Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:39, реферат
В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они имеют большую популярность, становятся наряду с наукой и искусством полноправными компонентами социальной жизни общества.
Что же представляют собой физическая культура и спорт? В чем смысл этих социальных явлений?
В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле.
Сущность, функции и основные направления современного спорта
1. Общая характеристика
физической культуры и спорта
В настоящее время трудно представить
общественную жизнь без тех или иных проявлений
физической культуры и спорта. Они имеют
большую популярность, становятся наряду
с наукой и искусством полноправными компонентами
социальной жизни общества.
Что же представляют собой физическая
культура и спорт? В чем смысл этих социальных
явлений?
В научной и методической литературе по
теории физического воспитания понятия
«физическая культура», «спорт» трактуются
как в узком, так и в широком смысле. Наиболее
емкое, на наш взгляд, их определение дает
Л.П.Матвеев (1991,1997,1999).
Физическая культура в узком смысле –
это часть культуры личности, основу которой
составляет рациональное использование
человеком двигательной деятельности
в качестве фактора оптимизации своего
физического совершенствования.
В широком смысле физическая культура
рассматривается как органическая часть
(отрасль) культуры общества, включающая
всю совокупность его научных и практических
достижений в создании специальных средств,
методов и условий направленного развития
физической дееспособности населения.
Характерной особенностью спорта является
соревновательная деятельность, без которой
он существовать не может. Исходя из этого,
спорт в узком смысле можно определить
через собственно соревновательную деятельность,
т.е. способ регламентировано противобоческого
выявления сопоставления и оценки человеческих
возможностей в самой этой деятельности,
а вместе с тем и как действенное средство
максимизации их (сил, способностей, умения
искусно пользоваться ими для реализации
достиженческих целей).
Вместе с тем, спорт нельзя сводить только
к соревновательной деятельности. Определяемое
понятие имеет и более глубокий смысл,
обусловленный социальной сущностью и
назначением спорта в современном обществе.
Для того чтобы достичь высоких спортивных
результатов, необходима отлаженная система
подготовки спортсменов, складывающаяся
и действующая в сфере многообразных человеческих
контактов между спортсменами, тренерами,
научными и медицинскими работниками,
судьями, организаторами соревнований,
обслуживающими персоналом, зрителями,
спонсорами, представителями средств
массовой информации и т.д. Эти контакты
осуществляются на разных уровнях, начиная
с межличностных отношений в отдельном
спортивном коллективе и заканчивая стратегической
управленческой деятельностью организаций
самого высокого, в том числе международного,
уровня.
Таким образом, спорт в широком понимании
представляет собой собственно соревновательную
деятельность, процесс специальной подготовки
к достижениям в ней, а также специфические
межчеловеческие
отношения, поведенческие нормы и достижения
в сфере этой деятельности.
По мнению Л.П.Матвеева (1999) в таком широком
понимании спорт представляется весьма
сложным многофункциональным и многообразным
явлением социальной реальности, занимающим
незаурядное место в физической и духовной
культуре общества.
С определенных позиций, спорт, использующий
двигательную деятельность как фактор
физического совершенствования и направленного
развития физической дееспособности населения,
является составной частью физической
культуры. Однако следует отметить, что
некоторые виды спорта не связаны непосредственно
с высокой физической активностью (радиоспорт,
шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям
физической культурой не всегда свойственна
ярко выраженная «достиженческая» соревновательная
деятельность. Именно поэтому справедливо
дифференцировать физическую культуру
и спорт как различные понятия.
2. Классификация видов спорта
Развитие спортивного движения во всем
мире привело к возникновению и формированию
более двухсот самостоятельных видов
спорта. В нашей стране культивируются
около ста пятидесяти из них. При этом
многие виды спорта включают в себя несколько
соревновательных дисциплин, каждая из
которых характеризуется особым составом
действий, собственными способами ведения
спортивной борьбы и правилами проведения
состязаний.
В Олимпийской хартии вид спорта определяется
как исторически сложившийся тип соревновательной
деятельности, сформировавшийся как самостоятельная
ее составляющая (легкая атлетика, плавание,
борьба, футбол, гимнастика и т.д.). Он может
включать в себя одну или несколько спортивных
дисциплин.
Спортивная дисциплина – это составная
часть вида спорта, курируемого одной
спортивной федерацией, которая отличается
от других входящих в вид спорта дисциплин
формой или содержанием соревновательной
деятельности (ходьба, бег, прыжки и метания
в легкой атлетике; греко римская и вольная
борьба; художественная и спортивная гимнастика
и т.д.).
Соревновательная дисциплина это вид
соревновательной деятельности, в котором
проводятся состязания спортсменов.
При изучении общих и частных закономерностей
спортивной деятельности, безусловно,
необходима систематизация видов спорта
по наиболее характерным для них признакам.
В наиболее широко известной классификации
Л.П.Матвеева (1977, 1999) предлагается подразделять
виды спорта по особенностям предмета
состязаний и характеру двигательной
активности на 6 групп:
1. Виды спорта, для которых характерна
активная двигательная деятельность с
предельным проявлением физических и
психических качеств занимающихся (большинство
видов спорта).
2. Виды спорта, основа которых заключается
в действиях по управлению специальными
техническими средствами передвижения
(автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и
др.).
3. Виды спорта, двигательная активность
в которых лимитируется условиями регламентированного
поражения цели из специального оружия
(стрельба пулевая, стрельба из лука, дартс
и т.д.).
4. Виды спорта, в основе которых лежит
модельно конструкторская деятельность
спортсмена (авиамодельный, судомодельный
и т.д.).
5. Виды спорта, смысловое содержание которых
заключается в абстрактно логическом
обыгрывании соперника (шашки, шахматы,
бридж и т. д.).
6. Виды спорта, основу которых составляют
двигательные действия, входящие в различные
виды спорта (спортивное ориентирование,
биатлон, морское многоборье, современное
пятиборье и т.д.).
В спортивной практике виды спорта и отдельные
спортивные дисциплины, входящие в основном
в первую группу (см. выше), могут также
классифицироваться по характерному типу
проявления физических и технико тактических
способностей занимающихся на 6 подгрупп:
– скоростно силовые (прыжки, метания,
спринтерский бег, тяжелая атлетика, велосипедный
спринт и т.д.);
– циклические (требующие преимущественного
проявления выносливости локомоции: бег,
плавание, лыжные гонки, гребля, шоссейные
велогонки и т.д.);
– сложно координационные (гимнастика,
прыжки в воду, фигурное катание, акробатика,
горнолыжный спорт и т.д.);
– спортивные игры (футбол, волейбол, водное
поло, теннис и т.д.);
– единоборства (бокс, борьба, фехтование
и т.д.);
– многоборья.
3. Основные направления развития спортивного
движения
Спорт во всем мире в настоящее время развивается
по двум основным направлениям (рис. 1.1):
1) массовый общедоступный спорт;
2) спорт высших достижений.
Массовый общедоступный спорт имеет следующие
разновидности: детско юношеский или школьный,
студенческий, профессионально прикладной,
кондиционный, рекреативный и инвалидный.
Во многих странах мира эти разновидности
включены в движение «спорт для всех».
В зависимости от направленности занятий
в массовом спорте преимущественно решаются
конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные,
рекреативные, профессионально прикладные,
связанные с поддержанием занимающимися
своего оптимального физического состояния
(кондиции).
Школьный спорт и студенческий спорт ориентированы
на приобретение базовой физической подготовленности
и оптимизацию общей физической дееспособности,
реализуемых через достижение спортивных
результатов массового уровня. Практика
использования спорта в системе образования
подчинена, прежде всего, общепедагогическим
принципам и строится в соответствии с
единой логикой и условиями организации
многосоставного учебно воспитательного
процесса (Л.П.Матвеев, 1999).
Профессионально прикладной спорт используется
как средство подготовки к определенной
(в основном – экстремальной) профессиональной
деятельности. Он, как правило, ориентирован
на формирование специфический двигательных
навыков и развитие приоритетно значимых
физических качеств (морское, военное,
милицейское многоборья, пожарно прикладной
спорт, различные виды боевых и восточных
единоборств и т.д.).
Оздоровительно рекреативный спорт служит
средством здорового отдыха, восстановления,
оздоровления организма и сохранения
оптимального уровня работоспособности.
Кондиционный спорт используется для
поддержания необходимого уровня работоспособности,
повышения физической подготовленности
людей и долговременного сохранения их
специфической дееспособности. Эти задачи
реализуются, в том числе, через подготовку
к участию и участие в массовых и официальных
соревнованиях для ветеранов.
Спорт для инвалидов служит средством
их реабилитации, повышения физической
работоспособности, эмоциональной зарядки
и приобщения к общественно полезной деятельности.
Спорт высших достижений – это деятельность,
направленная на удовлетворение интереса
занимающихся к определенному виду спорта,
на достижение ими высоких спортивных
результатов, которые в итоге получают
должное общественное признание, на повышение,
как собственного престижа, так и престижа
команды, а на высшем уровне – еще и престижа
страны.
Достижения в большом спорте возможны
только благодаря целенаправленной, многолетний
тренировочной работе с предельными физическими
и психическими нагрузками, использованию
сбалансированной системы тренировочных
и соревновательных нагрузок, с постоянным
увеличением соревновательной практики
как наиболее эффективного средства мобилизации
функциональных ресурсов, применению
нетрадиционных средств подготовки, позволяющих
полнее раскрыть функциональные резервы
организма, при условии незаурядной спортивной
одаренности спортсмена, совершенной
системы управления тренировочным процессом.
В тоже время, совершенно очевидно, что
спорт высших достижений как бы «вырастает»
из массового общедоступного спорта, связан
с ним определенной преемственностью
в отношении средств и методов подготовки,
стимулирует массовое спортивное движение,
создавая для него целевые ориентиры.
Современный спорт высших достижений
удел сравнительно немногих, действительно
обладающих выдающимися спортивными способностями
людей, однако, он также неоднороден. В
настоящее время в нем наметились два
направления:
– любительский (профессионализированный)
спорт высших достижений (Л.П.Матвеев,
1999) или олимпийский спорт (В.Н.Платонов,
1997);
профессиональный коммерческий спорт.
Любительский спорт остается той специфической
сферой деятельности, в которой обеспечивается
максимальное выявление и развитие природной
одаренности и личностных качеств человека
через неуклонное продвижение к новым
спортивным достижениям. Любительский
спорт развивается полностью в соответствии
с основными законами развития спорта.
В.Н.Платонов (1997) относит такой спорт к
категории – «олимпийский спорт». По мнению
Л.П.Матвеева (1999) и ряда других специалистов
любительский – олимпийский спорт все
заметнее профессионализируется. Это
значит, что у определенной части спортсменов,
начинающих с так называемого любительского
спорта, спортивная деятельность, при
известных условиях, занимает основное
место в их образе жизни, становится главной
сферой приложения их деятельных сил,
и, вместе с тем, становится основным источником
их материального благополучия.
Однако основное отличие профессионального
коммерческого спорта от так называемого
«любительского» заключается в том, что
он развивается уже не только по законам
спорта, но и по законам бизнеса. На систему
подготовки спортсменов профессионалов
определяющее влияние оказывают целевые
установки, сводящиеся к успешному выступлению
в длинной серии стартов, следующих один
за другим. Это связано с действием основополагающего
принципа материального вознаграждения,
тесно связанного с текущим рейтингом
спортсмена, а значит с необходимостью
постоянно стремиться к повышению этого
рейтинга, выполняя условия организаторов
коммерческих соревнований.
Спортсменов, попавших в сферу спорта
высших достижений, можно условно разделить
на три группы. К первой из них следует
отнести спортсменов (профессионалов
и любителей), которые, прежде всего, стремятся
успешно выступать на главных, наиболее
престижных «любительских» стартах, максимально
повышающих рейтинг в случае удачного
исхода соревновательной борьбы (Олимпийских
играх, чемпионатах мира, континентальных
первенствах и т.д.).
Вторую группу составляют спортсмены
профессионалы, имеющие высокие результаты
и высокий рейтинг, но не настраивающиеся
на приоритетное выступление в официальных
любительских соревнованиях, поскольку
главная их цель связана с успешным выступлением
в различных профессиональных турнирах,
коммерческих стартах и стартах по приглашению.
К третьей категории относятся спортсмены
ветераны (представители спортивных игр,
отдельных видов единоборств, фигурного
катания и др.), которые, поддерживая средний
для себя уровень физической подготовленности
и обладая очень высоким техническим мастерством,
достаточно долго продолжают выступать
ради привлечения зрителей и сохранения
тем самым собственных высоких заработков.
4. Социальные функции спорта
В настоящее время спорт представляет
собой многообразное общественное явление.
В качестве продукта общественного развития
он составляет органическую часть культуры
общества, приобретая различные черты
в зависимости от конкретных социальных
условий. Вместе с тем, спорт оказывает
огромное влияние, как непосредственное,
так и опосредованное, на культурное и
экономическое развитие общества, на весь
образ жизни людей. Поэтому спорту присущи
социальные функции.
Термин «функция» отождествляется с понятием
действие. С этой точки зрения, необходимо
говорить о воздействии спорта на человека
с целью удовлетворения его физических
и духовных потребностей. Однако спорт
не ограничивается только этим, его функции
гораздо шире.
В настоящие время теоретики выделяют
ряд присущих спорту социальных функций
– специфических и неспецифических.
К специфическим функциям относят те,
которые реализуются в основной сущности
самого спорта – его соревновательной
деятельности. Эти функции носят название:
соревновательно эталонная и соревновательно
эврестическая.
Соревновательно эталонная функция спорта
заключается в том, что разнообразные
классификационные нормативы и фиксируемые
рекорды приобретают широкое признание
и служат своеобразными индикаторами
индивидуальных и общечеловеческих возможностей.
При этом важно то, что спортивные эталоны
постоянно меняются, прогрессируют, стимулируя
мобилизацию усилий для самосовершенствования.
Соревновательно эвристическая функция
заключается в поисковой деятельности,
сопряженной с познанием человеком своих
возможностей и нахождением способов
их максимальной реализации.
Неспецифические функции реализуются
вне соревновательной деятельности.
Спортивно оздоровительная функция проявляется
в положительном влиянии занятий спортом
на состояние и функциональные возможности
организма человека. Особенно ярко это
выражено в детском и юношеском спорте,
где благоприятное влияние спортивных
занятий на формирующийся и развивающийся
организм просто неоценимо. Именно в этом
возрасте посредством адекватной двигательной
активности закладываются основы здоровья,
прививаются навыки систематических занятий
физическими упражнениями, формируются
привычки соблюдения правил личной и общественной
гигиены. Большая роль массовому, кондиционному
и рекреативному спорту отводится в работе
со взрослым населением. Он является средством
оздоровления, защиты от неблагоприятных
последствий сокращения двигательной
активности в трудовой деятельности и
в быту, связанного с техническим прогрессом.
Спорт является одной из популярнейших
форм организации здорового досуга, отдыха
и развлечений. Он представляет собой
неиссякаемый источник положительных
эмоций, оптимизирует психическое состояние,
позволяет снимать умственную усталость
и т.д.
Воспитательная функция спорта определяется
его мощным воздействием на формирование
личности занимающихся, их мировоззрения,
характера, волевой сферы и т.д.
Экономическая функция спорта выражается,
прежде всего, в том, что средства, вложенные
в его развитие, в итоге компенсируются
повышением уровня здоровья населения,
ростом работоспособности трудящихся,
увеличением производительности труда,
продлением человеческой жизни.
Экономическое значение имеют также финансовые
средства, полученные от организации спортивных
зрелищ, эксплуатации специальных сооружений,
предоставления различных услуг в области
физической культуры и спорта и т.д. Однако
это лишь малая доля, которая, как правило,
не может окупить те средства, которые
государство и общественные организации
вкладывают в физическую культуру и спорт.
Основная общественная ценность – здоровье
населения. И в этом аспекте роль спорта,
безусловно, неоценима.
Эстетическая функция спорта раскрывается
в том, что он несет в себе эстетические
свойства, проявляющиеся в гармонии физических
и духовных качеств человека, и в этом
отношении граничит с искусством. Красота
человеческого тела, технически сложные
и отточенные движения ведущих атлетов,
праздничное настроение – все это привлекает
истинных поклонников спорта. Популярность
спорта как зрелища определяется эмоциональной
доходчивостью, остротой вызываемых переживаний,
затрагивающих личные и коллективные
интересы множества людей, а также универсальностью
«языка спорта», понятного практически
каждому.
Социализирующая функция спорта (функция
социализации личности) вытекает из того,
что спорт является одним из мощных факторов
вовлечения людей в общественную жизнь,
приобщения к ней и формирования у занимающихся
опыта социальных отношений.
Спортивные отношения (межличностные,
межгрупповые, межколлективные), так или
иначе, включаются в систему социальных
отношений, выходящих за рамки спорта.
Совокупность этих отношений составляет
основу влияния спорта на личность, основу
усвоения человеком социального опыта,
как в сфере спорта, так и более широком
масштабе, является фактором сближения
людей, объединения в группы по интересам.
Популярность спорта, естественная увязка
спортивных успехов и достижений с престижными
интересами нации и государства делают
его удобным средством воздействия на
массовое сознание.
Коммуникативная функции спорта раскрывается
в том, что универсальный «язык спорта»,
его всеобщая притягательность делают
спорт действенным фактором укрепления
международных связей, представляют собой
мощный импульс для роста взаимопонимания
и культурного сотрудничества народов.
Спорт занимает, таким образом, одно из
ведущих мест в международном общении.
Информация о работе Сущность, функции и основные направления современного спорта