от наблюдателя до
участника состязаний может вызвать разные
изменения в психических и нервно-мышечных
реакциях спортсменов. При этом важно
также, где именно находится наблюдатель:
сбоку, сзади или непосредственно перед
участником;
в)выступает спортсмен один или в команде;
г)величина шума, поступающего от зрителей,
одобрение и поддержка зрителями действий
спортсмена или, наоборот, недоброжелательность,
агрессивность. В этом случае реакция
спортсменов бывает разной. Она зависит
от особенностей личности участников
состязаний.
Есть спортсмены, на которых шум толпы
действует хуже всего, независимо от того,
была ли это поддержка болельщиков или
недоброжелательные выкрики. Некоторые
из них быстро реагируют на каждый выкрик
и оскорбительные замечания с трибун;
другие же не обращают на них никакого
внимания. Спортсмены,
стремящиеся к высоким достижениям, как
правило, положительно реагируют на одобрение
и поддержку зрителей и показывают в этих
условиях лучшие результаты. И наконец,
в присутствии враждебного числа зрителей,
приезжая команда обычно ведет себя агрессивно
(допускает больше нарушений);
д) присутствие зрителей противоположного
пола: зрители чаще положительно влияют
на мужчин, чем на женщин;
е) возраст, подготовленность, особенности
личности, темперамент самого спортсмена.
Поведение зрителей и возможные изменения
в деятельности спортсменов, когда он
начинает выступать перед ними, должно
учитываться при подготовке к соревнованиям.
К условиям, влияющим на результативность
деятельности спортсменов-соперников,
относятся также места проведения соревнований
(фактор «своего» и «чужого» поля), географическое
положений места проведения соревнований
(высота расположения места соревнований
над уровнем моря, температура, влажность,
атмосферное давление, уровень солнечной
радиации, часовой пояс и т.д.) и оборудование
мест их проведения.
В системе спортивной подготовки выделяют
подготовительные, контрольные, подводящие,
отборочные и главные соревнования.
Подготовительные соревнования. Основной целью их являются
адаптация спортсменов к условиям соревновательной
борьбы, отработка рациональных технических
решений в разнообразных ситуациях соревновательной
деятельности, становление целесообразных
тактических вариантов и развитие способности
к их реализации в условиях острого соперничества,
приобретение соревновательного опыта,
совершенствование специфических психических
качеств. Особую роль играют подготовительные
соревнования как эффективное средство
интегральной подготовки спортсмена.
Контрольные соревнования. Они проводятся с целью контроля
за уровнем подготовленности спортсмена.
В них проверяется эффективность прошедшего
этапа подготовки, оценивается уровень
развития физических качеств, технического
и тактического совершенства, интеллектуальных
и психологических возможностей спортсмена,
выявляются 'сильные и слабые стороны
в структуре соревновательной деятельности.
С учетом результатов контрольных соревнований
разрабатывается программа последующей
подготовки, предусматривающая устранение
выявленных недостатков для успешного
выступления в отборочных и главных соревнованиях.
Контрольную функцию могут выполнять
как официальные соревнования различного
уровня, так и специально организованные
контрольные соревнования. Программа
их может существенно отличаться от программы
отборочных и главных соревнований и быть
составлена с учетом необходимости контроля
за уровнем развития отдельных сторон
подготовленности.
Подводящие соревнования. В этих соревнованиях отрабатывается
модель соревновательной деятельности,
которую спортсмен предполагает реализовать
в главных соревнованиях. Необходимость
отработки различных вариантов соревновательной
борьбы (например, в единоборствах и спортивных
играх) предусматривает подбор соперников,
с которыми можно в наилучшей мере подготовить
тот или иной технико-тактический вариант.
Подводящие соревнования следует проводить
в условиях, максимально приближенных
к условиям главных соревнований. Подводящими
могут быть как специально организованные,
так и официальные соревнования.
Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований
комплектуют команды, отбирают участников
главных соревнований. В зависимости от
принципа, положенного в основу комплектования
состава участников главных соревнований,
в отборочных соревнованиях перед спортсменом
ставится задача завоевать определенное
место, выполнить контрольный норматив,
позволяющий попасть в состав команды
и надеяться на успешное выступление вглавных соревнованиях.
