Стресс. Роль физического воспитания в его предупреждении и ликвидации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 08:51, реферат

Описание работы

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие «стресс». Стрессоры
Глава 2. Стадии развития стресса
Глава 3. Признаки и причины стрессового напряжения. Группа риска
Глава 4. Первая помощь при остром стрессе
Глава 5. Профилактика стресса
Глава 6. Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Стресс и доступные методы его преодоления.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

9.      Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется "здесь и сейчас" и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Профилактика стресса

 

Бороться со стрессами можно воздействуя как на психику (душа), так и на физиологию (тело).

1.      Двигательная активность. Физические упражнения помогают сердцу и лёгким лучше справляться со своей работой. Питательные вещества и кислород легче проникают в различные части организма. Отработанные продукты легче выводятся. Система ферментов лучше сбалансирована, следовательно мышцы могут быть расслаблены более полно. Организм лучше восстанавливается во время сна. Повышается выносливость. Словом весь организм значительно укрепляется. Кроме того, под воздействием физической нагрузки значительная часть эмоций просто "сгорает".

2.      Питание. Необходимо есть больше овощей и фруктов, качественных круп и меньше животных продуктов. Кофе лучше заменить чаем. Чай, если это необходимо, хорошо тонизирует, кофе же может слишком сильно возбуждать. К умеренной дозе алкоголя можно прибегнуть только в том случае, если Вы уверены, что Вам не грозит алкоголизм.
Поскольку отрицательные эмоции ослабляют организм, то совершенно логично было бы предположить, что положительные эмоции его укрепляют. Так оно и есть. (Установлено, например, что 1 праздничный день способствует укреплению иммунитета на 2 дня.) Поэтому больше смейтесь, и вообще, больше радуйтесь жизни.

3.      Водные процедуры. Вам на собственном опыте необходимо определить, что будет полезно именно Вам. Можно использовать горячие или тёплые ванну и душ, можно с утра, а можно на ночь. Можно попробовать закаливающие процедуры. Всем полезен контрастный душ; 1 минута - тёплая вода, 15 секунд - холодная и так от 5 до 10 повторов.

4.      Организм восстанавливается тем полнее, чем сильнее он расслаблен. Лучше всего расслабляется он во сне, а значит необходимо хорошо высыпаться.

5.      Подавление отрицательных эмоций. Необходимо смириться с тем, чего ты изменить не можешь. Что бы ни случилось - сохраняйте спокойствие. Подумайте: реально ли исправить своё положение? Понять это можно только в спокойном состоянии. Если пока, именно пока, этого изменить невозможно, то скажите себе - это судьба, и пусть пока будет так, ведь могло быть и хуже. Если же ситуацию можно исправить, то тем более не нервничайте, а думайте и действуйте. Если Вы сегодня потерпели неудачу, то, может быть, это и к лучшему. Может, теперь Вы по-новому посмотрите на своё положение и на свои цели, и перед Вами откроются какие-то новые и более интересные возможности! Верующие говорят по этому поводу так: Бог никогда не закрывает одну дверь, не открыв следующей.

6.      Научитесь жить сегодняшним днём. Перестаньте беспокоиться в случае, если необходимо в будущем решить какую-то проблему. Если время позволяет, надо просто забыть о ней, и это даёт изумительный эффект. Практически во всех без исключения случаях, через некоторое время, решение само приходит в голову. А бывает, что жизнь поворачивается так, что и решать то проблему оказывается не нужно - можно пойти другим путём! Беспокоиться о будущем просто абсурдно. Никто не знает, что будет в будущем. Возможно, что Вы уже сегодня отравляете себе жизнь по поводу каких-то отдалённых событий, но к тому времени всё может тысячу раз измениться. Живите сегодняшним днём. Некоторым человеческим натурам свойственно думать, что в данное время они только подготавливаются к будущей жизни, когда-то произойдёт нечто заманчивое, и вот тогда начнётся настоящая жизнь. Никогда не стройте розовых планов на будущее. Сомнительно, что будущие дни окажутся лучше, чем сегодняшний. Учитесь получать удовольствие от каждого дня. Делайте то, что Вам приятно. К сожалению, не всегда мы помним, что смысл жизни заключается в самой жизни, в каждом дне, в каждом часе. Забудьте о том, что было в прошлом, перестаньте беспокоиться о будущем и постарайтесь получать максимальное удовольствие от каждого конкретного дня. Безусловно, всё сказанное не означает, что надо отказаться от разумного планирования. Но это и должно быть именно разумное спокойное планирование, а не беспокойство или розовые мечты.

