Стратегия развития муниципального управления в сфере физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Роль государственных и муниципальных органов управления очень важна для развития сферы физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт - несомненно, важная сторона общественной жизни. В прошлом спорту уделялось огромное внимание, и он являлся элементом государственной политики направленной на воспитание подрастающего поколения. В СССР существовала целостная и отлаженная система привлечения населения к активным занятиям физической культурой и подготовки спортивных кадров от массового и детского спорта до спорта высших достижений.

Содержание работы

Введение
5
1
Роль физической культуры и спорта в жизни общества
7

1.1
Понятие физической культуры и спорта и необходимость их существования
7

1.2
Роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества
10

1.3
Воздействие физической культуры и спорта на экономический рост
12

1.4
Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства
15
2
Механизм организации муниципального управления развитием физической культуры и спорта
20

2.1
Государственная и муниципальная политика в сфере физической культуры и спорта
20

2.2
Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта
21
2.3
Система финансирования сферы физической культуры и спорта на муниципальном уровне
26
3
Стратегия развития муниципального управления в сфере физической культуры и спорта
29
3.1
Физическая культура и спорт на пути реформ
29
3.2
Приоритетные направления развития физической культуры и спорта в субъектах Российской федерации
37
Заключение
44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

политика в области физической культуры и спорта.docx

— 40.34 Кб (Скачать файл)

1.3  Воздействие физической культуры и спорта на

       экономический  рост

Как известно из экономической теории, повысить благосостояние граждан какой-либо страны возможно только за счет неуклонного экономического роста. Для обеспечения стабильного экономического роста правительство может избрать два основных пути: либо продвигаясь в направлении использования большего количества факторов производства – труда, земли и капитала, либо используя более совершенную технику и технологию, внедряя в производство новейшие научные достижения, повышая качественный уровень рабочей силы и производительность труда.

Очевидно, что с точки зрения ограниченности и редкости ресурсов наиболее целесообразно ориентироваться на вариант интенсивного экономического роста. В то же время желательно знать конкретные количественные критерии, характеризующие долю каждого из факторов производства в экономическом росте в контексте вклада тех компонентов, которые связаны с использованием трудовых ресурсов. Опираясь на экономические исследования, проведенные в этой области, в частности, труды известного американского экономиста Э. Денисона, приведем следующие результаты.

Повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение трудозатрат даст 7% прироста реального дохода за этот период и 2% прироста обеспечиваются повышением производительности труда. Последнее объясняется научно-техническим прогрессом, то есть интенсивными факторами. В других странах с развитой рыночной экономикой были получены примерно такие же результаты.

В свою очередь производительность труда зависит от качества рабочей силы – от физических и интеллектуальных возможностей рабочих и служащих, их жизненной активности и творческой инициативы. Обеспечивая гармоничное физическое развитие, физкультура и спорт способствуют усилению естественных защитных сил организма, повышению его сопротивляемости большинству болезней. Таким образом, в результате регулярных занятий физкультурой и спортом в экономической системе снижается общее количество невыходов на работу по болезни, что оказывает несомненное позитивное влияние на рост ВВП и благосостояние общества.

Систематические занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом и другими видами физической культуры, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности. По мнению экспертов, во многих случаях это связано с широким, неспецифическим спектром влияния физической деятельности на организм человека, способствующим развитию общей выносливости организма, укреплению здоровья, совершенствованию волевых и моральных качеств, созданию положительного эмоционального фона, то есть тех качеств, которые при прочих равных условиях способствуют успешной трудовой деятельности, в том числе и при умственном труде. Многочисленные экспериментальные и эмпирические данные свидетельствуют, что физкультура и спорт значительно продляют трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В современных условиях, когда население многих стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудоспособного возраста, которые напрямую связаны с проблемами пенсионного обеспечения граждан, имеют первостепенное значение.

Тип экономического роста, его устойчивость и динамика во многом зависят и от конкурентоспособности рабочей силы – ее дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности и работоспособности. Все эти характеристики представляют собой существенные конкурентные преимущества трудящихся во всех сферах экономики: в промышленности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве и других отраслях хозяйственной деятельности. И напротив, неорганизованность, недобросовестность и безответственность в трудовой деятельности и повседневной жизни – это большие недостатки, которые желательно в максимальной степени нивелировать или устранять. Сделать это можно лишь в процессе воспитания личности, формирования надлежащей производственной и бытовой культуры.

В рамках решения этой важнейшей экономической задачи физическая культура и спорт играют незаменимую роль. Посредством физической активности и спорта школьники, студенты и работники всех сфер хозяйственной деятельности приобретают и развивают в себе такие качества, как самодисциплина и целеустремленность, самоконтроль и самонаблюдение, учатся подавлять в себе лень и душевную слабость, тренируют волю и мускулы.

Роль физической культуры и спорта для здоровья нации общепризнанна, развитию спорта и его инфраструктуры придавалась большое значение в бывшем СССР, признается это и современным российским государством. Признание государством значимости спорта для общества выражается в его расширенном финансировании, постоянном увеличении количества спортивных учреждений и сооружений.

В то же время нельзя не отметить и того обстоятельства, что количество спортивных сооружений в нашей стране в последние годы  растет. Финансовые трудности переходного периода наложили свои негативный отпечаток на всю систему физкультурно-спортивных отношений в России. Снижение эффективности физкультурно-оздоровительного комплекса страны, недостаточные ассигнования на массовый спорт немедленно сказались на таких основополагающих критериях социально-экономической системы, как продолжительность жизни, ухудшение основных параметров здоровья нации, прямые и косвенные потерн в экономике и обществе.

Сегодня регулярно занимаются спортом лишь 15 процентов россиян, а уровень обеспеченности спортивными залами составляет меньше половины от норматива, тогда как в развитых странах этот показатель значительно выше. Так, в США регулярно занимается спортом и физической активностью – 40% населения, а в Германии численность занимающихся спортом еще выше – 60%. Естественно, такое положение дел нельзя признать удовлетворительным, – представителям государственной власти, спортивного бизнеса и общественности в ближайшие годы предстоит большая работа по совершенствованию отношений в физкультурно-спортивной сфере, по модернизации системы физического воспитания и спорта.

1.4 Развитие физической культуры и спорта – приоритетное

      направление социальной политики государства

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма.

Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.

Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании). Причем, как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства.

Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Спорт на всех его уровнях - универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира.

Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.

Однако в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 15% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта - отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов (более 1 тыс. человек). Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой - отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране.

За последние годы в несколько десятков раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. В стране остро ощущается нехватка спортивного инвентаря и оборудования.

В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения

Одной из главных функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом.

Сегодня необходимо разработать единую стратегию действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой.

Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений - также важная функция государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни - увеличение зарплаты, размеров социальных пособий - отнюдь не приводит автоматически к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно низким культурно-образовательным потенциалом, а просто ведет к количественному росту объемов потребления.

В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Важнейшая задача совершенствования системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

Особое значение в новой системе управления физической культурой и спортом приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств.

Одной из перспективных идей формирования новой модели управления является усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами. Это позволит оптимизировать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами.

В новой модели возрастает ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом.

Деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ должна быть направлена на тесное взаимодействие с государственными органами управления и на реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране.

Известно, что конституционной основой развития физической культуры и спорта в стране являются две статьи Конституции Российской Федерации - статья 41, в которой сказано о том, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, где говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:

- целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней;

- привлечением частного капитала к финансированию физической культуры и спорта;

- комплексом мер по созданию в отрасли "Физическая культура и спорт" чисто рыночных структур (там, где это возможно).

Информация о работе Стратегия развития муниципального управления в сфере физической культуры и спорта