Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 16:36, реферат
Описание работы
Важным средством формирования профессионально важных физических качеств и работоспособности в ВУЗах является физическое воспитание, поскольку то, каким специалистом станет нынешний студент, зависит не только от того, насколько хорошо он учится, но и от умения владеть здоровыми жизненными навыками. Реально и без преувеличений, оценивая нынешний уровень здоровья студентов, можно сказать, что физическая культура в плане сохранения и улучшения здоровья должна занимать в учебно-педагогическом процессе значительно весомое место, чем она занимает сейчас. Практика показывает, что значительной части студентов вузов формирование навыков ведения здорового образа жизни имеет хаотичный характер.
Содержание работы
Введение 1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки….6 1.1 Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость 1.2 Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки 1.3 Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения 1.4 Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям 2. Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки 2.1 Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки 2.2 Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физической подготовке 2.3 Подвижные игры: организация и методические основы проведения Заключение Список использованных источников
Научно-техническая революция, как известно,
радикально изменяет характер и условия
труда, особенно в материальном производстве.
Надо полагать, возрастающее влияние на
преобразование всей системы профессиональной
подготовки, и в частности ППФП, в перспективе
будут оказывать такие тенденции изменения
характера труда, роли и места в нем человеческого
фактора, как стирание противоположностей
между умственным и физическим трудом,
освобождение работников от изнурительных
физических усилий (с заменой энергоемких
производственных операций техническими
устройствами, автоматами, роботами), превращение
исполнителя рабочих операций в инициативного
«управителя» и регулировщика сложных
машинных устройств, автоматизированных
линий, производственных процессов, совмещение
узких специальностей в рамках профессий
широкого профиля, динамичное обновление
профессиональных функций. В этих условиях,
несомненно, будет меняться и характер
физической подготовки к профессиональной
деятельности. Прикладной смысл физической
подготовки, по всей вероятности, все больше
будет определяться не тем, что она обеспечивает
приспособление работника к какой-либо
одной, раз и навсегда заданной профессиональной
форме деятельности, а тем, насколько качественно
она будет создавать необходимые предпосылки
для освоения быстро меняющихся способов
профессиональной деятельности, гарантировать
интегральное повышение общего уровня
функциональных и адаптационных возможностей
организма, стимулировать разностороннее
развитие двигательных способностей,
особенно координационных и непосредственно
связанных с ними, формировать достаточно
богатый фонд двигательных умений и навыков,
способствующих быстрому построению новых
и преобразованию усвоенных ранее форм
рабочих движений. Разумеется, специализированный
характер ППФП и в этом случае полностью
не исчезнет (поскольку определенная профессиональная
специализация, судя по серьезным футурологическим
прогнозам, будет существовать по крайней
мере в обозримом будущем), но в целом она
приобретет иное качество.
Отмеченные тенденции изменения характера
труда и его условий заметны уже в настоящее
время, на современном этапе научно-технической
революции, хотя в различных сферах общественного
производства и в различных профессиях
они выражены, естественно, неодинаково.
Пока в целом ряде отраслей промышленного
и сельскохозяйственного производства
сохраняется физический труд, частично
механизированный. Вместе с тем довольно
распространенными стали профессии, эффективность
трудовой деятельности в которых во многом
зависит от разнообразия и тонкой отлаженности
двигательных навыков в ручных операциях
(наладчики сложных приборов, аппаратуры,
автоматических производственных линий),
а также профессии, требующие специфической
психофизической устойчивости по отношению
к информационным нагрузкам при повышенной
ответственности за результаты деятельности
(операторы на многопозиционных пультах
современных мощных электростанций, в
том числе АЭС, энергетических и транспортных
систем, производственных комплексов
и т.д.). В числе новых профессий появляются
и такие, где к всесторонней физической
подготовленности специалиста предъявляются
небывало высокие требования: космонавты,
исследователи-подводники мирового океана
и т. п.
1.4 Особенности профессионально-прикладной
физической подготовки студентов
по избранным направлениям
Инженеры-химики.
Направленность комплекса: обеспечение
высокого уровня функционирования ССС,
механизмов внешнего и внутреннего дыхания,
системы терморегуляции, вестибулярного
аппарата, развитие общей выносливости,
быстроты и точности движений, двигательной
реакции, ловкости, ловкости рук, пальцев,
равновесия, вестибулярной устойчивости,
устойчивости к низкой и высокой температуре,
резким ее колебаниям; развитие объема,
распределения, переключения, концентрации
и устойчивости внимания, оперативного
мышления, эмоциональной устойчивости,
решительности, смелости, стойкости, формирование
и совершенствование навыков в лазание,
работе на высоте, передвижение по ограниченной
опоре, в задержке дыхания.