7.      Помните: могло быть хуже. Как бы Вам не было плохо, Вы должны помнить, что есть люди, которым гораздо хуже. Вспомните, как много людей с врождёнными уродствами. Вспомните о тех, кто с детства прикован к постели, не имеет слуха и зрения. Многие люди, не задумываясь, отдали бы всю свою жизнь за возможность прожить хотя бы один средненький денёчек, которым живёте Вы. Подумайте хорошенько, имеете ли Вы право обижаться на свою судьбу, ведь могло быть гораздо хуже! Психологи иногда рекомендуют: если Вам плохо, то найдите того, кому ещё хуже и помогите ему.

8.      Не раздражайтесь при общении с окружающими. Если Вас чем-то не устраивает человек, просто порвите с ним отношения и забудьте его! Если же Вы хотите общаться с человеком, но у его есть некоторые отклонения в характере, не пытайтесь его изменить. Принимайте человека таким, каков он есть, или расставайтесь с ним. Если Вас критикуют, то прежде всего отбросьте эмоции. Воспринимайте сказанное с точки зрения логики. Если критика справедливая, то скажите критикующему спасибо, ведь теперь Вы можете исправить в себе какой-то недостаток и стать лучше. Если же критика несправедливая - просто пропускайте её мимо ушей!

9.      Оценивайте себя сами. Некоторые люди беспокоятся о том, что о них подумают окружающие и тем сильно отравляют себе жизнь. Постарайтесь избавиться от этого.

10. Учитесь взаимодействовать с людьми. Всем нам необходимо эмоциональное насыщение. Когда люди не в контакте с другими людьми они могут чувствовать усталость депрессию, беспокойство. Контакт может уменьшить стресс, поскольку повышает энергетику. Искусство устанавливать контакты - это не всегда врождённое искусство. Этому можно научиться.

11. Научитесь говорить "нет". Многие люди не умеют говорить "нет". Они боятся, что о них подумают плохо. Явное нежелание выполнять постоянные просьбы, и в то же время неспособность сказать "нет" может приводить к стрессам. Задумайтесь, ведь есть люди, к которым почти не обращаются с просьбами, однако от этого их не меньше любят и уважают. Вас просят именно потому, что Вы всё время соглашаетесь. Если Вы спокойно, но решительно скажете, что заняты сегодня, то никому и не придёт в голову сомневаться. Говорите так, будто Вам действительно нужно ну, например, к врачу. И не надо несколько раз извиняться.

12. Думайте о хорошем. Все мы, пусть и неосознанно, постоянно разговариваем сами с собой. Мы указываем себе, как следует поступать, рассказываем, как мы себя чувствуем. Если Вы сообщаете себе только о плохом, то в конце концов окажетесь в стрессовом состоянии. Вы знаете, что это за плохие известия: "Меня никто не любит, я никому не нужен, меня все видят насквозь, я всегда терплю неудачи". Старайтесь сообщать себе нечто позитивное. "У меня многое получается, я многому учусь на собственных ошибках, я буду действовать и стану лучше". Позитивное отношение к себе и жизни само по себе действенное средство от стресса!

