Стратегическая роль детского фитнеса в модернизации физической культуры детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:06, реферат

Описание работы

Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность общества. От него зависит трудовой потенциал страны и её обороноспособность, а также, что не менее важно – воспроизводство населения – здорового будущего поколения.Уровень здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации неумолимо снижается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является сегодня приоритетной задачей государства.

Содержание работы

Обоснование возможностей внедрения технологий детского фитнеса во все типы и виды учреждений………………………………………………………..3
Концепция детского фитнеса……………………………………………………

Файлы: 1 файл

стратегическая роль детского фитнеса в модернезации ФК детей и подростков.docx

— 26.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегическая роль детского фитнеса в модернизации физической культуры детей и подростков

 

 

 

 

Выполнил 

Магистр 2 курса

Корепанов  М.А.

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

Содержание:

Обоснование возможностей внедрения  технологий детского фитнеса во все  типы и виды учреждений………………………………………………………..3

Концепция детского фитнеса……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обоснование возможностей внедрения технологий детского фитнеса во все типы и виды учреждений

 

Здоровье  нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность общества. От него зависит  трудовой потенциал страны и её обороноспособность, а также, что не менее важно  – воспроизводство населения  – здорового будущего поколения.

Уровень здоровья подрастающего поколения  в Российской Федерации неумолимо  снижается. Поэтому сохранение и  укрепление здоровья детей и подростков является сегодня приоритетной задачей  государства.

О состоянии здоровья школьной молодежи в документах Министерства здравоохранения  за 2010 год опубликовано: 50% школьников считаются с нарушенным здоровьем, 20-35% школьников имеют хроническую  патологию, 27% болезней – биологически обусловлены, а 43% болезней являются следствием пагубного образа жизни[

Решение проблемы носит комплексный характер, требующий привлечения специалистов разных научных направлений, в том  числе и специалистов по оздоровительной  физической культуре, в частности  – по фитнесу.

Одним из путей решения этой проблемы может  являться внедрение различных направлений  фитнеса в систему школьного  физкультурного образования, что будет  способствовать обновлению занятий  по физической культуре школьников.

Развиваясь  и совершенствуясь, направления  фитнеса охватывают различные формы  двигательной активности, при этом он может удовлетворять потребности  самых различных социальных групп  населения в выборе оздоровительных  занятий, содействуя повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора за счёт большого количества фрагментов искусства в занятиях фитнесом (классических, народных, современных танцев и музыкальных произведений в различных стилях и т.д.), возможности выбора фитнес-программ, ориентированных как на культурные традиции Запада, так и Востока

Направление детского фитнеса появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт как за рубежом, так и у  нас в стране и представляет интерес  для специалистов по физической культуре, несмотря на то, что пока ещё он не имеет достаточно строгого научного обоснования.

Анализ  данных научно-методической литературы определил, что занятия детским  фитнесом призваны удовлетворить потребность  детей в физической активности и  способствовать их оздоровлению, повышению  интереса к ним, приобщению к здоровому  образу жизни. Это достигается за счёт использования разнообразных  фитнес-технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения и др., а также возможностей выбора тех или иных видов занятий.

Широкая пропаганда фитнеса в средствах  массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора детьми занятий им. Их интерес  также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны

Доступность занятий детским фитнесом определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых общеразвивающих  упражнениях и, в большинстве  случаев, не требуется специального дорогостоящего оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах).

Их  эффективность заключается в  разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.

Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным  сопровождением, создающим положительный  психологический настрой, танцевальной и игровой направленностью детского фитнеса, но и стремлением согласовывать  свои движения с движениями партнёров  в группе, возможностью демонстрировать  хорошо отработанные движения, получением удовлетворённости от занятий, что  также эмоционально вдохновляет  занимающихся и повышает интерес  к ним.

Интерес к фитнесу и разновидностям его  направлений не случаен. Занимающимся предоставляются большие возможности заниматься в соответствии с их потребностями и интересами, проявлять свою индивидуальность, самобытность. Это обуславливается также свободой выбора направлений фитнеса и добровольностью участия, доступностью для самого широкого круга занимающихся (независимо от пола, возраста, состояния здоровья) и современным взглядом на занятия физической культурой

Детский фитнес включает большое разнообразие оздоровительных комплексных программ. Приоритет оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса  определяются обилием проблем с  состоянием здоровья у детей и  подростков. Их основу составляет использование  физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения  физической подготовленности и раскрытия  внутреннего потенциала ребёнка  как личности, как сторонника здорового  образа жизни. Демонстрация развития двигательных умений и навыков занимающихся реализуется  через показательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу.