Главные соревнования. Целью участия в этих соревнованиях
является достижение победы или завоевание
возможно более высокого места. В них спортсмен
ориентируется на достижение максимально
высоких результатов, полную мобилизацию
и проявление физических, технических,
тактических и психических возможностей.
Подготовительные и контрольные соревнования
занимают исключительно большое место
в тренировочном процессе. Для квалифицированных
спортсменов такие соревнования с часто
изменяющейся программой организуются
обычно с интервалом в 1—2 недели. Подводящие
соревнования планируются в основном
во 2-й половине подготовительного и в
соревновательном периодах. Отборочные
и главные соревнования в подавляющем
большинстве видов спорта проводятся
не чаще 2—3 раз в течение года.
Техническая подготовка
Для того, чтобы
грести необходимо уметь правильно садиться в лодку,освоить
свободную посадку в лодке,занять исходное
положение, которое рационально считать
началом гребного цикла, состоящего из
проводки, конца проводки, подготовки
(заноса)изахвата.
Физическая…подготовка
Академическая гребля является одним
из видов спорта, обеспечивающих наиболее
полное общее физическое развитие. Это
обусловлено участием в выполнении гребка
всех групп мышц, широкой амплитуды движений,
достаточно высокими усилиями на гребке,
продолжительностью спортивного упражнения
и его эмоциональностью. Однако только
специализированных средств подготовки,
особенно на начальных этапах, недостаточно
для гармонического развития спортсмена
и создания базы роста его спортивного
мастерства.
Постоянно растущий уровень и плотность
спортивных результатов в крупнейших
всероссийских и международных соревнованиях,
напряженность борьбы на всех этапах ставят
перед спортсменом и тренером все более
сложные задачи в области совершенствования
методики подготовки. Победа в соревнованиях,
завоевание призовых мест становится
невозможным без многолетней круглогодичной
целенаправленной подготовки с научно
обоснованным соотношением объемов и
интенсивности общей и специальной подготовки,
а также применяемых тренировочных средств
на каждом этапе. Совмещение видов спорта
- основного и «межсезонного», широко применявшееся
ранее для обеспечения кругло годичности
подготовки, сейчас применяется достаточно
редко, так как не дает нужного эффекта.
На смену «межсезонным» видам спорта
пришла общая физическая подготовка, включающая
использование сразу большой группы упражнений
из многих видов спорта с применением
специальных тренажеров. На этапах спортивного
совершенствования и высшего спортивного
мастерства увеличился объем специальной
подготовки, часть которой выполняется
на гребных тренажерах.
Развитие таких ведущих в гребле физических
качеств, как сила и выносливость, корректировка
развития различных групп мышц, расширение
диапазона двигательных навыков до уровня,
обеспечивающего совершенствование технического
мастерства и стойкость к сбивающим факторам,
достигается только при оптимальном на
каждом этапе соотношении средств общей
и специальной подготовки, и умелом переносе
и трансформации технических навыков
и физических качеств в греблю.
В общей подготовке гребца широко применяются
некоторые виды спорта и упражнения, помогающие
решить указанные выше задачи. Среди этих
видов спорта можно назвать: плавание,
легкую атлетику, бег на лыжах, спортивные
игры, общеразвивающие упражнения, силовую
подготовку.
Силовая подготовка
Силовая подготовка используется
для повышения уровня максимальной силы,
взрывной, а также силовой выносливости.
Силовая подготовка осуществляется как
средствами общей подготовки (упражнения
с отягощениями и на тренажерах) так и
специальной (гребля с гидротормозом,
по номерам и предельные ускорения до
30 с). При использовании силовых упражнений
с отягощениями и на тренажерах должен
соблюдаться принцип «динамического соответствия»,
т. е. амплитуда, направление движения
и характер изменения усилия максимально
приближаются к специализируемому упражнению
- гребле, в силовых упражнениях воспроизводятся
технические элементы гребка с акцентированной
мобилизацией мышечных групп.
Увеличения уровня максимальной силы
достигают методом повторных усилий или
методом кратковременных напряжений.