13. Переоцените свои ценности, если необходимо. Если Вы беспокоитесь от того, что не можете чего-то достичь, то прежде чем тратить нервы, спросите себя, к тем ли ценностям Вы стремитесь. В противном случае может оказаться так, что Вы тратите нервную энергию напрасно. Бывает, что после достижения какой-то цели, человек не чувствует настоящего удовлетворения, и может наступить полная опустошённость, от которой трудно избавиться. Вам необходимо проанализировать, оценить, подтвердить, отбросить, переосмыслить те ценности, представления о себе, которые составляют саму суть Вашей жизни. Неверные убеждения, завышенные требования к себе и окружающим, не реальные цели могут быть источником постоянного стресса. Например, если Вы убеждены, что неудача - это катастрофа, то Вы можете возвести свои небольшие неприятности до уровня большого кризиса. Если Вы полагаете, что жизнь всегда должна быть радостной, то, вероятно, столкнётесь с сильным разочарованием на первой же работе. Не ждите слишком многого от жизни, и тогда будет меньше разочарований и больше приятных моментов! Часто люди просто не знают, что их беспокоит. Поэтому важно точно сформулировать проблему и записать её на бумаге. Помните, что хорошо сформулированная проблема - наполовину решённая проблема! План возможного решения также можно записать на бумаге.

14. Навыки самоорганизации. Научитесь планировать свою жизнь. В противном случае Вы будете чувствовать, что жизнь уходит из-под Вашего контроля, или вовсе будете бездарно плыть по течению.

 

 

Глава 6. Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности.

Причины стресса возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей учебной деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником стресса или оказывать влияние на его развитие в учебной деятельности.

Следовательно, развитие стресса у студента связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события­ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения стресса в учебной деятельности необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса.

Внутриличностный стресс. Боль­шинство наших требований к внешнему миру и его воз­действия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая ока­зывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее переживание проявляется в негативном отноше­нии, воздействиях на внешний мир и нарушает межлич­ностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т. п.

Область межличностного стресса взаимодействует с опре­деленными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и явлениям внешнего мира. Большинство жизненных проблем являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что де­лает индивид и что происходит с ним, когда он не вы­полняет, нарушает определенные предписанные соци­альные роли, такие как роль родителя, мужа, студента и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, тревога.

Семейный стресс включает все трудности по поддер­жанию семьи и отношений в ней — работа по дому, суп­ружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с родителями, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом рабо­ты, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом, несправедливые оценки.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, экономическая зависимость и т.п.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий — загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжела­тельные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невоз­можность оплатить счета, необеспечение расходов дохо­дами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение до­полнительных и финансово необеспеченных расходов, необходимость платить за обучение.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось не­достаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться  на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

Многие жизненные проблемы имеют корни в прошлом. Обиды и моральные травмы, возникающие в неблагопри­ятной семье, неразрешенные конфликты с родителями и с детьми и многие другие проблемы могут преследовать человека многие годы. Стыд и чувство вины «привязы­вают» человека к его прошлому. Подавленные негатив­ные воспоминания и эмоции, иногда искусственно при­глушенные алкоголем или другими заботами, являются непроходящим источником внутреннего напряжения.

Жизнь в настоящее время также наполнена внутрен­ними стрессорами. Кризис существования (экзистенциональный кризис) беспокоит как в отношении его зна­чимости в жизни, так и значимости самой жизни, тех или иных ее этапов и проявлений. Отрицательная эмо­циональность также предрасполагает испытывать дист­ресс. Высокий уровень эмоциональной реактивности бу­дет постоянно вызывать расстройства, чувство тревоги, страха, обреченности при возникновении даже не­значительных жизненных невзгод. Жизнь может стать невыносимой, когда большая часть ожиданий остается невыполнимой и все мечты не сбываются. Расстройств» и разочарования со временем приводят к ожесточению.

Внутренние беспокойства и тревоги очень часто усиливаются предчувствиями чего-то плохого. Тревога о будущих неудачах, несчастьях (реальных или мнимых, воображаемых) могут создавать больший стресс, чем фактическая неудача.

Информация о работе Стресс. Роль физического воспитания в его предупреждении и ликвидации