Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:06, реферат
Целью данной работы является изучение танцевальной терапии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие танцевальной терапии;
рассмотреть истоки танцевальной терапии;
изучить теоретические основы танцевальной терапии;
Концепция реабилитации психически больных была разработана в НИИ им. В. М. Бехтерева М. М. Кабановым в конце 60-х гг. прошлого столетия.
В последующие десятилетия развития реабилитационного направления в числе методов невербальной психотерапии широко использовались такие методики, как пантомима и лечебная гимнастика, но дальнейшего развития и научно обоснованных исследований, к сожалению, не получили. В настоящее время все большее применение в реабилитации психически больных среди невербальных форм психотерапии находят арт-терапевтические методы.
Танцевальная терапия является одной из перспективных форм невербальной психотерапии, способствующих развитию моторных, эмоциональных и когнитивных компонентов поведения/ В танцевальной терапии велика роль личностного подхода. Главной задачей танцевального терапевта является не только раскрытие на невербальном уровне особенностей личности больного, но и коррекция его нарушенных взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальный терапевт работает со «здоровым ядром» личности пациентов, раскрывая посредством танца индивидуальность каждого больного, его способность открыто и эмоционально выражать свои чувства.
Танцевальная терапия стоит в одном ряду с художественной, музыкальной и драматерапией. Все эти направления получили общее название экспрессивных видов терапии, поскольку их объединяет то, что они задействуют художественно выражаемые эмоции как способ актуализировать и развивать креативные процессы. Различные художественные формы танца, живопись, музыка, драма заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, развивают его силу, укрепляют его Я и делают его способность чувствовать и переживать более глубокой. Эти экспрессивные формы очень часто используются совместно. Например, танец и движения могут быть задействованы в музыкальной терапии, и в то же время драма-терапия и танцевальная терапия используют в качестве вспомогательного средства живопись. Танцевальная терапия может быть как самостоятельным направлением в реабилитации больных шизофренией, так и вспомогательным методом при проведении вербальной психотерапии.
Продолжительность работы зарубежных танцевальных терапевтов с больными на стадии реабилитации довольно велика: она может длиться несколько месяцев. В нашей стране работа танцевальных терапевтов напрямую зависит от финансирования больниц, которое пока ограничено, что заставляет создавать краткосрочные программы и интегрировать подходы. В связи с этим мы разработали краткосрочный танцевально-терапевтический курс, состоящий из 10 сессий периодичностью 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 1,5-2 часа.
Структурирование сессий осуществляется в зависимости от конкретных потребностей пациентов. Обычно сессии имеют многочастную структуру. Структура танцевально-терапевтических сессий, разработанная для больных шизофренией, содержит следующие этапы:
Главные цели разработанной групповой модели танцевальной терапии - усилить ресурсы пациентов, снять психо-эмоциональные зажимы с помощью танца, физических упражнений и релаксации, усилить личность пациентов и удлинить «период здоровья». Для того чтобы подготовить пациентов к телесному выражению эмоций в танце, «разогреть» их, мы используем в нашей работе корригирующую гимнастику и танцевальное отзеркаливание движений. Комплекс корригирующей гимнастики включает в себя упражнения на развитие эмоций, например, мы предлагаем изобразить грустного, веселого, удивленного человека. С помощью гимнастики цигун мы начинаем эмоциональную работу с телом (движения ветра, укоренение в земле, раскрытие цветка и пр.). Несмотря на невербальный характер методики, обсуждение темы сессии происходит часто, так как иногда тема, предлагаемая танцевальным терапевтом, кажется не актуальной для группы.
В этом случае тема заменяется. Танец-импровизация и работа с кинестетической эмпатией используются всегда.
Часто дополнительно включается в структуру сессии психотерапевтический рисунок. Так как после импровизации идет релаксация под ту же музыку и с той же темой, то рисунок, выполнить который предлагается по окончании релаксации, позволяет впоследствии перевести образ на вербальный уровень, что само по себе является терапевтическим воздействием. Этот образ можно увидеть и обсудить сразу же после завершения картины. Сочетание танца и рисования играет существенную роль в развитии нарушенной моторной координации, особенно дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь рук и зрения, которые играют важную роль в формировании сенсомоторных реакций. Движение глаз, фиксация ими предметов на рисунке, различение ярких красок, прослеживание перемещения предметов и движений в танце способствуют формированию координации ряда функциональных систем, нарушенных в процессе заболевания. Тематический психотерапевтический рисунок упорядочивает необычность ассоциаций, настроение больных. Темы психотерапевтического рисунка подбираются в зависимости от темы танцевально-терапевтической сессии, ими могут быть геометрические фигуры, облака, море, лес, остров, дом, маяк и т. д. В процессе рисования больные либо раскрывают тему сами соответственно своим представлениям, либо отталкиваются от предложенной картины-мишени. На первых пяти сессиях они рисуют цветными карандашами, а затем акварельными красками.
Основные сложности при анализе рисунков душевнобольных связаны с оценкой их стилистических особенностей и формально-структурных элементов — линии, цвета, ритма, композиции. Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорции, стереотипии, манерность и вычурность, обилие предметов и их «разорванность» или шаблонность. Часто только с помощью танца или рисунка можно узнать о переживаниях больного. На танцевально-терапевтических сессиях больные чувствуют себя свободно и защищенно. Как сказала одна больная — «только на танцевальной терапии я могу общаться с другими и не бояться, что меня не поймут». Иногда пациенты с невыраженными нарушениями когнитивных функций описывают содержание своих рисунков на оборотной стороне листа, а потом показывают рисунок участникам группы, рассказывают о нем, а группа обсуждает - какие чувства вызвал тот или иной рисунок.
С помощью рисунков, выполненных после релаксации, можно в конце сессии закрепить положительную установку, предложив обсудить не проблему, а рисунок, его цветовое и пространственно-образное решение. Так как рисунки всех членов группы демонстрируются все вместе, то существует возможность поговорить о целостном решении темы, о групповой работе, о том, какой рисунок с каким может быть объединен, и кто оказался ближе друг другу в решении темы. На заключительной, десятой, сессии пациенты могут видеть, что они нарисовали в течение десяти сессий и как они продвинулись в образном восприятии мира. Как правило, пациенты реагируют неоднозначным образом: некоторые довольны своей работой, а другим может быть совершенно безразличен результат их творчества. Но это бывает, главным образом, у регрессировавших пациентов. По позитивным реакциям на свою работу можно делать выводы об усилении личности.
Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.
Танец является легким способом выражения эмоций, даже если опыт человека настолько травматичен, что он не может говорить об этом. Поэтому танцтерапия используется в работе с жертвами изнасилования, сексуальных домогательств и инцеста. Танцевальная терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.
В танцевальной терапии акцент ставится на честном выражении чувств и свободном движении, а не на определенных движениях. Дети, которые не могут танцевать сложные танцы и не могут в течение долгого времени сидеть неподвижно (что необходимо в традиционной психотерапии), могут получить пользу от свободно протекающей сессии танцевальной терапии.
Основными направлениями танцевальной терапии являются: фрейдистский подход, юнгианская техника и направление объектных отношений.