Специальные способности: устойчивость
к интоксикации.
Знания: профессиональные заболевания,
профессионально важные качества, особенности
поддержания ПВК и показателей здоровья
на должном уровне.
Навыки: лазания, работы на высоте, передвижение
на ограниченной опора.
Инженеры по вычислительной технике.
Направленность комплекса: развитие
устойчивости к гиподинамии, статической
выносливости мышц рук и туловища, реакции
слежения, подвижности суставов рук, пальцев,
ловкости и координации движений рук и
пальцев, распределения, переключения,
концентрации и устойчивости внимания,
терпения, создание физиологических предпосылок
для хорошего кровообращения мышц ног,
осанки.
Специальные способности: устойчивость
к электромагнитным излучениям и гиподинамии.
Знания: профессиональные заболевания,
комплексы специальных упражнение на
профилактику профессиональных заболеваний
Навыки: аутогенной тренировки
Инженеры-экономисты и правоведы.
Направленность комплекса: в рамках ОФП
с основой на развитие ССС. Приоритетными
в подготовке являются общая ловкость,
ловкость рук и пальцев, быстрота, точность
движений и двигательных реакций, развитие
общей выносливости. Среди психофизических
функций определяющей является внимание
(широта распределения, переключение,
концентрация). В психических функциях
приоритет отдается оперативному мышлению,
памяти и коммуникативности.
За время обучения студенты должны овладеть
знаниями и умениями составить комплекс
физических упражнений по профилактике
застойных явлений в области малого таза
и ног. Выработать устойчивость к гиподинамии.
Овладеть приемами релаксации.
Специальные способности: устойчивость
к гиподинамии.
Знания: профессиональные заболевания
Навыки: Профилактика застойных явлений
в области малого таза.
Инженеры-буровики (бурение в условиях
моря).
Профессия предъявляет повышенные требования
к физическим качествам, психофизическим
функциям и ряду качеств личности инженера,
поэтому началу работы предшествует медицинский
контроль с целью профессиональной пригодности.
Из физических качеств наиболее значимыми
являются: сила (приоритет отдается силе
мышц спины, рук и ног); ловкость (лазание
по лестницам, трапам); общая и статическая
выносливость (при вахтовой работе продолжительность
рабочего дня составляет 12 часов, продолжительность
вахты от 15 до 30 дней, дневная нагрузка
от 3-5 до 25 тонн).
В психофизиологических функциях приоритетными
являются: вестибулярная устойчивость;
пространственно-временные показатели
(реакция на движущийся объект, мышечно-суставная
чувствительность); функции внимания (переключение,
распределение и т.д.).
Личностные качества : оперативное мышление,
устойчивость в экстремальных ситуациях,
самообладание, смелость и решительность,
волевые качества.
Умения и навыки: лазание, устойчивость
на ограниченной опоре, вождение автотранспорта,
плавание.
Специальные способности: Устойчивость
к неблагоприятным условиям.
Инженеры-строители трубопроводов.
В трудовом процессе преобладают следующие
функции: организация и руководство коллективом,
прогнозирование и планирование производства,
методов организации и управления производством.
Из физических и психофизических качеств
наиболее значимы: общая выносливость,
быстрота, ловкость; точность и согласованность
движений, устойчивость и переключение
внимания. Повышенные требования предъявляются
к уровню развития вестибулярной устойчивости,
поскольку нередко приходится работать
на высоте при ограниченной опоре.
Психические и психофизические качества
личности (коллективизм, работоспособность,
решительность и смелость, самообладание,
способность объективно оценивать людей,
воля).
Специальные способности: устойчивость
к неблагоприятным метеорологическим
условиям.
Знания: профессиональные заболевания
Навыки: лазания, управление авто и мототранспортом,
плавание.
Инженеры-механики.
В трудовом процессе преобладают следующие
функции: организация и руководство коллективом,
чтение чертежей, расчетные и измерительные
работы.
К наиболее значимым физическим качествам
относят: статическую выносливость (от
15 до 30 % рабочего времени приходится находиться
в вынужденной позе), силу рук, ног и спины,
ловкость рук.