При методе повторных усилий подбирают
отягощение, с которым спортсмен может
выполнить движение 10 раз подряд (повторный
максимум). В каждом подходе это движение
выполняется 5-7 раз с интервалом отдыха
(обычно до полной готовности к повторению.
При методе максимальных напряжений
величина отягощения возрастает до 90-95%
(в отдельных движениях до 100%) от максимального,
а количество движений в подходе сокращается
до 2-4 (в отдельных подходах до 1). Метод
максимальных напряжений может применяться
только при достаточной подготовленности
опорно-двигательного аппарата спортсмена
и не ранее 16 лет. Выбирая метод развития
максимальной силы, следует учитывать,
что повторные усилия способствуют увеличению
мышечной массы, а максимальные напряжения
мышечную массу почти не увеличивают при
приблизительно равном тренировочном
эффекте. Для воспитания взрывной силы
(быстроты) применяются упражнения с отягощениями,
позволяющими выполнить движение до 20
раз, а также гребля с гидротормозом или
«по номерам» при быстром или максимально
быстром нарастании усилия в начальной
фазе движения. Периодически те же упражнения
выполняются без отягощения максимально
быстро. Для воспитания силовой выносливости
применяются отягощения до 40-50% от максимально
доступного спортсмену в данном движении
при существенном увеличении количества
повторений в одном подходе. При подборе
отягощений, темпа, длительности выполнения
упражнении и интервала отдыха следует
учитывать энергетическую направленность
тренировочного занятия и периодически
определять физиологические характеристики
упражнений, так как направленность нагрузки
изменяются по мере адаптации к ней.
Тактическая подготовка
Тактика гребца - применение заранее
подготовленных, наиболее рациональных
и целесообразных действий, направленных
на решение поставленных задач.
Тактическая подготовка спортсмена
включает в себя два раздела: теоретическую
и практическую подготовки.
К теоретическим средствам тактической
подготовки относятся: беседы о тактике,
анализ различных соревновательных ситуаций,
изучение физиологических закономерностей
энергообеспечения при прохождении дистанции.
Практическими средствами тактической
подготовки являются: навыки распределения
сил во время тренировки, контрольного
прохождения дистанции и официальных
соревнований, скоростное прохождение
отрезков дистанции во время руления по
ней, применения теоретических знаний
в ходе соревнований.
Первые три варианта тактики могут
успешно применяться против заведомо
слабого противника и позволят при этом
сэкономить силы для участия в последующих
заездах. Кроме того, тактика ускорений
по дистанции может быть использована
как дополнительная скоростная тренировка
перед финалом и подготовка рефлекторного
ускорения на определенном участке дистанции
в финале.
В гонке с сильными противниками наиболее
рациональна тактика прохождения дистанции
на свой лучший результат, т.к. в основе
ее лежат физиологические закономерности
энергообеспечения.
Первые 20-30 сек. со старта спортсмен
проходит наиболее быстро, т.к. в это время
используется креатинфосфатный источник,
затем включается гликолиз, вызывающий
накопление в мышцах молочной кислоты
и только на второй минуте начинается
аэробное энергообеспечение, в процессе
которого происходит умеренное накопление
молочной кислоты и соответственно снижение
скорости на третьей четверти дистанции.
Примерно за 90 сек., что соответствует
500-550 м, гребец может максимально мобилизовать
свои анаэробно-гликолитические возможности
и несколько повысить скорость - обычно
до уровня скорости на второй четверти
дистанции. Более подробно это изложено
в Приложении № 5.
Анализ тактики сильнейших гребцов
в финалах чемпионатов мира показывает,
что этот вариант наиболее часто применяется.
Часто он может выглядеть как первый вариант,
т.к. победитель, как правило, сильней по
всей дистанции и начинает лидировать
сразу со старта.
Психологическая..подготовка
Психическая подготовка спортсменов
направлена на воспитание волевых качеств
личности и состоит из общей психологической
подготовки спортсменов, психологической
подготовки к соревнованиям и управления
нервно-психическим восстановлением спортсмена.
Общая психологическая подготовка предусматривает
формирование личности спортсменов и
межличностных отношений, развитие спортивного
интеллекта, специализированных психических
функций и психомоторных качеств.
