Техника безопасности на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников. Но все, же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.

Файлы: 1 файл

Техника безопасности на уроках физической культуры.docx

— 28.10 Кб (Скачать файл)

на спортивном плоскостном  сооружении

в бассейне

Акт приемки спортивного  сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года.

Укомплектованная медицинская  аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при различных  травмах и повреждениях.

Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда).

Журнал о результатах  испытаний спортивного инвентаря  и оборудования.

Сертификат соответствия для спортивного инвентаря и  оборудования [26, С. 40].

В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по маарам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем  образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Типовая  инструкция должна содержать следующие  разделы:

- общие требования безопасности;

- требования безопасности  перед началом занятий;

- требования безопасности  во время работы;

- требования безопасности  в аварийных ситуациях;

- требования безопасности  по окончании работы.

При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях  может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий основные положения, указания директивных органов, особенности  методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой  инструкции. В этом же разделе могут  быть приведены ссылки на нормативные  акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а так же перечень актов, утративших силу.

Таким образом, учителя физкультуры  в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться  инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

1.2 Профилактика травматизма  как основное направление техники  безопасности на уроках физической  культуры

Профилактика детского травматизма - одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев  при занятиях физической культурой  является одной из важнейших задач  преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений  организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам  и ухудшению здоровья.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев  при занятиях физической культурой  и спортом является одной из важнейших  задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений  организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

Основные причины травматизма:

1. Организационные недостатки  при проведении занятий. Это  непродуманная организация урока,  проведение занятий в отсутствие  учителя, слабая дисциплина и  подготовленность инвентаря, используемого  на уроке. Это нарушение инструкций  и положений о проведении уроков  физической культуры, неквалифицированное  составление программы соревнований, нарушение их правил, перегрузка  программы и календаря соревнований  и т.д.

2. Ошибки в методике  проведения урока, связанные с  нарушением дидактических принципов  обучения (регулярность занятий,  постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального  подхода, недостаточный учет состояния  здоровья, половых и возрастных  особенностей, техническая и физическая  подготовленность учащихся (форсирование  нагрузок).

Часто причиной травм является пренебрежительное отношение к  подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.

3. Недостаточное материально-техническое  обеспечение, оснащение занятий:  плохая подготовка мест занятий  и инвентаря, плохое крепление  снарядов, отсутствие табельного  инвентаря и оборудования, малые  залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности  дорожек.

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое  состояние залов, площадок: плохая  вентиляция, недостаточная освещенность  мест занятий, запыленность, низкая  температура воздуха и воды  бассейна. Неблагоприятные метеорологические  условия: дождь, снег, сильный  ветер и др. Недостаточная акклиматизация  учащихся.

5. Низкий уровень воспитательной  работы, нарушения дисциплины, поспешность,  невнимательность учителя и учащихся.

6. Отсутствие медицинского  контроля. Допуск к соревнованиям  без прохождения врачебного осмотра,  невыполнение учителем врачебных  рекомендаций по срокам возобновления  занятий после заболеваний, по  ограничению нагрузок, комплектованием  групп в зависимости от степени  подготовленности учащихся [34, С. 17] .

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев - это нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителями физкультуры, тренерами, учащимися.

 

В перечне причин травмирования особо стоит гипокинезия. Большинство новорожденных получают наследственную информацию по гипокинезии от родителей. Затем двигательный голод нарастает (детский сад, школа). При поступлении в школу в младших классах, организованная и неорганизованная активность снижается на 50%. Любые отклонения в состоянии здоровья у детей, а они неизбежны у физически ослабленных, могут быть причиной травмы. Так, плохая осанка повышает степень риска получения различных травм и не только позвоночника, но и внутренних органов грудной клетки (поскольку они занимают неблагоприятное положение и имеют сниженную функцию) [39, С. 186].

На занятиях по физическому  воспитанию учителя используют разнообразное  спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки.

Во избежание возможных  травм необходимо выполнять следующие  правила:

а)все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;

б)по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

Важно также знать и  некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно  наглядно показать всем учащимся.

Так, при отодвигании секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой.

Во время установки  перекладин и брусьев при опускании  хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить  травму кистей рук, нельзя держаться  ими за вертикальную направляющую трубу  секций, а при отведении в сторону  грифа или жерди необходимо соблюдать  осторожность, чтобы не задеть ими  рядом стоящего учащегося.

Большое внимание необходимо уделить установке учащимися  стопорных болтов, которые должны до упора вставляться 15 свои гнезда-отверстия  с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах.

После установки снарядов в рабочее положение нужно  под каждый снаряд положить необходимое  количество гимнастических матов.

Если многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) иод снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.

При выполнении учащимися  физических упражнений на снарядах возле  спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.

В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический  уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом  контроле со стороны учителя физического  воспитания за целостностью элементов  снарядов, узлов их креплений, а также  в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.) [22, С. 59]

Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно  и под непосредственным контролем  учителя физического воспитания.

Для предупреждения травматизма  необходима, прежде всего, систематическая  проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений  снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные  накладки, для профилактики повреждений  лучезапястных суставов - кожаные  манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела - поролоновые прокладки.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается в  физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся в целях правильного  и успешного завершения части  или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка  фиксаций; помощь подталкиванием.

Страховка - это готовность учителя или учащегося оказать  помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно [14, С. 19].

Самостраховка - способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки па плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки []14, С. 28.

Одна из важнейших функций  физкультурных работников - это профилактика спортивного травматизма. Причинами  травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а  также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетворительного  состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол  гимнастических залов, неровный лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления  для прыжков и т. д.

К недостаткам оборудования мест занятий относятся:

плохое качество или изношенность снарядов, матов;

наличие на местах занятий  посторонних предметов;

- плохое качество, неисправность  спортивного инвентаря или его  неправильное хранение;

- несоответствие размеров  и массы инвентаря индивидуальным  особенностям занимающихся

При занятиях гимнастикой  возможны ссадины, потертости, ушибы  и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей.

Используют такие технические  средства: поролоновые ямы, тренажеры  с поясом для изучения оборотов на перекладине, амортизирующие пояса  для страховки при обучении и  выполнении сложных комбинаций.

Травматизм при занятиях легкой атлетикой различается в  зависимости от узкой специализации  в видах спорта. Спринтеры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава [12, С. 48] .

Барьерный бег дополняется  ушибами и растяжениями связок коленного  и голеностопного суставов, травматических радикулитов. При беге на средние  и длинные дистанции возникают  потертости стон и промежности, хронические  заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.

Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного  сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.

Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные с  дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.

При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают  хронические артриты коленного  сустава, растяжение связок коленного  и голеностопного суставов, ушибы, надрывы  и разрывы мышц задней поверхности  бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости  голени. Нужно обязательно следить, чтобы на поле, как и в других местах занятий, не было камней, стекол и других предметов, которые могут  привести к травмам и падениям [5, С. 22].

Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при  низких температурах опасны из-за возможности  обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение  даже при нулевой температуре.

Таким образом, для профилактики спортивного травматизма учителя  физического воспитания должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать  индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само - и взаимостраховки.

Информация о работе Техника безопасности на уроках физической культуры