Программы по детскому фитнесу и его технологии в последние годы применяются  в учреждениях общего (дошкольного  и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях. Комплексы упражнений из разных направлений детского фитнеса можно включать в школе как во внеклассную работу (кружки, секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях), так и в основную форму учебно-воспитательной работы – урок.

Программы с применением различных направлений  фитнеса и его технологий (включающих средства ритмопластики, стретчинга, фитбол-аэробики, танцевально-игровой гимнастики, лечебно-профилактического танца), которые пользуются большой популярностью среди детей школьного возраста, могут способствовать:

  • приобщению школьников к систематическим занятиям физической культурой и повышению интереса к ним;
  • улучшению состояния их здоровья, профилактике различных заболеваний (зрения, осанки, плоскостопия, двигательной активности);
  • повышению уровня физической подготовленности занимающихся и эффективному развитию двигательных способностей.

Всё это даст возможность теоретического обоснования программы для внедрения  её в учебный процесс школьников в виде третьего урока физкультуры  с оздоровительной направленностью.

Занятия фитнесом для детей разного возраста могут эффективно способствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой, повышению к  ним интереса. Они содействуют  формированию двигательной культуры: культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечения, самосовершенствования, ведения здорового образа жизни.

Используя в полной мере оздоровительный потенциал  фитнеса в профилактике различных  заболеваний, гиподинамии, общество получит  наименее затратный и наиболее эффективный  способ оздоровления детей школьного  возраста

Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся, с целью достижения оптимального физического состояния, повышения физических кондиций, профилактики заболеваний, укрепления состояния здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей и подростков.

По  данным опроса школьников старших классов  г.Санкт-Петербурга (более 2000) было выявлено, что наиболее популярными являются фитнес-технологии, основанные на оздоровительных видах гимнастики (ритмической, атлетической, восточных оздоровительных видов), аэробики, шейпинга, калланетики, стретчинга и др. Появившиеся сравнительно недавно такие направления фитнеса как фитбол-аэробика, степ-аэробика, йога-аэробика и др., также пользуются популярностью среди учащихся. 88,9% респондентов отметили, что уроки физической культуры будут более интересными, если в них включать современные направления фитнеса. Согласно опросу учащихся, фитнес-технологии занимают второе место по популярности среди секционных занятий в школе (после спортивных игр).

В результате проведённого опроса учителей физической культуры г.Санкт-Петербурга (153 человека) было определено, что 61% респондентов применяют технологии фитнеса как в уроках физической культуры, так и во внеклассной работе. Респонденты отмечают, что учащиеся с большим интересом занимаются разными направлениями фитнеса, однако для большей результативности, педагогам не хватает знаний по теории и методике внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс. 88% специалистов считают, что в современных условиях модернизации образования подготовка и переподготовка специалистов по оздоровительным видам физической культуры и фитнесу является актуальной, а внедрение фитнес-технологий в уроки физической культуры в школе – просто необходимы

В связи с этим в некоторых учебных  заведениях, в частности на факультете «Физической культуры и спорта»  Российского государственного педагогического  университета им.А.И.Герцена, для учителей физической культуры проводятся курсы повышения квалификации «Фитнес-технологии в физкультурном образовании школьников».

Проведённый анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, опрос, позволили  экспериментально обосновать эффективность  внедрения фитнес-технологий и программ в физкультурное образование школьников. Разработка новых фитнес-технологий включает наиболее эффективные, как зарубежные, так и отечественные достижения в области оздоровительной физической культуры, что позволяет их использовать с определённой целью в различных типах и видах образовательных учреждений, в том числе, специализированных коррекционных, а также в фитнес-центрах.

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. – 260с.
  2. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.-384с.
  3. Сайкина Е.Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 297с.
  4. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 301с.
  5. Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г.Н.Пономарёва, Е.Г.Сайкиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2010. – 292с.

Информация о работе Стратегическая роль детского фитнеса в модернизации физической культуры детей и подростков