Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального состояния студентов в период сессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 02:09, контрольная работа

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Экзамены для студентов ― это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности. Экзаменационная ситуация ― это всегда некая неопределенность исхода. Экзамены ― определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, частично нарушается режим сна, питания.

Содержание работы

Введение
Основная часть
2.1 Влияние экзаменационных периодов на психоэмоциональное состояние студента
Положительное влияние физической культуры на работоспособность студента
Различные варианты проведения занятий физической культурой в зачетный и экзаменационный период
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

v4.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

Динамика работоспособности  в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

Полученные материалы  свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне на последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

Использование в  занятиях нагрузок большой интенсивности  в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия  проводятся раз в неделю после  сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два  занятия в неделю по 45 мин. со  следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два  занятия в неделю по 45 мин. по  возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные  занятия по 60-70 мин. умеренной  интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант - отличается  комплексной организацией здорового образа жизни студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин. после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом. Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

 

Заключение

 

Развитие учебного процесса с неравномерно распределенными нагрузками и повышением интенсивности занятий во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием для организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости организма к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает уровень нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого человека использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Так, основной массы студентов направленность физических занятий должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

При этом основными характеристиками эффективности физических средств в учебном процессе могут считаться: 

  • длительное сохранение работоспособности в учебе труде;
  • ускоренная врабатываембсть;
  • способность к ускоренному восстановлению; 
  • снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

В период экзаменов под  влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, активного восстановления, у студентов наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.

Сам процесс экзамена характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.

Таким образом, приведенные доводы подчеркивают значимость фактора здоровья для успешного учебного труда в период сессии.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Здоровье человека и профилактика заболеваний. Учебное пособие. / Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
  2. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995.
  3. Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием

 организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива. МГСУ, 1997.

  1. Основы  здорового  образа  жизни.   Учебное  пособие.   / Под ред. Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.
  2. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под ред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999.
  3. Физическая культура студента: учебник под ред. Ильинича. М.:Гардарики, 2000
  4. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000.

 


Информация о работе Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального состояния студентов в период сессии