Среди психофизиологических функций
выделяют: пространственно-временную
ориентацию (способность к точному отмериванию
амплитуды, усилий и т.д.), хорошо развитый
глазомер, дифференцирование мышечных
усилий.
Психические функции : умение руководить
людьми, инициативность, умение переключаться
с одной работы на другую, хорошо развитое
внимание, память.
Навыки и умения: Находиться в вынужденной
позе, дифференцировать усилия, чтение
чертежей, расчетные операции, переносить
небольшие тяжести, лазить по лестницам.
Знания: профессиональные заболевания
Инженеры-геологи и геофизики.
Приоритетным качеством является выносливость.
Необходимы умения передвигаться по пересеченной
местности, владение навыками туризма,
ориентирования на местности, чтение карт,
умение вождения автотранспорта, ездить
на велосипеде, передвигаться на лыжах,
управлять моторной лодкой, грести и плавать.
Спортивное ориентирование является
одним из профессионально значимых видов
спорта. В подготовке могут использоваться
лыжный спорт, гребля, плавание и т.д
2. Средства и методические
основы построения профессионально-прикладной
физической подготовки
2.1 Особенности состава
средств профессионально-прикладной физической
подготовки
Средства ППФП можно условно представить
следующими группами: общеподготовительные
(общеразвивающие), общеприкладные, специально-прикладные
упражнения; естественные силы природы
и гигиенические факторы; вспомогательные
и дополнительные средства. Общеподготовительные
упражнения входят, как правило, е виды
физической подготовки и виды спорта,
обусловленные программными документами
для вузов.
Основная направленность общеподготовительных
видов спортивной подготовки — всестороннее
воспитание основных физических качеств
(за преимуществом выносливости, силы,
скоростно-силовых качеств); создание
обширного фонда двигательных умений
и навыков; овладение знаниями физической
культуры и основ теории и методики физического
воспитания.
Общеприкладные упражнения в процессе
ППФП используются в содержании прикладных
видов физкультурной деятельности. Такие
упражнения способствуют становлению
широкого круга прикладных двигательных
умений и навыков, физических качеств,
специальных знаний и умений, а также целостных
прикладных умений (например, умения плавать,
нырять в профессиях морского и речного
флота).
Особая роль принадлежит специально-прикладным
упражнениям. Они могут иметь самостоятельное
значение (формирование точности движений
на кинематографе; ловкости и быстроты
движений пальцев рук), либо являться содержанием
элементов видов спорта (точность движений
вырабатывается за счет бросков мяча в
баскетболе). Как правило, специально-прикладные
упражнения имеют узкоспециализированный
характер воспитания профессиональных
компонентов физических качеств, двигательных
умений и навыков, специальных двигательных
и психофизиологических качеств, функциональных
и личностных качеств и черт.
В группу средств естественных сил природы
входят, прежде всего, солнечная радиация,
температура воздуха и воды. Естественные
силы природы могут выступать в самостоятельном
виде как средство закаливания, общего
оздоровления, активного отдыха и восстановления,
а также как сопутствующие факторы дополнения
и усиления эффективности физических
упражнений (занятия на воздухе, игры на
воде и т.п.). При использовании естественных
сил природы важно обеспечить повышение
общих и прикладных адаптационных свойств
и качеств организма.
Гигиенические средства в процессе ППФП
также могут использоваться в качестве
создающих условия для полноценных занятий
физическими упражнениями. К их числу
относят режим дня, питания, отдыха; нормы
личной и общественной гигиены, и, главное,
оптимальную физическую нагрузку в ходе
занятий. Кроме того, гигиеническая ценность
определяется соблюдением правил занятий
физическими упражнениями (чистота воздуха,
освещенность, гигиена одежды, отдыха,
бытовая обеспеченность занятий: раздевалки,
душевые).
Вспомогательные и дополнительные средства
ППФП направлены, прежде всего, на повышение
образовательного уровня учащейся молодежи,
использование различных восстановительных
процедур, а также нетрадиционных видов
физкультурной деятельности.
Образовательный аспект представлен
знаниями и умениями, которыми должен
овладеть студент в ходе ППФП; знания ценностей
физической культуры и способов овладения
ими; организаторские навыки; формы занятий
физическими упражнениями в режиме учебного
и рабочего дня и т.п.
Восстановительные средства включают:
массаж (профилактический, лечебный, общий,
носящие восстанавливающий и корригирующий
характер профзаболеваний); использование
сауны; специальное питание и витаминизацию
(при особо тяжелых видах производственных
работ).