Распределение средств и методов психологической
подготовки спортсменов в зависимости
от этапов и периодов учебно-тренировочного
процесса.
Средства и методы психолого-педагогических
воздействий должны быть включены во все
этапы и периоды круглогодичной подготовки,
постоянно повторяться и совершенствоваться.
Некоторые из них на том или ином этапе
обучения и тренировки годовых циклов,
особенно в связи с подготовкой к соревнованиям,
участием в них и восстановлением после
значительных тренировочных и соревновательных
нагрузок имеют преимущественное значение.
На этапе занятий, групп начальной подготовки
основное внимание должно уделяться нормированию
интереса к спорту, правильной спортивной
мотивации, нравственных и волевых качеств,
а также специфических, необходимых в
спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность,
чувство ответственности, уважение к тренеру
и товарищам по команде, сопернику, требовательность
к себе) положительных межличностных отношений
в спортивных группах, развитию простейших
сенсомоторных реакций, внимания, навыков
самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных
групп акцент делается на развитие спортивного
интеллекта, способности к саморегуляции,
нормировании волевых черт характера,
улучшении взаимодействий в спортивной
команде, развитии оперативного мышления
и памяти, специализированных восприятий,
создании общей психической подготовленности
к соревнованиям. На этапе занятий групп
спортивного совершенствования и высшего
спортивного мастерства основное внимание
в подготовке уделяется совершенствованию
волевых черт характера, специализированных
восприятий, сложных сенсомоторных реакций
и оперативного мышления, способности
к саморегуляции, нормированию специальной
предсоревновательной и мобилизационной
готовности, способности к нервно-психическому
восстановлению. В круглогодичном цикле
подготовки должен быть сделан следующий
акцент при распределении объектов психолого-педагогических
воздействий: в подготовительном периоде
выделяются средства и методы психолого-педагогических
воздействий, связанные с морально-психологическим
просвещением спортсменов, развитием
их спортивного интеллекта, разъяснением
цели и задач участия в соревнованиях,
содержания общей психологической подготовки
к соревнованиям, развитием волевых качеств
и специализированных восприятий, оптимизацией
межличностных отношений и сенсомоторным
совершенствованием общей психологической
подготовленности. В соревновательном
периоде подготовки упор делается на совершенствование
эмоциональной устойчивости, свойствах
внимания, достижении специальной психической
готовности к выступлению и мобилизационной
готовности к соревнованиям. В переходном
периоде используются преимущественно
средства и методы нервно-психического
восстановления спортсменов. В течение
всех периодов подготовки применяются
методы, способствующие совершенствованию
моральных черт характера и приемов психической
регуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных
занятий также существует определенная
тенденция преимущественного применения
некоторых постоянно используемых средств
и методов психолого-педагогического
воздействия. В вводной части занятий
применяются психолого-педагогические
методы словесного (смешанного) воздействия,
направленные на развитие определенных
свойств личности юных спортсменов, сообщается
информация, способствующая развитию
интеллекта и психических функций в подготовительной
части занятий используются методы развития
внимания, сенсомоторики и волевых качеств;
в основной - совершенствуются специализированные
психические функции и психомоторные
качества, эмоциональная устойчивость,
способность к самоконтролю и саморегуляции,
повышается уровень психической специальной
готовности спортсменов. В ходе тренировки
особенно при состоянии значительного
утомления спортсменов необходима особая
корректность поведения тренера. В заключительной
части занятий совершенствуется способность
к саморегуляции и нервно-психическому
восстановлению. Разумеется, распределение
средств и методов психической подготовки
в решающей степени зависит от психических
особенностей спортсменов, задач их индивидуальной
подготовки, направленности тренировочных
занятий. Важным фактором является выявление
и учет при планировании учебно-тренировочного
процесса таких личностных характеристик
спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная
устойчивость и способность переносить
монотонную работу.
3.Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена
В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы,
так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:
1) метод регламентированного упражнения;
2) игровой метод;
3) соревновательный метод;
4) словесные и сенсорные методы.
5) Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в
качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных
условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.
Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Информация о работе Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена