Сущность и социальные функции спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:05, реферат

Описание работы

Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающими персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I: Теоретическое изучение сущности понятия «спорт» и его особенности.
1.1Понятие “Спорт” и его функции.....................................................................4
1.2 Классификация видов спорта……….............................................................6
Глава II: Практическое изучение роли спорта в современном обществе.
2.1 Социальные функции спорта………………………...……………………..10
2.2 Роль физической культуры в жизнедеятельности человека …………….12
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список используемой литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Реферат по физре.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

К специфическим функциям относят те, которые реализуются в основной сущности самого спорта – его соревновательной деятельности. Эти функции носят название [5]:

  1. соревновательно-эталонная
  2. соревновательно-эврестическая. 

1)Соревновательно-эталонная функция спорта заключается в том, что разнообразные классификационные нормативы и фиксируемые рекорды приобретают широкое признание и служат своеобразными индикаторами индивидуальных и общечеловеческих возможностей. При этом важно то, что спортивные эталоны постоянно меняются, прогрессируют, стимулируя мобилизацию усилий для самосовершенствования.  
         2)Соревновательно-эвристическая функция заключается в поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей и нахождением способов их максимальной реализации [1]. 

Неспецифические функции реализуются вне соревновательной деятельности.

1) Спортивно-оздоровительная функция проявляется в положительном влиянии занятий спортом на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благоприятное влияние спортивных занятий на формирующийся и развивающийся организм просто неоценимо. Именно в этом возрасте посредством адекватной двигательной активности закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки соблюдения правил личной и общественной гигиены. Большая роль массовому, кондиционному и рекреативному спорту отводится в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий сокращения двигательной активности в трудовой деятельности и в быту, связанного с техническим прогрессом. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Он представляет собой неиссякаемый источник положительных эмоций, оптимизирует психическое состояние, позволяет снимать умственную усталость и т.д.

2)Воспитательная функция спорта определяется его мощным воздействием на формирование личности занимающихся, их мировоззрения, характера, волевой сферы и т.д.

3)Экономическая функция спорта выражается, прежде всего, в том, что средства, вложенные в его развитие, в итоге компенсируются повышением уровня здоровья населения, ростом работоспособности трудящихся, увеличением производительности труда, продлением человеческой жизни. Экономическое значение имеют также финансовые средства, полученные от организации спортивных зрелищ, эксплуатации специальных сооружений, предоставления различных услуг в области физической культуры и спорта и т.д. Однако это лишь малая доля, которая, как правило, не может окупить те средства, которые государство и общественные организации вкладывают в физическую культуру и спорт.[4].

4)Эстетическая функция спорта раскрывается в том, что он несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, и в этом отношении граничит с искусством.   Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения ведущих атлетов, праздничное настроение – все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища определяется эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых переживаний, затрагивающих личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.                     5) Социализирующая функция спорта (функция социализации личности) вытекает из того, что спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений [3]. 

6)Коммуникативная функция спорта раскрывается в том, что универсальный «язык спорта», его всеобщая притягательность делают спорт действенным фактором укрепления международных связей, представляют собой мощный импульс для роста взаимопонимания и культурного сотрудничества народов.

Таким образом, спорт занимает, одно из ведущих мест в международном общении.

 

2.2 Роль физической  культуры в жизнедеятельности  современного человека

           Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред [8].

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов [8].

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту [7].

При достаточно положительной динамике, существует отрицательный эффект физических нагрузок.

При всей полезности физических упражнений, использование предельных физических нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям [6].

Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.

Поэтому очень важно при занятиях физическими упражнениями учитывать уровень физического состояния и подготовленности человека.

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера [10]:

-образовательные функции, которые выражаются в использовании  физической культуры как учебного  предмета в общей системе образования  в стране;

-прикладные функции, имеющие  непосредственное отношение к  повышению специальной подготовки  к трудовой деятельности и  воинской службе средствами профессионально-прикладной  физической культуры;

-спортивные функции, которые  проявляются в достижении максимальных  результатов в реализации физических  и морально-волевых возможностей  человека;

-реактивные и оздоровительно-реабилитационные  функции, которые связаны с использованием  физической культуры для организации  содержательного досуга, а также  для предупреждения утомления  и восстановления временно утраченных  функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

Таким образом, спорт в жизни современного общества играет огромную роль, т.к. спорт оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт. Спорт, первостепенной задачей которого является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные критерии эффективности в спорте высших достижений – победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

Направления спорта различны, например массовый общедоступный спорт, дает много возможности для любого человека в обществе, ведь в зависимости от направленности занятий в массовом спорте преимущественно решаются конкретные задачи: воспитательные, оздоровительные, рекреативные, профессионально прикладные, связанные с поддержанием занимающихся своего оптимального физического состояния. Спорт высших достижений он, как правило, ориентирован на формирование специфический двигательных навыков и развитие приоритетно значимых физических качеств. Оздоровительно рекреативный спорт служит средством здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения оптимального уровня работоспособности.

Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и ЧСС. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.

Выполнение физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой её структуры и разрежением). Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза (дегенерация суставных хрящей). Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека.

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1)Лейфа А.В. Теоретический курс дисциплины «Физкультура», - Благовещенск: изд-во АмГУ, 2003. – 272с.

2)Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и закон // Теория и практика физической культуры, - 2012. – № 11. – С. 19 – 21.

3)Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2004.- 138 с.

4)Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. - М., 2009.

5)Иванков Ч.Т. Теоретические основы методики физического воспитания. Курс лекций. – М., 2000.

6)Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: Учебное пособие. — СПб.,2011.

7)Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 2010.

8)Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. – М., 1997.

9)Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001. -368 с.

10)Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин – тов физ.культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д. Новикова. -2010.

11)Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М., 2001.

 


Информация о работе Сущность и социальные функции спорта