Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:26, контрольная работа
В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений. Одной из таких классификаций является физиологическая классификация упражнений. В ней вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Юридический факультет
Вариант № 9
за 1 семестр 2013/2014 уч. года
К средствам физической культуры относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Основным средством физической культуры являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
В учебнике В.И.Ильинича дается следующее определение физическим упражнениям – это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания1.
В учебнике Ж.К.Холодова физические упражнения понимаются как двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям 2.
В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений. Одной из таких классификаций является физиологическая классификация упражнений. В ней вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
В основу физиологической классификации физических упражнений положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу.
Движения циклического характера, в свою очередь, делятся на работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью. При работе циклического характера спортивные физиологи различают зону максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20-30 с, причем утомление и снижение работоспособности большей частью наступает уже через 10-15 с); субмаксимальной ( от 20-30 до 3-5 с); большой (от 3-5до 30-50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более).
Занятия физической культурой и спортом приводят к изменениям функционального состояния организма, в связи с чем необходимо постоянное наблюдение за здоровьем занимающихся со стороны тренера, врача и самого человека. Человек может сам контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежедневных записей в дневнике самоконтроля. Ведение дневника самоконтроля дает возможность занимающимся регулярно следить за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями.
Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом 3.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Это одна из важнейших задач самоконтроля. Кроме нее выделяют еще следующие задачи:
Для отражения состояния сердечно-сосудистой системы при нагрузках замеряют частоту сердечных сокращений – пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Самый простой из них – пальпаторный – это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца – в районе пятого межреберья.
В положении лежа после сна пульс у здоровых людей составляет 68-78, у тренированных – 52-68 ударов в минуту, сидя, соответственно – 74-82 и 6-72 4. Более ценные сведения о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы дают пробы с дозированной физической нагрузкой типа пробы Мартине (20 полных приседаний за 30 с, выбрасывая вперед руки). Пульс следует измерять перед нагрузкой и спустя минуту (на 60-75 с) после приседаний, а если пульс не восстановился за минуту, то через две минуты провести измерение еще раз. Измерения пульса проводят за 15 с, затем полученную цифру можно умножить на 4. Сразу после приседаний пульс у тренированного человека должен возрасти не более чем на 30%, у нетренированного – не более чем на 40-60%, а через минуту частота сердечных сокращений должна восстановиться не менее чем на 90% у тренированных и на 80% - у нетренированных здоровых людей.
Оценить нагрузку можно по изменению жизненной емкости легких. Это один из важнейших показателей, характеризующий функциональные возможности легких, или так называемого внешнего дыхания. Жизненная емкость легких – это количество воздуха, которое способен выдохнуть человек после максимального глубоко вдоха 5. У здорового мужчины эта величина равна обычно 3-5 л, у женщин – 2-3 л, у детей 1,2-3,2. Если после занятий жизненная емкость легких осталась без изменения или немного увеличилась - человек занимался легкой работой, если снизилась на 100-200 см³ - средней, на 300-500 и более – тяжелой. Определяется с помощью специального прибора – спирометра. Превышение фактической величины жизненной емкости легких относительно должной характерно для лиц, занимающихся, например, бегом, лыжами, и указывает на высокое функциональное развитие легких. Снижение жизненной емкости легких более чем на 15% может указывать на патологию легких.
В процессе занятий физическими упражнениями важно следить за частотой дыхания. В покое она составляет 10-16 раз в мин. После легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, после средней – 25-40, после тяжелой – более 40 дыханий в минуту.
Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3-5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то это отрицательная реакция. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала состоянию организма.
Список использованной литературы
1 Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М.:Гардарики, 1999. – С.211
2 Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С.32
3 Ильинич В.И. Физическая культура студента – С.367
4 Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев, Ростов н/Д.:Феникс, 2005. – С.280
5 Холодов Ж.К.. Теория и методика физической культуры и спорта. – С.466