Структура и построение учебно-тренировочного занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 649.00 Кб (Скачать файл)

 

К педагогически оправданным  относятся выполнение физических упражнений, участие в демонстрации, участие  во взаимообучении, слушание педагога, наблюдение выполнения задания учителем и товарищами, осмысление воспринимаемого, планирование предстоящих действий, анализ выполнения движений, взаимоконтроль, оценивание, обсуждение, установка и перемещение снарядов, раздача и сбор инвентаря и учебных пособий, подготовка мест занятий, отдых.

 

 

 

 

 

Для всесторонней оценки уроков прибегают к их хронометрированию  и определению реакции организма на предложенную нагрузку. С этой целью под наблюдение берется средний ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до конца урока.  Наблюдающий последовательно  в специально подготовленный протокол записывает все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели того же ученика записываются  в протокол. Первый замер пульса производится сразу после предыдущего урока и считается нормой, второй - на четвертой минуте, последний - после окончания урока.

 

Ведущий протокол сначала  записывает показания секундомера, потом в соответствующей графе - очередное действие.

 

Время, затраченное на каждое действие, определяется путем  вычета предыдущего показателя, зарегистрированного  в графе 3, от очередного показателя секундомера.

 

В протоколе фиксируется  все действия занимающихся (двигательные, умственные и др.) и в зависимости от эффективности деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесообразными.

 

Все нецелесообразные затраты  на работу и отдых определяются сразу  по ходу хронометрированию и записываются в графу со знаком «минус».

 

После окончания урока  время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия.

 

Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).

 

 

Общая                   сумма времени, затраченного рационально Х 100%

плотность    =


урока                                       45 минут (время урока)

 

 

Однако, определяя общую  плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому мастерству учителя, его организаторским способностям. Разные учителя затрачивают неодинаковое время на установку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий , постановку задач, сообщение следующего задания и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому,  кроме общей  плотности занятия, определяют и  его моторную (двигательную) плотность.

 

 

Моторная               Сумма времени, затраченного на выполнение упраж. Х 100%

плотность    =


урока                                                    45 минут (время урока)

 

 

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно  найти резервы повышения качества работы каждого учителя.

 

В примечания записывают реплики, позволяющие при анализе  деятельности учителя  вспомнить и  осмыслить наблюдаемое на уроке. Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках-70-80 % , в учебных-50 % и ниже. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям.

 

Это обусловлено неодинаковыми  возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

 

Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие:

 

  • Количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое  количество занимающихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет;  избегать игр, в которых к двигательной активности привлекается одновременно ограниченное количество  детей.

 

  • Качество материальной базы. На уроке должны использовать много-пропускные  снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для       прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др.

 

  • Количество инвентаря. На уроках с использованием легкоатлетических      упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными       снарядами, в играх - мячами,  на соответствующих уроках - лыжами,       коньками, клюшками и др.

 

  • Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся,    способов выполнения заданий и управления классом.

 

  • Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.

 

  • Привлечение к уроку детей, временно освобожденных от занятий.

 

 

 

 

  • Краткость объяснений, замечаний, обсуждений.

 

  • Широкое использование дополнительных заданий.

 

 

После окончания урока  величина ЧСС должна приближаться к исходной или быть немного выше, если урок стоит в расписании последний или после него следует большая перемена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян – Учебное пособие для высших учебных заведений: Основы методики физического воспитания школьников. Москва, 1989г.

 

  1. Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын – Учебное пособие: Физическая культура. Москва, 1998г.

 

  1. В. А. Головина, В. А. Маслякова – Учебник: Физическое воспитание. Москва, 1983г.

 

  1. Б. А. Ашмарин – Теория и практика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва, 1978г.

Информация о работе Структура и построение учебно-тренировочного занятия